Самооценка детей с речевым нарушением

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:52, реферат

Описание работы

Дети с ОНР III уровня более глобально, нерасчленимо оценивают как результаты своей деятельности (реальные и прогнозируемые), так и свое усердие, старание, затрудняются в самооценке по различным критериям, переносят свои отдельные успехи-неуспехи в познавательной деятельности на оценку своей личности в целом.

Работа содержит 1 файл

Копия самооценка.doc

— 117.00 Кб (Скачать)


Пояснительная записка

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Самолюбие можно отнести к третьему отделу, т.к. сюда по большей части относят скорее группу действий, чем чувствований в узком смысле слова. Для обоих родов самооценки имеется достаточный запас синонимов. Например, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие и др., с другой – скомность, униженность, неуверенность, сознание общественного позора и др. лицо, потерпевшее одну неудачу за другой, падает духом, проникается болезненной неуверенностью в самом себе, отступая перед попытками, вовсе не превосходящими его силы.

Люди, имеющие низкий уровень самооценки, склонны приуменьшать свои качества и свои возможности, вследствие чего они устраняются от решения каких-либо важных жизненных проблем, стремятся переложить ответственность за важные решения (даже касающиеся исключительно их будущего) на других людей. Именно низкая самооценка формирует неуверенность, которая и не дает нам свободно продвигаться по жизни.

Самооценка у человека формируется в раннем детстве. Родители, сравнивая своих детей и показывая (подчёркивая) состоятельность других, и несостоятельность собственных, сами того не осознавая, формируют у них неуверенность и нерешительность, закладывают у них так называемый «комплекс неполноценности».

Другая причина, которая формирует у человека неуверенность, также связана с детским воспитанием. Она заключается в том, что ребенка постоянно ограничивают в его поведении и в его поступках, из желания оградить от возможных негативных последствий. Фразы, типа «Туда не ходи…», «Туда не залезай…», «Туда не бегай…» с подробным объяснением, какая «опасность» там подстерегает, на самом деле не спасает ребенка от этих мнимых опасностей, а формирует у него образ «опасного мира», в котором «лучше не высовываться».

Иными словами, неуверенность – это не врожденное свойство, а качество, заложенное неправильным воспитанием.

Изучением самооценки детей дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития занимались В.К. Шкловский, В.И. Селиверстов , Л.В. Зайцева, Г.А. Волкова.

В силу несформированности у дошкольников с ОНР III уровня лексики, грамматики; наличия замен слов на близкие по значению; нарушенного понимания речи: в различении числа, форм и падежа, временных форм глаголов; использования простых предложений формируется неуверенность в себе, своих речевых, коммуникативных возможностях. В возможностях выполнять что-либо правильно. А самое главное – боязнь не соответствовать предъявляемым требованиям родителей, социума.

Дети с ОНР III уровня  более глобально, нерасчленимо оценивают как результаты своей деятельности (реальные и прогнозируемые), так и свое усердие, старание, затрудняются в самооценке по различным критериям, переносят свои отдельные успехи-неуспехи в познавательной деятельности на оценку своей личности в целом. Это особенно характерно в случаях устойчивой заниженной самооценки: «Я не справлюсь, я плохо рисую», «Ничего не получилось, у меня всегда много ошибок», «У меня все время неаккуратно».

Если не преодолевать речевое нарушение, то нарушение  коммуникативности, боязнь неправильного отношения, неуверенность с своих силах станут обычным состоянием ребенка; а нарушение речи останется.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в науке накоплены определенные знания о сущности самооценки и способах ее формирования. Анализ самооценки через сущность «я» отражен в философских работах Д.И. Дубровина, А.Г.Спиркина, И.С. Кона и др. А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.В. Столин, И.Н. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др. ученые в своих работах рассматривают самооценку как внутреннее ядро личности, как ее сознательное начало, как сгусток индивидуального сознания, как систему представлений о себе. Самооценке, как личностному образованию отводится центральное место в общем контексте формирования личности, ее возможностей, способностей, направленности, активности, общественной значимости (К.А. Абульханова – Славская, А.И. Липкина, Е.В. Шорохова и др.) также проблемой самооценки занимались В.М. Бехтерев, М.Д, Виноградова, Р,С. Немова, С.Т, Шатский, Г.Г. Кравцов, Г.А. Цукерман.

Коррекция нарушений проводится в процессе игровой деятельности и опирается на индивидуальный уровень  развития.

Данная программа рассчитана для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.

3. Цель программы: процесс формирования самооценки детей 5-7 лет с ОНР III уровня.

3. Задачи психо-коррекционных работ:

1.      Анализ литературы по проблеме исследования

2.      Определение методических условий реализации программы

3.      Разработка перспективного и тематического плана

4. Методические условия реализации программы

Формы работы: проводятся подгрупповые. Наиболее эффективны занятия группами по 4-5 человек.

Частота встреч: 1 раз в неделю. (1 подгрупповое), всего 18 занятий

Период работы: 4 месяца (сентябрь - декабрь)

Включаемые специалисты: взаимодействие происходит с воспитателем, логопедом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 1. Диагностический

Методики обследования самооценки

 

1. Методика «Лесенка»

Автор Де’ Грееф

Возраст с 5 лет

Цель: выявить общее отношение к себе ребенка и его конкретную самооценку.

 

 

2. Методика «Оцени свои качества»

Автор Дембо – Рубинштейн

Возраст с 5 лет

Цель: выявление умения ребенка дифференцированно оценить свои качества.

 

 

3. Методика «Почта»

Модифицированный вариант теста Е Антонии и Е. Бине

Возраст с 5 лет

Цель: выявление уверенности – неуверенности в родительской любви.

 

 

4. Методика «Рисунок «Я и мой друг в детском саду»»

Автор с 5 лет

Цель: выявление внутренних переживаний, его глубинное отношение к себе.

 

Принципы коррекционной работы:

 

Принцип комплексного подхода к изучению человека, т.е. систематического целостного изучения индивидуально-психологического составления человека на всех этапах его жизненного пути. Он реализуется  путем всестороннего обследования особенностей развития трех базовых сфер психики: личности, интеллекта, деятельности и других более частных ее свойств.

Принцип единства диагностики и коррекции.  Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики зоны актуального и ближайшего развития ребенка, а также перспективы его развития.

Принцип целостного изучения всех психических характеристик отдельного индивидуума конкретизирует общеметодологические принципы детерминизма и системности.

Принцип личностного подхода чрезвычайно  важен в обследовании лиц с речевыми расстройствами. Личностный подход – это подход к ребенку в меру сформированности у него сознания и системы ценностей, определяющих его жизненную позицию и в конечном итоге поведения.

Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка. Если это дошкольник – это игровая деятельность, если это школьник – учебная.

Принцип динамического изучения ребенка ориентирует на то, что при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности к обучению.

Принцип казуальности (этиопатогенетический). Психолого-педагогическое обследование лиц с речевыми нарушениями должно быть больше сконцентрировано не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения.

Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследования позволяет добиваться наилучших результатов при оптимальных затратах при его проведении. Коллегиальная форма может быть полезна в процессе обследования, когда один из специалистов выступает как помощник другого, организовывая поведение испытуемого, создавая положительный эмоциональный фон, и особенно при анализе результатов диагностики.

Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологического обследования, ориентирует на то, чтобы, с одной стороны, в основе формальных количественных показателей лежало качественное выделение единиц этого измерения, с другой – чтобы результаты обследования не были сведены к этим формальным показателям, но был проведен анализ выполнения заданий – способа логической последовательности операций, настойчивости в достижении цели и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 2. Ориентировочный

 

Побуждение сторон к сотрудничеству. Нужно установить контакт с ребенком, вызвать его доверие. Это достаточно непросто, т.к. чаще всего ребенок посещает занятия не по своей воле, а его приводят родители. Нужно спокойно, доброжелательно и мягко обходиться с ребенком

Также необходимо привлекать родителей к сотрудничеству, доступно объяснить им всю глубину проблемы, указав на их важнейшую роль в ее решении. Формы взаимодействия с родителями: консультации, беседы, семинары, родительские собрания.

Целью этого взаимодействия является обеспечение благоприятных условий для педагогического воздействия на ребёнка, создание правильного отношения к нему дома, в детском учреждении, в коллективе сверстников, в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребенка, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний психолога. Нельзя исключать индивидуальных консультаций (например, о значении психологической подготовки ребёнка к пребыванию в непривычных для него условиях, порекомендовать предварительное посещение ребёнком детского учреждения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 3. Коррекционный.

 

Перспективный план на 1-е полугодие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.

 

1)     Развитие уверенности в себе, в своих силах.

2)     Формирование навыка общения со старшими;

3)     Развитие навыка общения в разнообразных социальных  ситуациях;

4)     Развитие умения проявлять внимание к сверстникам;

5)     Предоставление ребенку собственной модели поведения;

6)     Раскрепощение детей;

7)     Развитие умения работать в коллективе;

8)     Развитие умения говорить о себе без стеснения, адекватной оценки своих лучших сторон, преодоление страха перед коллективом;

9)     Расширение словарного запаса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план на 1-е полугодие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.

 

№ Занятия

    Тема занятия

Цель занятия

Содержание

Занятие 1

«Знакомство»

Создание условий для знакомства детей друг с другом; создание благоприятной атмосферы для общения, частичное устранение защитных барьеров

Игра «Представление»;

Игра «Что я люблю»;

Игра «Знакомство»;

Игра «Карусель».

Занятие 2

«Знакомство»

Развитие саморефлексии и рефлексии, невербальных и вербальных средств общения.

Упражнение «Придумай имя»;

Игра «Давай здороваться».;

Чтение стишков .

Занятие 3

«Автопортрет»

Помочь детям понять собственную индивидуальность.

Игра «Радио»; Игра «Ветер дует на…»;

Рисунок «Мой

портрет».

Занятие 4

«Мой внутренний мир»

Учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

 

Упражнение «Слушаем себя»;

Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!»;

Игра-разминка «Ветер дует на…»;

Игра «Знакомство-представление» Рисунок «Мне это нравится».

Занятие 5

«Мой волшебный дом».

Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию; развитие внимания и интереса к партнёрам по общению; развитие самосознания и индивидуальности; снижение психоэмоционального напряжения

Игра «Строители»; Упражнение «Стройка»;

Упражнение «Робот в доме»;

Рисунок «Мой волшебный дом»;

Занятие 6

«Я знаю, я умею, я могу!»

Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и о своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способностям общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

 

Игра «Я и другие»;

Игра «Колдун»;

Игра «Я знаю, я умею, я могу!»;

Рисунок «Наша группа».

 

Занятие 7

«Мы так похожи».

Формировать у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

 

Игра «Ассоциации»; Игра «Подарок»;

Игра «Мыльные пузыри»;

Игра «Комната смеха».

Занятие 8

«С кем я живу».

Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

 

Беседа «Что такое семья?»;

Упражнение «Кто кому кто?»;

Беседа «Чем порадуем родителей?»;

Игра «Мы очень любим»;

Рисунок «Особый день моей семьи».

 

Занятие 9

«Давайте жить дружно!».

 

Формировать чувство принадлежности к группе; помогать каждому ребёнку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении.

 

Игра «Передай мячики»; Игра-рисунок «Рукавички».

Занятие 10

«Автопортрет»

Учить детей различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походку, пол и т.п.).

 

Упражнение «Выбери картинку»;

Игра «Дотронься до…»;

Беседа «Кто я?»;

Игра «Ласковушки»; Игра «Презентация»; Рисунок «Автопортрет».

 

Занятие 11

«Узнай себя»

Развивать позитивное представление о своём «Я»; помочь ребёнку обрести уверенность в своих сила.

 

Игра «Незнайка».

Игра «Телепередача». Игра«Гадкий утёнок». Игра «Я умею!». Рисунок «Я люблю больше всего…».

Занятие 12

«Я знаю, я могу!»

Помочь ребёнку увидеть в себе положительные стороны, почувствовать, что он понимаем и ценим другими.

 

Игра «Я умею…» Игра «Я знаю…»

Игра «Ёжик».

Игра «На кого я похож?»

Игра «Художники»

Занятие 13

«Мои желания»

 

Развить позитивное представление у детей о своём «Я», помочь преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, эмоциональное напряжение.

 

 

Игра «Кто я?»

Игра «Разыщи радость».

Игра «Хваста».

Игра «Стул любви». Игра «Моё желание». Рисунок «Моё желание»

Занятие 14

«Волшебное зеркало»

Обогатить опыт самопознания, формирование адекватной самооценки.

 

Игра с зеркальцем.

Игра с большим зеркалом.

Рисунок «Моё отражение в волшебном зеркале».

 

Занятие 15

«Я нужен…».

Сплочение группы, повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.

 

Упражнение «Скала».

Игра «Ладошки».

Упражнение «Я знаю».

Ролевая гимнастика.

Рисунок «Моя ладонь».

 

Занятие 16

«Мои друзья»

Снятие напряжённости, эмоциональное раскрепощение детей; преодоление барьера отчуждённости; развитие общительности. Способствовать закреплению внутренней установки «Я-хороший» через открытие в себе и других положительных сильных сторон, развивать рефлексию, сплочённость группы.

 

Игра «Приятное слово».

Игра «Как меня видит другие».

Игра «Спина к спине».

Игра «Ветер дует на…»

Игра «Подарок».

Игра «Найди друга».

 

Занятие 17

Большая игра «Маскарад»

Создать условия для осознания себя в окружающем мире, для раскрепощения, принятие себя, повышения самооценки, саморазвития.

Драматизация «Теремок»

Информация о работе Самооценка детей с речевым нарушением