Проявление свойств внимания у детей раннего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Ранним возрастом принято считать период онтогенеза человека от 1 до 3 лет. Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать: 1) наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям); 2) индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро); 3) высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию; 4) восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..
Общая характеристика работы ………………………………………………..
1. Общее понятие о внимании в психологии…………………………………..
1.1. Внимание как психический познавательный процесс………………..
1.2. Анализ подходов к пониманию внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………..
1.3. Психологические особенности раннего возраста…………………….
Выводы………………………………………………………………………….
2. Эмпирическое исследование проявления свойств внимания в раннем возрасте…………………………………………………………………………
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования ………………….
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования проявления свойств внимания в раннем возрасте…………………………………………
Выводы………………………………………………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………..
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Света -курсач.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ФИЛИАЛ В Г. МИНСКЕ 

Специальность «Психология»

Заочное отделение 3 курс

Группа 3 
 
 
 
 
 

БАБЕНЯ  СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА 

ПРОЯВЛЕНИЕ  СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:                                                                                                            

доцент, к.п.н. Шашок В.Н. 
 
 
 
 

Минск, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение  ……………………………………………………………………….. 

Общая характеристика работы ……………………………………………….. 

1. Общее  понятие о внимании в психологии…………………………………..

      1.1. Внимание как психический познавательный  процесс………………..

      1.2. Анализ подходов к пониманию  внимания в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………..

      1.3. Психологические особенности раннего возраста…………………….

Выводы………………………………………………………………………….

2. Эмпирическое  исследование проявления свойств  внимания в раннем возрасте…………………………………………………………………………

      2.1. Этапы проведения эмпирического  исследования ………………….

      2.2. Анализ результатов эмпирического исследования проявления свойств внимания в раннем возрасте…………………………………………

Выводы………………………………………………………………………….

Заключение  …………………………………………………………………….. 

Список  использованных источников ……………………………………… 

Приложение  №1……………………………………………………………… 

Приложение  №2…………………………………………………………… 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Внимание  — необходимое и важное условие  успешной деятельности, причем не только человека, но и животных. В психологии внимание определяют как направленность психической деятельности человека на какой-то объект. Благодаря этому процессу мы отчетливо осознаем воспринимаемое, которое, выделяясь из общей массы, на некоторой время оказывается в центре нашего восприятия. Также важной функцией внимания является то, что этот процесс позволяет нам ориентироваться в среде, а также реагировать на существенные изменения в организме.

      В нервной системе под влиянием внешней или внутренней системы  возникает очаг возбуждения, который  на определенное время господствует над другими участками, доминирует. Этот принцип доминанты лежит в основе физиологических механизмов внимания.

     Одной из основных особенностей внимания является так называемые колебания внимания - кратковременные непроизвольные изменения  его интенсивности или нарушения  настройки на объект.

     Ранним  возрастом принято считать период онтогенеза человека от 1 до 3 лет. Психофизиологическими особенностями этого периода можно считать: 1) наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям); 2) индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро); 3) высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию; 4) восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

     Внимание  в данном возрасте носит непроизвольный характер. 
 
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

    Проблема  изучения проявления свойств внимания у детей раннего возраста на современном этапе является актуальной. Важно своевременно выявить, провести раннюю диагностику и разработать коррекционные программы для детей с низким уровнем развития внимания.

    В отечественной и зарубежной психологии изучением данной проблемы занимались П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе, Н.Н. Ланге, Т. Рибо и т.д.

    От  внимания зависит успех любой  деятельности. Если бы вся поступающая  информация воспринималась и запоминалась человеком, то хватило бы нескольких минут, чтобы из-за перегрузки памяти он лишился способности принимать новые порции информации и эффективно действовать.

    В любой деятельности внимание опережает  действия. Оно оказывает организующее влияние на все познавательные процессы.

            Все выше сказанное позволяет  нам утверждать, что проблема  изучения влияния типов акцентуаций характера на процесс общения у подростков является актуальной.

      Цель исследования: изучить проявления свойств внимания у детей раннего возраста.

      Задачи исследования:

  1. изучить состояние теоретической разработанности по проблеме внимания.
  2. эмпирически изучить проявление свойств внимания у детей раннего возраста.
  3. сформировать рекомендации для работы с детьми по развитию внимания.

      Объект исследования: свойства внимания.

  Предмет исследования: проявление свойств внимания у детей раннего возраста.

      Гипотеза исследования: у детей к трем годам уровень концентрации, устойчивости, распределения и переключения внимания достигает достаточно высокого уровня.

      Методологической основой исследования является деятельностный подход в психологии, принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна.

      Методы исследования:

  • анализ литературы по проблеме исследования;
  • метод тестирования (методики для диагностики внимания);
  • методы математической обработки данных;

     Практическая значимость полученных результатов: результаты данного исследования могут использоваться воспитателями, родителями и психологами для развития внимания у детей раннего возраста.

      Эмпирическая база исследования: данное психологическое исследование проводилось на базе детского сада № 138 г. Минска

      Обследовалось 7 человек (6 воспитанников ясельной группы раннего возраста (от 2 лет 11 месяцев до 3 лет 2 месяцев) и мальчик возраста 1 год 3 месяца).

      57, 1 % из общей численности составляют мальчики (4 человека).

      42, 9 % из общей численности составляют девочки (3 человека).

      Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из   38 

 стр.  и включает в себя:

    1.    Введение.

         2. Общую характеристику работы (актуальность проблемы, цель исследования, задачи исследования, объект и предмет исследования, гипотезу исследования, методологическую основу и методы исследования, практическую значимость полученных результатов, эмпирическую базу исследования).

          3.  Главу 1, где раскрывается общее понятие о внимании.

          4. Главу 2, где описывается   эмпирическое исследование проявления свойств внимания у детей раннего возраста.

          5. Заключение.

          6. Список использованных источников.

          7. Приложение (№ 1, № 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общее  понятие о внимании в психологии 

    1. Внимание  как психический познавательный процесс
 

     ВНИМАНИЕ — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание — динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это — своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе.

     Физиологической основой внимания является ориентировочный рефлекс. При всяком значительном изменении в окружающей среде или в собственном организме ретикулярная формация в ответ на новый раздражитель активизирует работу мозга по осознанию его природы и обеспечению адекватной реакции. Так, услышав звук при падении тяжелого предмета, мы мгновенно реагируем напряжением всех мышц, готовясь при необходимости быстро действовать, чтобы спасти собственную жизнь. В каждый момент времени наше внимание отвлекается на новый объект - звук, зрительный образ,  ощущения холода, запах. Чем бы мы не были заняты, как бы мы не были увлечены своей деятельностью,  ориентировочный рефлекс обеспечит нашу реакцию на новый необычный сигнал и, в конечном счете, выживание.

     В психологии выделяют следующие виды внимания:

     Непроизвольное внимание носит пассивный характер, т.е. не зависит от нашего желания и воли. Предмет сам навязывает нам себя, отвлекая нас от других видов деятельности. Непроизвольное внимание зависит от двух видов причин: внешних и внутренних. Внешние причины обусловлены силой, новизной, интенсивностью раздражителя. Привлекает внимание сильный звук, необычный запах, яркий цвет. Особенно сильным раздражителем является все движущееся, пульсирующее и, что интересно то, что мы не сразу можем отчетливо идентифицировать. Так, если находящийся достаточно далеко от нас источник звука недостаточно силен, чтобы его отчетливо слышать, мы не сможем продолжать заниматься чем-то, а будем постоянно вслушиваться в то, что доносится, пытаясь разобраться в природе раздражителя, опознать его. Внутренние причины - отношение личности к тем или иным явлениям, фактам. Например, пугливый человек, находясь один в комнате, будет постоянно отвлекаться на всякие поскрипывания, потрескивания, шорохи, в то время как другой человек, оказавшись в таких же условиях, будет наслаждаться тишиной или увлеченно, не отвлекаясь,  заниматься своим делом.

     Произвольное внимание - активный процесс, зависящий от наших волевых усилий. Мы заставляем себя сосредоточиться на какой-либо деятельности или на определенном предмете, следуем сознательно поставленной цели.

Сохранение  произвольного внимания на высоком  уровне требует значительного усилия и поэтому в течение долгого  времени сознательно сосредоточивать  внимание на чем-либо очень сложно. Помогает в этом четкое осознание  мотивов деятельности - зачем мне это нужно, каков будет результат деятельности. Но и в этом случае посторонние раздражители, а очень скоро и усталость будут влиять на нашу способность сосредоточения.

Информация о работе Проявление свойств внимания у детей раннего возраста