Роль предметно-развивающей среды в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83

Работа содержит 1 файл

Дипломн раб Роль предметно-.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

                                               Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.  Развитие  интереса  к школе у детей дошкольного возраста как  педагогическая  проблема

1.1  Понятие  «интерес  к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7

1.2  Особенности развития  интереса   к  школе  у  детей  дошкольного возраста…………………………………………………………………………17

1.3  Условия   развития  интереса  к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22

Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях

2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27                  

2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды  дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33

2.3 Особенности  организации  предметно-развивающей  среды  в старших группах  детского  сада………………………………………………………..43

Глава  3.  Опытно- экспериментальная  работа  по  созданию  предметно-развивающей  среды  подготовительной группы детского сада как  фактора    развития   интереса  к школе у детей 6-7  лет.

3.1 Диагностика интереса  к  школе у детей  6-7  лет  ..………………………48

3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского  сада……………………………………………………………………63

3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68

Заключение……………………………………………………………………..70

Список литературы……………………………………………………………..80

Приложения……………………………………………………………………..83

 

Введение

В  настоящее  время  школа  осуществляет  большую  работу  по  проведению  в  жизнь  реформы  общеобразовательной  и  профессиональной  школы.  Совершенствуется  система образования,  повышается  уровень обучения  и  воспитания  молодого  поколения,  улучшается  его  подготовка  к  самостоятельной  трудовой  жизни.

Детский  сад,  являясь  первой  ступенью  в  системе  образования,  выполняет  важную  функцию  подготовки  детей  к  школе.  От   того,  насколько  качественно  и  своевременно  будет  подготовлен  ребенок  к  школе,  во  многом  зависит  успешность  его  дальнейшего  обучения.

Подготовка  детей  к  школе  включает  себя  две  основные  задачи:  всестороннее  воспитание  ребенка  (физическое,  умственное,  нравственное,  эстетическое)  и  специальная  подготовка  к  усвоению  тех  предметов,  которые  он  будет  изучать  в  школе.  [25]

Основной  целью  подготовки  детей  к  школе является  формирование  у детей знаний  и умений,  предусмотренных «Программой  воспитания  и  обучения  в  детском  саду».  Но  наряду  с  этим  очень  важно  воспитать  в ребенке  любознательность,  умение  сравнивать,  сопоставлять,  анализировать,  потребность в самостоятельном поиске  ответов на  возникающие вопросы.  Трудно  предположить,  что  ребенок,  у  которого  недостаточно  сформирован  интерес  к  знаниям,  будет  активно  работать  на  уроке,  мобилизовывать  усилия,  волю  для  выполнения  заданий,  овладеть  знаниями,  достигать  положительных  результатов  в  учении.  Таким  образом,  очевидно,  что  задачи  умственного  воспитания  ребенка должны  решаться  в тесной  связи с задачами  воспитания  нравственно-

 

3

 

 

волевых  качеств  личности:  настойчивости,  прилежания,  старательности,  стремления  достигать  качественного результата,  а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.

Окружающая среда рассматривается  как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребёнка  с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Ведь период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка. Поэтому педагоги дошкольного учреждения уделяют много внимания созданию предметно – развивающей среды, которая должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также выбранной педагогом программе.

Построение предметной среды – это внешние условия  педагогического процесса, позволяющие  организовать самостоятельную деятельность  ребёнка, направленную на  развитие  интереса  детей к школе.[2]

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического  процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка, позволяющей ребёнку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

К настоящему времени  в отечественной педагогике и  психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды в ДОУ:

-  формирование архитектурно  – планировочных решений интерьера  и экстерьера ДОУ с целью  создания наиболее комфортной  обстановки для детей и взрослых. (О.А. Барханова, Н.В. Михеева, Г.Н. Пантелеев и др.);

4

 

 

 

-  преобразование материально  – технического обеспечение педагогического  процесса в ДОУ на основе  принципов построения развивающей  среды, формирование системы развивающей  предметной среды детского сада (О.В. Артамонова, Л.М. Кларина, С.Л. Новосёлова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина и др.).

   Однако в реальной практике  до сих пор предметная среда групп детских садов не является развивающей, характеризуется однообразием и бедностью, не способствует появлению возрастных новообразований ребенка. Данные обстоятельства определили выбор темы исследования.

Цель исследования: Определить влияние развивающей среды на  развитие  интереса  к школе у детей старшего  дошкольного возраста.

Объект исследования: Развитие  интереса к  школе  у детей старшего  дошкольного  возраста.

Предмет исследования: влияние  предметно-развивающей среды    на развитие  интереса  к  школе  у  детей подготовительной  группы  ДОУ.

Гипотеза  исследования:  предметно-развивающая среда группы детского сада будет влиять на повышение   у детей интереса  к школе, если ее элементы будут способствовать обогащению представлений детей о школьной действительности, повышать общую познавательную направленность дошкольников, обеспечивать их активность  в освоении элементов учебной деятельности и проявлении своего эмоционально-положительного отношения к школе.

Задачи  исследования:

1.  Проанализировать  психолого - педагогическую  литературу  по  проблеме  развития  интереса  к школе у детей дошкольного возраста .

2. Проанализировать подходы   к  построению  предметно-развивающей   среды  в  дошкольном образовательном  учреждении.

5

 

 

3. Провести диагностику  уровней развития интереса к  школьному обучению у детей  подготовительных групп детского  сада.  

4. Обогатить предметно-развивающую  среду   подготовительной  группы  ДОУ новыми элементами и  проверить  эффективность  ее  влияния  на  развитие  интереса  детей  к  школе.

Методологической  основой  являются  исследования Т.И.Бабаевой по проблеме формирования у детей интереса и положительного отношения к  школе как компонента психологической готовности к школьному обучению; подходы к построению предметно-развивающей среды ДОУ и ее роли в развитии и формировании  ребенка (В.А.Петровский,  С.Л.Новоселова и др.).

Методы  исследования:

 1. Теоретический анализ  психолого-педагогической  литературы  по  теме  исследования.

2.  Эмпирические:

                -  методика  «Две  школы» ( Л.А.Венгер);

                -  Беседа  с детьми (Р.С.Немов, Т.И.Бабаева);

                - Анализ  предметно-развивающей развивающей  среды;

                -  Педагогический  эксперимент.

База  исследования:  Дошкольное  образовательное  учреждение 

         «Аржаан»  с. Кызыл-Мажалык, Барун-Хемчикского кожууна.

Теоретическая значимость  состоит в расширении  представлений  о роли предметно -  развивающей  среды детского сада в развитии интереса детей к школе. 

Практическая  значимость  исследования  заключается  в  том,  что  материалы эмпирического исследования могут  быть использованы  воспитателями по конструированию предметно-развивающей среды как фактора развития  интереса  к школе у детей подготовительной  группы.

6

 

 

Глава  1. Развитие  интереса  к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая  проблема.

1.1  Понятие  «интерес  к школе» в психолого-педагогической литературе.

Полноценное  формирование  личности  возможно  при  условии  ее  активной  устремленности  в  будущее,  положительной  направленности  не  решение  отдаленных  жизненных задач  и  перспектив. 

Настроенность  сознания,  чувств,  воображения  личности  на  конкретное  протекание  будущих  действий  и  отношений  играет  важнейшую  роль  в  проявлении  ее  активности,  в  становлении  психологической  готовности  осуществлении  предстоящей  деятельности.  Все  сказанное  в  полной  мере  относится  в  формировании  готовности  детей  к  школе.  Научные  данные  свидетельствуют  о  том,  что  интерес  к  школе,  активное  эмоциональное  положительное  отношение  к  обучению  становится    действенным  стимулом  успешного  освоения  ребенком  новой  школьной  позиции  и  плодотворной  деятельности  в  новой  роли  ученика.  Отсутствие  у  ребенка  соответствующей  психологической  установки  на  началах  школьного  обучения  становится  препятствием  для быстрой адаптации к новым условиям,  и нередко приводит  к нежелательной эмоциональной перегрузке,  школьному стрессу (М.В.Андропова),  связанных с неспособностью   ребенка ответить  на  новые требования.

В работах Б.Г.Ананьева, Т.И.Бабаевой и др. подчеркивается, что воспитание  содержательного  положительного  отношения  к  школе  у  старших  дошкольников  должно  выступить  самостоятельной  задачей,  требующей  для  своего  разрешения  особого  содержания  и  места в системе педагогического процесса  в детском саду.  [5.35].

 

7

 

 

Анализ  показывает,  что  положительное  отношение  детей  к  школе  обладает  сложной  психологической  структурой,  включающей  познавательный,  эмоционально-волевой  и  деятельностный  компоненты.  Познавательный  компонент  представлен  наличием  определенных  знаний  детей  школьной  реальности,  активного  интереса  к  различным  сторонам  предстоящего  нового  образа  жизни,  к  учителю,  школьникам,  а  также  общей  познавательной  направленности  будущих  учащихся,  эмоционально-волевой  компонент  характеризуются  наличием  положительной  установки  дошкольников  на  предстоящее  обучение,  радостного  ожидания  начала  учебы,  уверенности  в  своих  возможностях  преодолеть  трудности,  проявить  настойчивость,  старательность.  Деятельностный  компонент  отражает  готовность  дошкольников  в  активном  проявлении  своего  эмоционально-положительного  отношения  к  школе  в  конкретных  делах  и  поступках:  в  общении  с учителем  и товарищами,  в учебной деятельности,  в обращении с учебными  принадлежностями.  Все это является  следствием  освоения    ребенком  в детском саду  целого  комплекса соответствующих поведенческих,  коммуникативных и деятельностных  умений [5].

Естественно,  что  подобное  многогранное  отношение  к  предстоящему  обучению  в  школе  не  формируется  у  детей  стихийно,  а  является  результатом  целенаправленного  воспитания.  Не  случайно известный  советский  психолог  Б.Г.Ананьев  особо  подчеркивал,  что  становление  эмоциональных,  познавательно-волевых  установок  дошкольников  на  школьное  обучение  представляет  собой  целостное  модификации  личности,  свидетельствующие  об  общей  изменении  ее  структуры [1].

 

8

 

 

 

Слово  «интерес»  многозначно.  Можно интересоваться  чем-нибудь  и   быть  заинтересованным  в чем-нибудь.  Это вещи  разные,  хотя  и бесспорно связанные между собой.  В словаре-справочнике по психологии дается следующее определение: «Интерес – одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту»[29,с.47]. Таким образом, понятие интерес входит в более широкое понятие направленность личности. В разных концепциях понятие направленности раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), смыслоообразующий мотив (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев). Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций и т.д. таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.

Информация о работе Роль предметно-развивающей среды в ДОУ