Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа
Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе»
в психолого-педагогической литературе
………………..………………………………………………....
1.2 Особенности развития интереса
к школе у детей дошкольного
возраста…………………………………………………………
1.3 Условия развития интереса к школе
в детском саду …………………………………………………………………………….
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая
среда» в психолого-педагогических исследованиях
……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно -
развивающей среды дошкольного образовательного
учреждения…………………..……………......
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей
среды в подготовительной группе детского
сада……………………………………………………………………
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В настоящее время школа осуществляет большую работу по проведению в жизнь реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Совершенствуется система образования, повышается уровень обучения и воспитания молодого поколения, улучшается его подготовка к самостоятельной трудовой жизни.
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Подготовка детей к школе включает себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе. [25]
Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилия, волю для выполнения заданий, овладеть знаниями, достигать положительных результатов в учении. Таким образом, очевидно, что задачи умственного воспитания ребенка должны решаться в тесной связи с задачами воспитания нравственно-
3
волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.
Окружающая среда
Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на развитие интереса детей к школе.[2]
Важной задачей дошкольных
образовательных учреждений становится
совершенствование
К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды в ДОУ:
- формирование архитектурно
– планировочных решений
4
- преобразование материально
– технического обеспечение
Однако в реальной практике до сих пор предметная среда групп детских садов не является развивающей, характеризуется однообразием и бедностью, не способствует появлению возрастных новообразований ребенка. Данные обстоятельства определили выбор темы исследования.
Цель исследования: Определить влияние развивающей среды на развитие интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Развитие интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние предметно-развивающей среды на развитие интереса к школе у детей подготовительной группы ДОУ.
Гипотеза исследования: предметно-развивающая среда группы детского сада будет влиять на повышение у детей интереса к школе, если ее элементы будут способствовать обогащению представлений детей о школьной действительности, повышать общую познавательную направленность дошкольников, обеспечивать их активность в освоении элементов учебной деятельности и проявлении своего эмоционально-положительного отношения к школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме развития интереса к школе у детей дошкольного возраста .
2. Проанализировать подходы
к построению предметно-развивающей
среды в дошкольном
5
3. Провести диагностику
уровней развития интереса к
школьному обучению у детей
подготовительных групп
4. Обогатить предметно-развивающую среду подготовительной группы ДОУ новыми элементами и проверить эффективность ее влияния на развитие интереса детей к школе.
Методологической основой являются исследования Т.И.Бабаевой по проблеме формирования у детей интереса и положительного отношения к школе как компонента психологической готовности к школьному обучению; подходы к построению предметно-развивающей среды ДОУ и ее роли в развитии и формировании ребенка (В.А.Петровский, С.Л.Новоселова и др.).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические:
- методика «Две школы» ( Л.А.Венгер);
- Беседа с детьми (Р.С.Немов, Т.И.Бабаева);
- Анализ предметно-развивающей развивающей среды;
- Педагогический эксперимент.
База исследования: Дошкольное образовательное учреждение
«Аржаан» с. Кызыл-Мажалык, Барун-Хемчикского кожууна.
Теоретическая значимость состоит в расширении представлений о роли предметно - развивающей среды детского сада в развитии интереса детей к школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы эмпирического исследования могут быть использованы воспитателями по конструированию предметно-развивающей среды как фактора развития интереса к школе у детей подготовительной группы.
6
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема.
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе.
Полноценное формирование личности возможно при условии ее активной устремленности в будущее, положительной направленности не решение отдаленных жизненных задач и перспектив.
Настроенность сознания, чувств, воображения личности на конкретное протекание будущих действий и отношений играет важнейшую роль в проявлении ее активности, в становлении психологической готовности осуществлении предстоящей деятельности. Все сказанное в полной мере относится в формировании готовности детей к школе. Научные данные свидетельствуют о том, что интерес к школе, активное эмоциональное положительное отношение к обучению становится действенным стимулом успешного освоения ребенком новой школьной позиции и плодотворной деятельности в новой роли ученика. Отсутствие у ребенка соответствующей психологической установки на началах школьного обучения становится препятствием для быстрой адаптации к новым условиям, и нередко приводит к нежелательной эмоциональной перегрузке, школьному стрессу (М.В.Андропова), связанных с неспособностью ребенка ответить на новые требования.
В работах Б.Г.Ананьева, Т.И.Бабаевой и др. подчеркивается, что воспитание содержательного положительного отношения к школе у старших дошкольников должно выступить самостоятельной задачей, требующей для своего разрешения особого содержания и места в системе педагогического процесса в детском саду. [5.35].
7
Анализ показывает, что положительное отношение детей к школе обладает сложной психологической структурой, включающей познавательный, эмоционально-волевой и деятельностный компоненты. Познавательный компонент представлен наличием определенных знаний детей школьной реальности, активного интереса к различным сторонам предстоящего нового образа жизни, к учителю, школьникам, а также общей познавательной направленности будущих учащихся, эмоционально-волевой компонент характеризуются наличием положительной установки дошкольников на предстоящее обучение, радостного ожидания начала учебы, уверенности в своих возможностях преодолеть трудности, проявить настойчивость, старательность. Деятельностный компонент отражает готовность дошкольников в активном проявлении своего эмоционально-положительного отношения к школе в конкретных делах и поступках: в общении с учителем и товарищами, в учебной деятельности, в обращении с учебными принадлежностями. Все это является следствием освоения ребенком в детском саду целого комплекса соответствующих поведенческих, коммуникативных и деятельностных умений [5].
Естественно, что подобное многогранное отношение к предстоящему обучению в школе не формируется у детей стихийно, а является результатом целенаправленного воспитания. Не случайно известный советский психолог Б.Г.Ананьев особо подчеркивал, что становление эмоциональных, познавательно-волевых установок дошкольников на школьное обучение представляет собой целостное модификации личности, свидетельствующие об общей изменении ее структуры [1].
8
Слово «интерес» многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. В словаре-справочнике по психологии дается следующее определение: «Интерес – одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту»[29,с.47]. Таким образом, понятие интерес входит в более широкое понятие направленность личности. В разных концепциях понятие направленности раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), смыслоообразующий мотив (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев). Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций и т.д. таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.