Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: Нарушения речевого развития у детей с ДЦП.
Задачи: Исследование методической литературы

-обследование детей

-обработка собранного материала.
Гипотеза: Дети с ДЦП имеют нарушения в развитии речи.
Предмет: Речь детей с ДЦП.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СПЕЦ. ПСИХОЛОГИИ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

 Изучение уровня связной речи детей 

Для изучения уровня связной речи я использовала методику «пересказа текста». Детям предлагалось прослушать небольшие произведения по объему, незнакомые рассказ или сказку.

Пересказы детей  записывались и анализировались по следующим показателям 

1.ПОНИМАНИЕ  ТЕКСТА Правильно ли ребенок  формулирует основную мысль.
2.СТРУКТУИРОВАНИЕ  ТЕКСТА Умение последовательно  и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа  со структурой текста)
3.ЛЕКСИКА Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными
4.ГРАММАТИКА Правильность  построения предложений, умение использовать сложные предложения.
5.ПЛАВНОСТЬ  РЕЧИ Наличие или  отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.
 

Примечание.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста -10 баллов.2 балла – правильное воспроизведение; 1 балл – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов – среднему уровню, меньше 5 баллов – низкому уровню. 
 
 
 
 
 
 
 

                        
 

 Изучение словарного запаса детей 

Методические  указания:

Необходимо выявить  способность детей быстро подбирать  наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова. 

Задание № 1 Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов. 

Задание №2. Подбор антонимов.

Проводится в  форме игры «Скажи наоборот». Ребенку  предлагается поиграть в слова и  подобрать к названному слову  – противоположное слово по значению. Всего предъявляют 10 слов.

Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному слову; 0 – не соответствует. 

 Задание №3. Подбор синонимов.

Проводится в  форме игры «Скажи по-другому».Ребенку  предлагается подобрать к названному слову- слово, близкое по значению. Всего  предъявляют 10 слов.

Высшая оценка 10 баллов. 1 – балл- подобранное слово  является синонимом названному слову; 0 баллов – не соответствует семантическому полю. 

Задание №4. Подбор определений.

Проводится в  форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно ещё сказать? Каким оно может быть?)

Высшая оценка 10 баллов. 2 балла – придумано  более 3 слов, семантически соответствующих названному слову; 1 балл – менее 3 слов; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова. 

После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявление  словаря, подсчитывается суммарная  оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35-50 баллов – среднему; менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития ребенка. 
 
 

  Изучение грамматической  стороны речи  детей 

Методические  указания:

Необходимо выявить  уровень владения грамматическими  конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений. 

Задание №1. Образование  форм имен существительных, обозначающих детенышей животных.

Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др. ). Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей ( у лисы – лисята, у лисы много лисят и др.).

Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих  форм -2 балла; 1 балл – незначительное отклонение от нормы; 0 баллов – неверные ответы. 

Задание №3.Конструирование  предложений.

Ребенку предлагают 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы – в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. (Например: дети, гулять, парк, аквариум, рыбка, плавать и др.)

Высшая оценка 10 баллов. 2 балла – предложение сконструировано правильно; 1 балл – есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов – не все слова использованы, есть нарушение правил. 

Задание №4. Понимание  грамматических структур.

Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педагог  произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать её смысл с помощью игрушек. ( Например: уложи куклу спать; кошка поймана мальчиком, собака кусает медведя, который схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить её и др.) Всего предлагается 10 предложений для понимания.

Верные результаты( 1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая оценка 10 баллов.

Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление  уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка – 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов – среднему; менее 32 баллов – низкому уровню. 
 
 
 
 
 
 

  Изучение звуковой стороны речи 

Методические  указания к обследованию речи:

Для выявления  особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, б-п, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком (-) – пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушение в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук-заместитель. 
 
 

  № Фамилия, имя  ребенка возраст звукопроизношение Особенности темпа  речи, речевого дыхания Дифференциация  звуков

С З Ц С  П Т К Л 

ШЖЧ Щ Б Д  Г Р

Оценка речи в баллах
             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Речь детей  оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводится примерные оценки звуковой стороны речи детей.

Высший балл – 3, соответствует высокому; 2 –  среднему; 1 – низкому уровню развития звуковой стороны речи детей. 
 

         № Критерий оценки звуковой стороны речи             Баллы Уровень развития звуковой стороны 
          1 Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать  на слух и при произношении). Хорошая  регуляция темпа речи и речевого дыхания.  
 
 
 
           3
 
 
 
 
    Высокий
           2 Неустойчивость  и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков  
 
           2
 
 
    Средний
            3 Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Способность регулировать темпы  речи и дыхания отсутствует  
 
           1
 
 
     Низкий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Исследование речевой деятельности

                     (Авторы Левченко И.Ю., Приходько  О.Г.) 

                   Обследование понимания обращенной  речи. 

Задание 1.

Назвать предметы, их части и качества, а также действия с ними на предъявленных картинках (обследование понимания 3 слов) 

Задание 2.

Выполнение предъявляемых  на слух инструкций различной сложности (обследование понимания 3 предложений) 

Результаты обследования анализируются по следующим критериям:

4 балла - достаточное  понимание обращенной речи;

3 балла –  понимание обращенной речи ограниченно  в пределах ситуации;

2 балла –  совершенно не понимает обращенную  речь;

1 балл – совершенно  не реагирует на обращенную речь. 

                         Обследование словарного запаса 

Задание 3.

Обследование  словарного запаса в процессе называния  предметов и действий по специально подобранным картинкам (5 – предметы, 5 – действия) 

Результаты обследования анализируются по следующим критериям:

4 балла –  достаточный уровень;

3 балла –  в пределах обиходной лексики;

2 балла –  бедный словарный запас;

1 балл – резко  ограничен. 
 
 
 
 

                 
 
 
 
 
 
 
 

  Исследование  познавательной  деятельности 
 

        Определение и различение пространственных отношений

                  (Авторы Левченко И.Ю., Приходько  О.Г.)

Задание 1.

Изучение ориентировки в схеме тела и лица человека, в том числе с помощью тестов «Лицо», «Человек» и др.;

- Покажи глаза?

- Что это?  Назови?

- Чем ты смотришь?

Задание 2.

Понимание лексико-грамматических конструкций, описывающих положение  человека и предметов в пространстве и выполнение соответствующих инструкций.

В 3 года:

Информация о работе Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте