Предметные игры детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

Многочисленные факты, полученные в исследованиях, показывают, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка: кормит, купает, переворачивает его. Взрослый удовлетворяет и потребность ребенка в активной психической жизни: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки.

Работа содержит 1 файл

психология контр.doc

— 74.50 Кб (Скачать)


Предметные игры детей раннего возраста

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по психологии развития и возрастной психологии

 

на тему:

 

"ПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

 

 

Введение

 

 

Многочисленные факты, полученные в исследованиях, показывают, что жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка: кормит, купает, переворачивает его. Взрослый удовлетворяет и потребность ребенка в активной психической жизни: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространстве с помощью взрослого, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, прослеживать их смещение относительно друг друга, что формирует его сенсорный опыт. От взрослого исходят также слуховые и осязательные впечатления.

 

Взрослый выступает для ребенка в качестве посредника в общении ребенка с предметным миром. Часто ребенок начинает манипулировать предметом в присутствии взрослого, но у него пропадает интерес к предмету, когда взрослого нет рядом. Основной формой общения ребенка с взрослым постепенно становится совместная деятельность, когда активность ребенка стимулируется действиями взрослого и когда ребенок призывает взрослого к совместным действиям.

 

С понятием общение у нас связано представление о беседе, установлении взаимопонимания в процессе разговора. В данном случае речь, конечно, пойдет не об этом. В раннем детском возрасте преобладает предметное общение.

 

Развитие предметной деятельности ребенка связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом. Ребенок научается от взрослых ориентироваться на постоянное значение предметов, которое закреплено человеческой деятельностью. Предметный мир, окружающий ребенка, – мебель, одежда, посуда, игрушки – это предметы, которые имеют определенное назначение в жизни людей. Значение вещей и постигает ребенок в раннем детстве непосредственно через предметные игры. (2; 136)

 

1. Характеристика раннего детского возраста

 

 

Психологи выделяют три стабильных периода в развитии ребенка от 0 до 7 лет: младенчество (от 0 до 1 года); раннее детство (от 1 года до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7 лет).

 

Качественные преобразования, которые претерпевает психика ребенка за первые три года, весьма значительны. Поэтому многие психологи, размышлявшие о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, отнесли ее к трем годам.

 

Трехлетний малыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношение с окружающими его людьми. При этом он владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения. Ребенок трех лет достаточно активен, понятен окружающим, самостоятелен.

 

Развитие психики ребенка от года до трех лет зависит от ряда факторов:

 

1. Овладение прямой походкой.

 

2. Развитие предметных действий.

 

3. Развитие речи ребенка.

 

Все три фактора взаимосвязаны между собой и без помощи взрослого теоретически невозможны. Это доказывают ряд случаев, когда детей вскармливали животные. Если такие дети снова попадали к людям – они не умели ни ходить, ни говорить, ни мыслить. И более того, они так и не становились людьми. Человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни, вне общения с людьми. (3; 79)

 

 

1.1 Развитие мышления в раннем возрасте

 

 

Развитие мышления ребенка зависит, во-первых, от деятельности самого ребенка – в основе мышления лежит его чувственный опыт – и, во-вторых, от влияния взрослого, который учит способам действия и дает обобщенные названия предметов. Практическое действие с предметом зачастую приводит малыша к решению возникших в конкретной ситуации задач. В действии происходит естественное научение: воздействуя на предмет, ребенок замечает, что одни действия успешны, а другие – нет. Опыт предшествующего действия отражается в последующем. Мышление осуществляется в процессе решения предметной задачи и носит наглядно-действенный характер.

 

Каково бы ни было значение личного практического опыта в развитии мышления, особое влияние на развитие мышления ребенка оказывает социальное окружение. Л.С. Выготский подчеркивал, что с первых дней жизни младенца на характер его поведения глубочайшее влияние оказывает социальная ситуация. В своих интеллектуальных решениях ребенок все время ориентируется на взрослого. Наблюдая действия взрослых с предметами, ребенок присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. В практике действия с предметами ребенок открывает для себя, что разные предметы могут быть употреблены сходным образом. Такого рода открытия приводят к обобщению не только сходных (по каким-либо признакам) предметов, но также к обобщению опыта деятельности.

 

Особенно важны для развития мышления орудийные действия. Орудие опосредствует воздействия ребенка на предметный мир. Применяясь в разных ситуациях и по отношению к разным предметам, орудие становится первым носителем обобщения.

 

Качественное изменение мышления на ранних этапах развития ребенка зависит от овладения им человеческими формами практической предметной деятельности, а также от постепенного приобщения ребенка к человеческой речи. Самый большой опыт ребенок перенимает благодаря словесному общению со взрослым. Ребенок усваивает понятия, способы мышления, выработанные человечеством. Подражая взрослым, он научается правильно строить суждения и делать умозаключения. Рассматривая умственное развитие ребенка, И.М. Сеченов писал о том, что с самых ранних пор ребенку преподносят и делом и словом готовые формы чужого опыта.

 

В раннем детском возрасте слово взрослого может содействовать развитию наглядно-действенного мышления. Взрослый может подсказать ребенку способ решения той или иной ситуативной задачи не только действием, но и словом. Так, если малыш настойчиво тянет коробку сквозь прутья кровати и его действия обречены на неудачу, то совет взрослого: «Переверни коробку, тогда она пройдет» – вызывает соответствующее действие ребенка.

 

В раннем детстве ребенок может высказываться по ходу выполнения деятельности. Однако на первом этапе речь представляет собой как бы независимый процесс: в поведении ребенка в это время можно обнаружить два вида деятельности – речевую и интеллектуальную. Впоследствии эти деятельности сливаются, образуя речевое мышление. (5; 134)

 

 

1.2 Начальный этап формирования личности ребенка

 

 

В раннем детстве интенсивно развивается совместная деятельность ребенка и взрослого. В предметной деятельности взрослый определяет характер сотрудничества. В общении взрослый берет на себя руководство «коммуникацией». Он организует взаимное понимание. На третьем году ребенок становится более самостоятельным: он научается элементам самообслуживания, может пользоваться карандашом и мелками, он начинает лепить и делать простейшие аппликации. Малыш научается отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельному «я», т.е. у него возникают начальные формы самосознания. В речи ребенок уже дифференцирует себя как некую неизменность, а свои действия – как нечто преходящее: «Сейчас Дюка сидит, а теперь Дюка бегает, а теперь Дюка упал». По существу, ребенок научается отделять свои действия от себя.

 

Успехи в развитии качественно изменяют все поведение малыша. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, однако в узкой сфере своей практической жизни и в пределах своих небольших возможностей ребенок стремится действовать без помощи взрослых. Новые тенденции усиливают активность ребенка («Я сам») и приводят к возникновению новых взаимоотношений со взрослыми. Этот период принято считать критическим («кризис трех лет»), так как взрослый начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с ребенком, который может стать невыносимым в своем негативизме и упрямстве.

 

Кризис трехлеток – объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослыми. У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, делает все наоборот, всячески показывает свое негативное отношение к требованиям взрослого. Такое поведение не распространяется на всех людей: негативность ребенка весьма избирательна и касается только тех, кто стремится поработить его свободу. Если же взрослые разумно поощряют самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений быстро преодолеваются.

 

Кризис трех лет – явление преходящее, но связанные с ним новообразования – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии.

 

Стремление быть, как взрослые, может найти наиболее полное разрешение только в форме игры (лишь в игре ребенок может сходить в магазин, сварить обед, полететь на ракете в космос и т.д.). Поэтому кризис трех лет и разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. (4; 123)

 

2. Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста

 

 

В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Кроме того, принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения. Ребенок должен быть нежным и заботливым в роли родителя: папы или мамы, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца и т.п.

 

Но игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. В самом деле, все мы знаем, как ребенку трудно управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу. Оказалось, что в игре, выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу до 9–10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легко двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса, как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими.

 

Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные, и т.д.

 

В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков – стенку дома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

 

Игра необходима ребенку, и если он по каким-либо причинам лишен возможности достаточно часто играть со сверстниками, не бойтесь стать его партнером по игре. Превратитесь на 10–15 минут в требовательного пассажира, придирчивого покупателя, капризничающего пациента-и этим вы не просто доставите радость ребенку, но и поможете ему не отстать в развитии.

 

Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редко задаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается? Конечно, во все времена и у всех народов дети, наблюдая за взрослыми, стремятся как можно скорее делать то же, что и они, поступать так, как поступают окружающие их люди. У всех детей существует потребность жить жизнью взрослых, чувствовать себя все время взрослее. У народов, стоящих на довольно низкой ступени развития производства, где жизнь взрослых достаточно проста, дети очень рано начинают активно и всерьез включаться в эту жизнь. Этим детям не нужны игрушки: они сразу получают маленькие «орудия производства». Так, чукчи уже в колыбель 6-месячному ребенку давали нож, а в год – маленький арканчик. Занимаясь с такими «игрушками», дети, по сути, учились взрослой деятельности, и в 5–6 лет они не играли в охотника, а сами участвовали в настоящей охоте.

 

В дальнейшем, с развитием общества, с развитием производства, произошел разрыв между деятельностью детей и деятельностью взрослых. Из невозможности включиться в жизнь взрослых и из потребности жить этой жизнью рождается игра.

 

Мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Она сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. (1; 87)

 

 

2.1 В мире предметов

 

 

В процессе общения ребенка со взрослым начинает складываться новая ведущая деятельность–предметная, которая займет свое место на следующем этапе развития, в период от 1 года до 3 лет. В первом полугодии жизни предмет является для ребенка прежде всего поводом для общения со взрослым. Ребенок может неоднократно выбрасывать игрушку из кроватки, чтобы взрослый подошел к нему (особенно часто это происходит в тех ситуациях, когда ребенку не хватает общения, когда взрослые не уделяют ему достаточного внимания). К концу 1-го года ребенка начинает интересовать результат действий с предметом и взрослый все чаще нужен ребенку для того, чтобы раскрыть новый способ действия с предметом: завести волчок или машинку, собрать разобранную пирамидку, вложить одну коробочку в другую. Эмоциональное общение сменяется общением по поводу предметов, и ведущей деятельностью становится предметная деятельность. (3; 45)

 

Казалось бы, что и до года ребенка занимают окружающие предметы и он старается действовать со всем, что ему доступно. После года просто расширяются его возможности: ребенок уже ходит и начинает действовать все с большим количеством предметов. Однако сущность перехода к предметной деятельности состоит не в том, что ребенок взаимодействует все с более широким кругом вещей. Малыш начинает действовать с ними качественно по-новому.

Информация о работе Предметные игры детей раннего возраста