Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: Нарушения речевого развития у детей с ДЦП.
Задачи: Исследование методической литературы

-обследование детей

-обработка собранного материала.
Гипотеза: Дети с ДЦП имеют нарушения в развитии речи.
Предмет: Речь детей с ДЦП.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СПЕЦ. ПСИХОЛОГИИ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

- Посади куклу  в машину.

- Положи карандаш  на стол.

- Достань кубик  из коробки.

В 5 лет:

- Возьми предмет  в правую руку.

- Что находится  справа от тебя и т.п. 

Результаты обследования анализируются по следующим критериям:

Принятие задачи от взрослого и выполнение ребенком всех заданий без его помощи или  с незначительной косвенной помощью  – 4 балла.

Принятие задачи взрослого и выполнение всех заданий  с помощью наводящих вопросов ( с помощью взрослого) – 3 балла.

Самостоятельно  справляется с большей частью предложенных заданий или все  вышеназванное делает с помощью  прямых указаний – 2 балла.

Действует хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраиваются в действия ребенка или не принимаются – 1 балл. 
 
 

             
 
 
 
 
 
 
 
 

 Определение  и различение временных отношений. 

             (Авторы Левченко И.Ю., Приходько О.Г.) 

Задание 1.

Умение определять и различать временные отношения (времена года). Ребенку предлагаются картинки с изображением времен года. Взрослый предъявляет детям задания  в определенной последовательности:

- описывает картинку  и просит её показать. Называет времена года.

- просит показать  названное время года.

- спрашивает  какое сейчас время года и  какое будет следующее. 

Результаты обследования анализируются по следующим критериям:

Принятие задачи от взрослого и выполнение всех заданий  без его помощи или с незначительной косвенной помощью – 4 балла.

Принятие задачи взрослого и выполнение всех заданий  с помощью наводящих вопросов (с помощью взрослого) – 3 балла.

Самостоятельно  справляется с большей частью предложенных заданий или всё  вышеназванное делает с помощью прямых указаний – 2 балла.

Действует хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого  мало перестраивают в действия ребенка  или не принимаются – 1 балл. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Заключение 

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие  выводы:

- Дети первых  лет жизни с двигательной церебральной  патологией представляют собой  неоднородную группу,  как по уровню познавательного, доречевого и речевого развития, так и по степени проявления двигательных, в том числе и речедвигательных                      ( дизартрических) расстройств. При этом отмечаются многовариантные разноуровневые сочетания нарушений различных функциональных систем. В зависимости от уровня развития познавательной и речевой деятельности всех детей с ДЦП в раннем возрасте можно условно разделить на три группы.

1 группа (6%) –  дети с уровнем развития познавательной  и речевой деятельности, близким  к возрастной норме. У них  отмечаются только дизартрические (речедвигательные ) расстройства.

2 группа (9%) –  дети с задержкой речевого  развития и дизартрическими расстройствами. Уровень познавательного развития  – в пределах возрастной нормы.

3 группа(85%) –  дети с задержкой познавательного,  речевого развития и дизартрическими расстройствами.

 Эта группа  условно разделяется на две  подгруппы. Подгруппа  А(40%): дети  с равномерным отставанием познавательного  и речевого развития – с  легкой задержкой психоречевого  развития(9%), с умеренно выраженной  задержкой психоречевого развития(24%), с выраженной задержкой психоречевого развития(7%). Подгруппа Б (45%): дети с неравномерным развитием познавательной и речевой деятельности  - с преимущественным отставанием познавательного развития(22%) и с преобладанием отставания речевого развития(23%).

В структуре  речевого дефекта ведущим звеном являются речедвигательные расстройства, которые проявляются практически у всех детей (98%)младенческого и раннего возраста с ДЦП и имеют различную степень выраженности: легкую, умеренно выраженную и тяжелую. У большинства детей(92%) речедвигательные расстройства сочетаются с задержкой доречевого и речевого развития.

- У многих  детей(85%) отмечается задержка темпа  и качественные отклонения в  развитии познавательной деятельности. Степень выраженности задержки психического развития различна, жестко не связана с тяжестью поражения двигательной сферы и лишь частично соответствует тяжести двигательной патологии.

- Темп моторного, познавательного и речевого развития детей с ДЦП может широко варьировать. Часто обнаруживается диспропорция в развитии различных функций. Так, уровень развития эмоциональной сферы и познавательной деятельности может намного опережать уровень двигательного и речевого развития. У части детей (23%) отмечается равномерное отставание в развитии различных функций, у остальных (77%)- неравномерное их развитие.

- Сложная структура  нарушений развития свидетельствует  о необходимости проведения комплексной  дифференцированной коррекционно-развивающей  работы, предусматривающей параллельное воздействие на двигательную сферу, психику и речь.

- Степень выраженности  нарушений развития моторных, психических  и речевых функций (от легких  до крайне тяжелых) и их сочетание,  несомненно, влияет на отдаленный прогноз психофизического развития. Но все-таки успехи в восстановительном лечении и коррекционно-педагогической работе существенно определяются их ранним началом, комплексностью, систематичностью.

                     Распределение детей по вариантам развития.

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Библиография. 

  1. Архипова  Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой  период: Книга для логопеда. –  М.: Просвещение-, 1989.-79с.
  2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровье,1988.-322с.
  3. Данилова Л.А.Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – М.: Медицина, 1977. – 96с.
  4. Малафеев Н.Н. Формирование словаря младших школьников с церебральным параличом: Автореф. канд. дис. … -М.,1986.- 16с.
  5. Мастюкова Е.М., ИпполитоваМ.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом: Книга для логопеда. – М.:Просвещение,1985. – 192с.
  6. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006.-112с.
  7. Панченко И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у  детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними: Автореф. канд. дис. – М.,1974.
  8. Семенова К.А., Мастюкова Е. М., Смуглин М.Я.Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М.: Медицина, 1972. – 328с.
  9. Халилова Л.Б. Особенности фонематического восприятия и звукового анализа у младших школьников, страдающих церебральными параличами Дефектология,1987,№3. с 63-68

    10 Эйдинова М.Б., Правдина-ВинарскаяЕ.Н. Детские      церебральные параличи и пути их преодоления. – М.:Из-во АПН РСФСР, 1959.  -215с. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Приложения.

Информация о работе Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте