Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа
Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. В психологии всегда подчеркивается социально обусловленный характер направленности личности и ее формирование путем воспитания. Направленность включает несколько связанных иерархических форм: влечение, желание. Стремление, интерес. Склонность, идеал, мировоззрение. Убеждение. Все формы направленности личности одновременно являются мотивами ее деятельности.
Более подробно рассмотрим
понимание в отечественной
9
Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на том, что иной предмет. Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние и первоначально сознательно не связанных с объектом, то, интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует.[6]
Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только одни: интересует, нравится, потому что нравится.
В ходе индивидуального развития интерес формируется, по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкой обучения, и его результатом, обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой
10
стороны, интересы, их формирование является целью педагогической работы; формирование полноценных интересов – существенная задача обучения.
Существенно новые условия для развития интересов у ребенка возникают с поступлением его в школу и началом обучения различным предметам.[19]
В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них самих успехи. Огромную роль в пробуждении и развитии интереса к учению играют личность учителя, качество преподавания (в частности эмоциональная яркость и живость). Один из основных путей воспитания положительных, устойчивых и действенных познавательных интересов – понимание учащимися значения изучаемого материала.
Интерес формируется, и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколько-нибудь сложившихся устойчивых интересов, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет, то у них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро угасающая направленность.
Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения. Относительно большую устойчивость приобретают те из интересов, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увлечения, которые держатся в течение некоторого, не очень длительного периода,
11
сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступенька, ведущие у цели. В направленности интересов и путях их формирования наблюдаются значительные индивидуальные различия.[25]
На то, что задолго до поступления в школу у детей надо воспитывать и поддерживать интерес к ней, указывается в исследованиях Л.И.Божович, Л.С.Славиной, М.Н.Волокитиной. Эти авторы рассматривали особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, причины неуспеваемости и нарушения дисциплины учащимися, пути ликвидации второгодничества. Наряду с решением этих вопросов они отмечали, что формирование у детей в дошкольном возрасте интереса к знаниям, желание учиться и выполнять школьные правила, положительного отношения к школе, к предстоящим школьным обязанностям, уважения к учителю, интереса к книге - является основой для создания у них уже в начальных классах устойчивых учебных интересов и ответственного отношения к учебе, общественной работе [6].
В ряде психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме интереса, особо выделяется то положение, что наличие или отсутствие интересов у человека связано с его определенным эмоциональным отношением к окружающему. [8,33]
Не допуская отождествления этих двух понятий, Н.Г.Морозова указывает на их органическую связь и подчеркивает, что положительное отношение-это основа, благоприятная почва для формирования и
12
развития интереса. Без эмоционально-положительного отношения к объекту или явлению со стороны субъекта невозможно формирование настоящего интереса. Положительное отношение в данном случае выступает как начальная стадия в его развитии [18].
Психологи и педагоги считают, что одной из важнейших задач воспитания является формирование у человека соответствующего общественным требованиям отношения к разным сторонам действительности.
Особенностью отношений человека к окружающей действительности является их динамичность. Они развиваются и изменяются в течение жизни под влиянием воспитания и обучения, в связи с изменением опыта человека.
У детей дошкольного возраста определенные отношения формируются постепенно и первые из них характеризуются ситуативностью, быстрой сменой, зависят от эмоционального состояния.
Постепенно с расширением жизненного опыта детей меняется характер отношения к окружающему. У старших дошкольников появляются новые отношения, которые отличаются своей длительностью и сознательностью.
Детей начинает интересовать не только то, что они непосредственно воспринимают, но и то, что находится вне их поля зрения в настоящее время. В этом возрасте формируется избирательное отношение ко многим явлениям окружающей действительности, которое может принять устойчивый характер и оказать влияние на дальнейшее развитие личности ребенка. [6].
13
Отношения формируется на основе не столько с внешними сторонами вещей, сколько с их существом, с их смыслом. Только единство знаний и понимания способствует формированию осознанных отношений.
Деятельность, которая нас в данном случае интересует, - это обучение в школе. Потребность, которая является глубинным побудителем обучения в школе, познавательная. Потребность не непосредственно побуждает к деятельности, а через возникновение интереса. Вот в этом промежуточном звене – интересе – и могут происходить сбои. Вот тогда и может получиться так, что при наличии у ребенка выраженной познавательной потребности обучение в школе тем не менее хромает. [9]
Если познавательная потребность у ребенка заглушена неправильным воспитанием, то интереса к обучению в школе у него не возникает. Но если она имеется, то это еще не обязательно приводит к появлению интереса.
Известный отечественный
психолог Н.Г.Морозова в своей
работе «Учителю о познавательном
интересе» пишет: «Интерес во всех его видах
и на всех этапах развития
характеризуется тремя обязательными
моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познания;
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений).
14
Другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т.д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущности». [18]
Вот от этих трех условий и зависит появление интереса, в том числе интереса к обучению в школе. Итак, если познавательная потребность у ребенка не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится и интереса.
Поступая в школу, ребенок, как правило, положительно настроен по отношению к предстоящей ему деятельности. Он давно уже начал интересоваться, что представляет собой школа, зачем туда ходят ребята, что они там делают и т.д. Если спросить его, зачем нужно учиться в школе, то можно получить вполне разумные ответы вроде того, что учиться надо, чтобы быть способным читать книги и из них все-все узнать; чтобы научиться придумывать машины, которые будут работать вместо людей; чтобы стать образованным, зарабатывать деньги и помогать папе с мамой, когда они станут старенькими, как бабушка, и т.п. Подобные ответы свидетельствуют о том, что у детей еще до школы складывается положительное отношение к ней. Ребенок гордится своим новым положение, своей школьной формой, новыми книгами и портфелем, тем, что у него теперь есть обязанности, которые должны уважать взрослые, и т.д. Все это означает, что детский сад заранее заложил правильное отношение к школе. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не
15
может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника. Этому новообразованию Л.И.Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступить как критерий готовности к школьному обучению [6]. Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывают им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка, и для окружающих его взрослых. [6]
Индивидуальность воспитателя оказывает самое непосредственное влияние на поддержание интереса к учебе.
Воспитатель должен развить познавательные потребности и, как результат этого, способность получать радость от познания нового. Если это условие отсутствует, то компенсировать его вряд ли удастся. Ребенок может прекрасно понимать необходимость учиться в школе и в этом смысле положительно относиться к учебе; учитель может сколь угодно талантливо давать уроки - но все равно, если ребенок в своем
16
жизненном опыте никогда не переживал радости от узнавания нового, если он попросту не знает такого чувства, если соответствующая способность у него не получила развития, то учеба для него будет делом вынужденным, доставляющим только отрицательные эмоции. Она будет постоянно раздражать его, вызывать стремление избавиться от этого. Главное не упустить этот момент в подготовке ребенка к школе. [7,9]
Если ребенок радуется, когда узнает что-то новое, если сама учеба вызывает у него положительные эмоции, то места для отрицательного отношения к ней просто не остается.
Создание определенной, нравственной установки на будущее в виде положительного отношения ко всему, что связано со школой и жизнью школьников, одна из задач детского сада при подготовке детей к школе.