Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 20:17, курсовая работа
Цель: Нарушения речевого развития у детей с ДЦП.
Задачи: Исследование методической литературы
-обследование детей
-обработка собранного материала.
Гипотеза: Дети с ДЦП имеют нарушения в развитии речи.
Предмет: Речь детей с ДЦП.
Изучение
уровня связной
речи детей
Для изучения уровня связной речи я использовала методику «пересказа текста». Детям предлагалось прослушать небольшие произведения по объему, незнакомые рассказ или сказку.
Пересказы детей
записывались и анализировались по
следующим показателям
1.ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА | Правильно ли ребенок формулирует основную мысль. |
2.СТРУКТУИРОВАНИЕ ТЕКСТА | Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста) |
3.ЛЕКСИКА | Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными |
4.ГРАММАТИКА | Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения. |
5.ПЛАВНОСТЬ РЕЧИ | Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста. |
Примечание.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста -10 баллов.2 балла – правильное воспроизведение; 1 балл – незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Таким образом,
оценка 10 баллов соответствует высокому
уровню воспроизведения текста, свыше
5 баллов – среднему уровню, меньше 5 баллов
– низкому уровню.
Изучение
словарного запаса
детей
Методические указания:
Необходимо выявить
способность детей быстро подбирать
наиболее точное слово, употреблять обобщающие
слова.
Задание № 1 Классификация понятий.
Материал: 30 картинок
с изображением животных, одежды, игрушек,
фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет
понятие, обозначающее группу картинок,
просит испытуемого дать подробное определение
понятия, а затем отобрать соответствующие
картинки. Например, подобрать картинки
с изображением животных. В каждом задании
подсчитывается количество правильно
отобранных картинок, каждый верный выбор
оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается
0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.
Задание №2. Подбор антонимов.
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову – противоположное слово по значению. Всего предъявляют 10 слов.
Высшая оценка
10 баллов. 1 балл – если подобранное слово
является антонимом заданному слову; 0
– не соответствует.
Задание №3. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому».Ребенку предлагается подобрать к названному слову- слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов.
Высшая оценка
10 баллов. 1 – балл- подобранное слово
является синонимом названному слову;
0 баллов – не соответствует семантическому
полю.
Задание №4. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно ещё сказать? Каким оно может быть?)
Высшая оценка
10 баллов. 2 балла – придумано
более 3 слов, семантически соответствующих
названному слову; 1 балл – менее 3 слов;
0 баллов – ответ не соответствует семантическому
полю слова.
После выполнения
всех 4 заданий, направленных на выявление
словаря, подсчитывается суммарная
оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует
высокому уровню; 35-50 баллов – среднему;
менее 35 баллов – низкому уровню лексического
развития ребенка.
Изучение грамматической
стороны речи
детей
Методические указания:
Необходимо выявить
уровень владения грамматическими
конструкциями, умение самостоятельно
образовывать слова. С этой целью предлагаются
игровые грамматические задачи на конструирование
слов и предложений.
Задание №1. Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных.
Материал: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др. ). Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей ( у лисы – лисята, у лисы много лисят и др.).
Высшая оценка
20 баллов. Безошибочное употребление обеих
форм -2 балла; 1 балл – незначительное
отклонение от нормы; 0 баллов – неверные
ответы.
Задание №3.Конструирование предложений.
Ребенку предлагают 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы – в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. (Например: дети, гулять, парк, аквариум, рыбка, плавать и др.)
Высшая оценка
10 баллов. 2 балла – предложение сконструировано
правильно; 1 балл – есть незначительные
отклонения от правил; 0 баллов – не все
слова использованы, есть нарушение правил.
Задание №4. Понимание грамматических структур.
Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать её смысл с помощью игрушек. ( Например: уложи куклу спать; кошка поймана мальчиком, собака кусает медведя, который схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить её и др.) Всего предлагается 10 предложений для понимания.
Верные результаты( 1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая оценка 10 баллов.
Результаты выполнения
заданий фиксируются и
Изучение
звуковой стороны
речи
Методические указания к обследованию речи:
Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, б-п, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.
Результаты обследования
речи заносятся в таблицу, где знаком (+)
отмечается правильное произношение,
умение дифференцировать звуки, регулировать
темп речи и дыхания; знаком (-) – пропуск
звуков, отсутствие их дифференциации,
нарушение в регулировании темпа речи.
При замене звуков в соответствующей клетке
указывается звук-заместитель.
№ | Фамилия, имя ребенка | возраст | звукопроизношение | Особенности темпа речи, речевого дыхания | Дифференциация
звуков
С З Ц С П Т К Л ШЖЧ Щ Б Д Г Р |
Оценка речи в баллах |
Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводится примерные оценки звуковой стороны речи детей.
Высший балл
– 3, соответствует высокому; 2 –
среднему; 1 – низкому уровню развития
звуковой стороны речи детей.
№ | Критерий оценки звуковой стороны речи | Баллы | Уровень развития звуковой стороны |
1 | Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания. | 3 |
Высокий |
2 | Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков | 2 |
Средний |
3 | Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Способность регулировать темпы речи и дыхания отсутствует | 1 |
Низкий |
Исследование речевой деятельности
(Авторы Левченко И.Ю., Приходько
О.Г.)
Обследование понимания
Задание 1.
Назвать предметы,
их части и качества, а также действия
с ними на предъявленных картинках (обследование
понимания 3 слов)
Задание 2.
Выполнение предъявляемых
на слух инструкций различной сложности
(обследование понимания 3 предложений)
Результаты обследования анализируются по следующим критериям:
4 балла - достаточное понимание обращенной речи;
3 балла –
понимание обращенной речи
2 балла –
совершенно не понимает
1 балл – совершенно
не реагирует на обращенную речь.
Обследование словарного запаса
Задание 3.
Обследование
словарного запаса в процессе называния
предметов и действий по специально
подобранным картинкам (5 – предметы,
5 – действия)
Результаты обследования анализируются по следующим критериям:
4 балла – достаточный уровень;
3 балла – в пределах обиходной лексики;
2 балла – бедный словарный запас;
1 балл – резко
ограничен.
Исследование
познавательной
деятельности
Определение и различение пространственных отношений
(Авторы Левченко И.Ю., Приходько О.Г.)
Задание 1.
Изучение ориентировки в схеме тела и лица человека, в том числе с помощью тестов «Лицо», «Человек» и др.;
- Покажи глаза?
- Что это? Назови?
- Чем ты смотришь?
Задание 2.
Понимание лексико-грамматических конструкций, описывающих положение человека и предметов в пространстве и выполнение соответствующих инструкций.
В 3 года:
Информация о работе Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте