Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Для этого достаточно всего быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребёнка.

Содержание

Введение...................................................................................................3

1. Знакомство с детским садом ..........................................................5

1.1. Психологическая подготовка………………………………………….7

1.2 Питание в детском саду………………………………………………..8

2 Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям
ДОУ........................................................................................................11

2.1 Понятие адаптации. Фазы адаптационного периода……………

2.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОУ……………………………………………………………………….13

2.3. Адаптация ребёнка, как этап социализации. Роль дошкольно - образовательного учреждения в развитии ребёнка…………………16

2.4. Основные критерии адаптации ребёнка к условиям детского
сада……………………………………………………………………….17
- этап 1 Подготовительный
- этап 2 Наблюдений
- этап 3 Анализ и выводы

3. Игры и упражнения для детей раннего возраста в
адаптационный период…………………………………………………20

3.1 Игры для детей раннего возраста различных типов
темперамента………………………………………………………….21

Заключение………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………25

Приложения…………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Адаптация детей к детскому саду.doc

— 209.00 Кб (Скачать)


Российский  Государственный Педагогический Университет  

      им. А.И. Герцена

 

 

Институт  Детства

 

Отделение дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

По  психологии

 

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнена  студенткой

Заочной формы обучения,

36 группы

Беловой Ольгой Николаевной 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение...................................................................................................3

 

1. Знакомство с детским садом ..........................................................5

 

1.1. Психологическая подготовка………………………………………….7

 

1.2 Питание в детском саду………………………………………………..8

 

2 Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям      

   ДОУ........................................................................................................11

 

2.1 Понятие адаптации. Фазы адаптационного периода……………

 

2.2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям  

      ДОУ……………………………………………………………………….13

 

2.3. Адаптация ребёнка, как этап социализации. Роль дошкольно - образовательного учреждения в развитии ребёнка…………………16

 

2.4. Основные критерии адаптации ребёнка к условиям  детского

      сада……………………………………………………………………….17

     - этап 1 Подготовительный

    - этап 2 Наблюдений

    - этап 3 Анализ и выводы

 

3. Игры и упражнения для детей раннего возраста в  

    адаптационный период…………………………………………………20

 

3.1 Игры для детей раннего возраста различных типов   

      темперамента………………………………………………………….21

 

 Заключение………………………………………………………………….23

 

Список литературы………………………………………………………25

 

Приложения…………………………………………………………………26

 

Введение

 

Ранний возраст  – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. Для этого достаточно всего быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса. Поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребёнка. Учение становится для него основным ведущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношение детей со сверстниками и со взрослыми рассматриваются через призму школьных дел, успехов или неудач.

          Родители, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в безопасности и защищённости. Ребёнок впервые остаётся без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же,  как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психической перестройки,   изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна  помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?

От того, как  пройдёт привыкание ребёнка к  новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит  дальнейшее развитие малыша и благополучное  существование в детском саду и в семье.

И поэтому, так  актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателя и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатель взаимодействует с родителями объединяя свои усилия обеспечат ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

В раннем  возрасте происходят важнейшие изменения  в психическом развитии детей: формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, проявляются первые устойчивые качества личности.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребёнка.  Его эмоции, формируются в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, ещё не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребёнком, бережное отношение к любимым проявлениям его эмоциональности.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей ,определяя во многом специфику их общения с окружающим. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорным эталонами, сравнение предметов с ними. Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребёнка. Режим должен соответствовать режиму дня в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Знакомство с детским садом

 

       Ещё до поступления в детский сад родители посещают учреждение, и знакомится с заведующей, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш. Когда вы подбираете

детский сад, самое главное не в его внешнем  виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад – место очень шумное. Если в течении получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребёнка. Что нужно делать родителям ещё до поступления ребёнка в детский сад?

  1. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ними на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, конфликтует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
  2. Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребёнка дома к распорядку дня в группе.
  3. Обсудите в семье с ребёнком, что положительного есть в детском саду (новые друзья,  много игрушек и т.д./). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, - тогда ему будет легче привыкать. Не в коем случаи не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
  4. Узнайте, быть может в этот сад, ходят дети ваших соседей или знакомых. Адаптация пройдёт легче, если в группе у ребёнка есть знакомые ровесники, с которыми   он раньше играл дома или во дворе. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитателем и детьми.
  5. Учить ребёнка дома всем навыкам самообслуживания.
  6. Готовить вашего ребёнка к временной разлуке с вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Настраивать ребёнка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос  до сада и стал таким большим. 
  7. Повысить роль закаливающих мероприятий.
  8. Не отдавать ребёнка в разгаре кризиса трех лет.
  9. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.  Психологическая подготовка

 

Приблизительно  за месяц, а то и раньше, можно  начинать подготавливать ребёнка морально – рассказывать про то, что такое  детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привык к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться – не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребёнка страх и неуверенность в собственных силах. 

К  детсадовскому  режиму необходимо подготовится заблаговременно. Обычно детей приводят к 8-9 утра, а  забирают в 6 вечера, тихий час- с13-15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца.

В первые несколько  дней ни в коем случае не следует  оставлять ребенка на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие – около недели забирать ребенка из садика до дневного сна .  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Питание в детском саду.

 

        Отдельная тема – еда в детском саду .Вопреки распространенному мнению о том, что пища там невкусная и мало привлекательная, это не так. Рацион питания в детских садах рассчитывается до мельчайших деталей – в нем присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо, рыба, молочные продукты и т. д. В том , что многие дети отказываются есть детсадовскую еду – вина отчасти их родителей, которые дают садкие йогурты, хлопья и разные изыски Поэтому совет родителям простой – приучайте детей к обычной и здоровой еде – к супам, кашам, салатам и т.д.  – и тогда проблем в садике с едой не будет. Нередко встречаются дети не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Главное поговорить с воспитателем,, чтобы он не заставлял ребенка насильно кушать – это может спровоцировать отношение не только , но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям.

 

Первый  день

 

Первый день очень сложен, как для родителей, так и для ребенка. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошёл  более успешно:

  1. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребёнка в детский сад. Тревога родителей передаётся детям.
  2. Отправить ребёнка в детский сад при условии что он здоров.
  3. Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребёнка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы  поощрения и наказания приемлемы для вашего ребёнка.
  4. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 7 утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не оставляйте ребёнка одного, побудьте с ним какое – то время. Целесообразно в первые дни приводить ребёнка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора; здесь ребенку  легче сориентироваться, проще познакомится с воспитателем и другими детьми.
  5. При привыкании к новым условиям важную роль играет возможность “оптимизировать”  обстановку, принести с собой свои любимые игрушки. Любимая игрушка привлекает  внимание  ребёнка и помогает ему в расставании с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретится.  Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удаётся привыкнуть к садику.
  6. Все время объяснить ребёнку, что он для вас , как и прежде, дорог и любим.

 

Первая  неделя

 

Первая неделя проходит очень эмоционально для ребёнка, поэтому взрослым, кто окружает ребёнка  дома, нужно запостись терпением. Возможно, вам покажется, что поведение  ребёнка внезапно меняется – он становится более капризным, по вечерам вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.

Причин же может быть несколько. Во – первых, действительно, адаптация к садику -  большой стресс для ребёнка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребёнок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплёскиваются они только вечером на головы родителей.

Как помочь ребёнку  на этом этапе?

  1. Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребёнка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, - на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  2. Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы.
  3. Не оставляйте ребёнка в саду на целый день. Первую неделю водите его на 2 – 3 часа, затем время увеличивается до 5 – 6 часов.
  4. Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая – то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и решите проблемы вашего ребёнка ориентируя игру на положительное.
  5. Когда вы уходите – расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте говорить ему как сильно вы его любите.
  6. Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду.
  7. Если ребёнок плохо расстается с мамой,  то желательно первые несколько недель чтобы отводил папа.
  8. Не делайте перерывов в посещении садика – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрировать ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взгляд науки на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ.

2.1.  Понятие адаптации. Фазы адаптационного процесса.

 

 

      Традиционно под адаптацией понимается  процесс вхождения человека в  новую для него среду и приспособление  к ее условиям. Адаптация является  активным процессом, приводящим  или к позитивным ( адаптированность, т.е.  совокупность всех полезных  изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у  ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ