Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:52, реферат
Дети с ОНР III уровня более глобально, нерасчленимо оценивают как результаты своей деятельности (реальные и прогнозируемые), так и свое усердие, старание, затрудняются в самооценке по различным критериям, переносят свои отдельные успехи-неуспехи в познавательной деятельности на оценку своей личности в целом.
Пояснительная записка
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Самолюбие можно отнести к третьему отделу, т.к. сюда по большей части относят скорее группу действий, чем чувствований в узком смысле слова. Для обоих родов самооценки имеется достаточный запас синонимов. Например, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие и др., с другой – скомность, униженность, неуверенность, сознание общественного позора и др. лицо, потерпевшее одну неудачу за другой, падает духом, проникается болезненной неуверенностью в самом себе, отступая перед попытками, вовсе не превосходящими его силы.
Люди, имеющие низкий уровень самооценки, склонны приуменьшать свои качества и свои возможности, вследствие чего они устраняются от решения каких-либо важных жизненных проблем, стремятся переложить ответственность за важные решения (даже касающиеся исключительно их будущего) на других людей. Именно низкая самооценка формирует неуверенность, которая и не дает нам свободно продвигаться по жизни.
Самооценка у человека формируется в раннем детстве. Родители, сравнивая своих детей и показывая (подчёркивая) состоятельность других, и несостоятельность собственных, сами того не осознавая, формируют у них неуверенность и нерешительность, закладывают у них так называемый «комплекс неполноценности».
Другая причина, которая формирует у человека неуверенность, также связана с детским воспитанием. Она заключается в том, что ребенка постоянно ограничивают в его поведении и в его поступках, из желания оградить от возможных негативных последствий. Фразы, типа «Туда не ходи…», «Туда не залезай…», «Туда не бегай…» с подробным объяснением, какая «опасность» там подстерегает, на самом деле не спасает ребенка от этих мнимых опасностей, а формирует у него образ «опасного мира», в котором «лучше не высовываться».
Иными словами, неуверенность – это не врожденное свойство, а качество, заложенное неправильным воспитанием.
Изучением самооценки детей дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития занимались В.К. Шкловский, В.И. Селиверстов , Л.В. Зайцева, Г.А. Волкова.
В силу несформированности у дошкольников с ОНР III уровня лексики, грамматики; наличия замен слов на близкие по значению; нарушенного понимания речи: в различении числа, форм и падежа, временных форм глаголов; использования простых предложений формируется неуверенность в себе, своих речевых, коммуникативных возможностях. В возможностях выполнять что-либо правильно. А самое главное – боязнь не соответствовать предъявляемым требованиям родителей, социума.
Дети с ОНР III уровня более глобально, нерасчленимо оценивают как результаты своей деятельности (реальные и прогнозируемые), так и свое усердие, старание, затрудняются в самооценке по различным критериям, переносят свои отдельные успехи-неуспехи в познавательной деятельности на оценку своей личности в целом. Это особенно характерно в случаях устойчивой заниженной самооценки: «Я не справлюсь, я плохо рисую», «Ничего не получилось, у меня всегда много ошибок», «У меня все время неаккуратно».
Если не преодолевать речевое нарушение, то нарушение коммуникативности, боязнь неправильного отношения, неуверенность с своих силах станут обычным состоянием ребенка; а нарушение речи останется.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в науке накоплены определенные знания о сущности самооценки и способах ее формирования. Анализ самооценки через сущность «я» отражен в философских работах Д.И. Дубровина, А.Г.Спиркина, И.С. Кона и др. А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.В. Столин, И.Н. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др. ученые в своих работах рассматривают самооценку как внутреннее ядро личности, как ее сознательное начало, как сгусток индивидуального сознания, как систему представлений о себе. Самооценке, как личностному образованию отводится центральное место в общем контексте формирования личности, ее возможностей, способностей, направленности, активности, общественной значимости (К.А. Абульханова – Славская, А.И. Липкина, Е.В. Шорохова и др.) также проблемой самооценки занимались В.М. Бехтерев, М.Д, Виноградова, Р,С. Немова, С.Т, Шатский, Г.Г. Кравцов, Г.А. Цукерман.
Коррекция нарушений проводится в процессе игровой деятельности и опирается на индивидуальный уровень развития.
Данная программа рассчитана для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.
3. Цель программы: процесс формирования самооценки детей 5-7 лет с ОНР III уровня.
3. Задачи психо-коррекционных работ:
1. Анализ литературы по проблеме исследования
2. Определение методических условий реализации программы
3. Разработка перспективного и тематического плана
4. Методические условия реализации программы
Формы работы: проводятся подгрупповые. Наиболее эффективны занятия группами по 4-5 человек.
Частота встреч: 1 раз в неделю. (1 подгрупповое), всего 18 занятий
Период работы: 4 месяца (сентябрь - декабрь)
Включаемые специалисты: взаимодействие происходит с воспитателем, логопедом.
Блок 1. Диагностический
Методики обследования самооценки
1. Методика «Лесенка»
Автор Де’ Грееф
Возраст с 5 лет
Цель: выявить общее отношение к себе ребенка и его конкретную самооценку.
2. Методика «Оцени свои качества»
Автор Дембо – Рубинштейн
Возраст с 5 лет
Цель: выявление умения ребенка дифференцированно оценить свои качества.
3. Методика «Почта»
Модифицированный вариант теста Е Антонии и Е. Бине
Возраст с 5 лет
Цель: выявление уверенности – неуверенности в родительской любви.
4. Методика «Рисунок «Я и мой друг в детском саду»»
Автор с 5 лет
Цель: выявление внутренних переживаний, его глубинное отношение к себе.
Принципы коррекционной работы:
Принцип комплексного подхода к изучению человека, т.е. систематического целостного изучения индивидуально-психологического составления человека на всех этапах его жизненного пути. Он реализуется путем всестороннего обследования особенностей развития трех базовых сфер психики: личности, интеллекта, деятельности и других более частных ее свойств.
Принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики зоны актуального и ближайшего развития ребенка, а также перспективы его развития.
Принцип целостного изучения всех психических характеристик отдельного индивидуума конкретизирует общеметодологические принципы детерминизма и системности.
Принцип личностного подхода чрезвычайно важен в обследовании лиц с речевыми расстройствами. Личностный подход – это подход к ребенку в меру сформированности у него сознания и системы ценностей, определяющих его жизненную позицию и в конечном итоге поведения.
Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться с учетом ведущей деятельности ребенка. Если это дошкольник – это игровая деятельность, если это школьник – учебная.
Принцип динамического изучения ребенка ориентирует на то, что при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности к обучению.
Принцип казуальности (этиопатогенетический). Психолого-педагогическое обследование лиц с речевыми нарушениями должно быть больше сконцентрировано не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения.
Принцип сочетания индивидуальных и коллегиальных форм обследования позволяет добиваться наилучших результатов при оптимальных затратах при его проведении. Коллегиальная форма может быть полезна в процессе обследования, когда один из специалистов выступает как помощник другого, организовывая поведение испытуемого, создавая положительный эмоциональный фон, и особенно при анализе результатов диагностики.
Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологического обследования, ориентирует на то, чтобы, с одной стороны, в основе формальных количественных показателей лежало качественное выделение единиц этого измерения, с другой – чтобы результаты обследования не были сведены к этим формальным показателям, но был проведен анализ выполнения заданий – способа логической последовательности операций, настойчивости в достижении цели и т.д.
Блок 2. Ориентировочный
Побуждение сторон к сотрудничеству. Нужно установить контакт с ребенком, вызвать его доверие. Это достаточно непросто, т.к. чаще всего ребенок посещает занятия не по своей воле, а его приводят родители. Нужно спокойно, доброжелательно и мягко обходиться с ребенком
Также необходимо привлекать родителей к сотрудничеству, доступно объяснить им всю глубину проблемы, указав на их важнейшую роль в ее решении. Формы взаимодействия с родителями: консультации, беседы, семинары, родительские собрания.
Целью этого взаимодействия является обеспечение благоприятных условий для педагогического воздействия на ребёнка, создание правильного отношения к нему дома, в детском учреждении, в коллективе сверстников, в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребенка, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний психолога. Нельзя исключать индивидуальных консультаций (например, о значении психологической подготовки ребёнка к пребыванию в непривычных для него условиях, порекомендовать предварительное посещение ребёнком детского учреждения).
Блок 3. Коррекционный.
Перспективный план на 1-е полугодие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.
1) Развитие уверенности в себе, в своих силах.
2) Формирование навыка общения со старшими;
3) Развитие навыка общения в разнообразных социальных ситуациях;
4) Развитие умения проявлять внимание к сверстникам;
5) Предоставление ребенку собственной модели поведения;
6) Раскрепощение детей;
7) Развитие умения работать в коллективе;
8) Развитие умения говорить о себе без стеснения, адекватной оценки своих лучших сторон, преодоление страха перед коллективом;
9) Расширение словарного запаса.
Тематический план на 1-е полугодие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.
№ Занятия | Тема занятия | Цель занятия | Содержание |
Занятие 1 | «Знакомство» | Создание условий для знакомства детей друг с другом; создание благоприятной атмосферы для общения, частичное устранение защитных барьеров | Игра «Представление»; Игра «Что я люблю»; Игра «Знакомство»; Игра «Карусель». |
Занятие 2 | «Знакомство» | Развитие саморефлексии и рефлексии, невербальных и вербальных средств общения. | Упражнение «Придумай имя»; Игра «Давай здороваться».; Чтение стишков . |
Занятие 3 | «Автопортрет» | Помочь детям понять собственную индивидуальность. | Игра «Радио»; Игра «Ветер дует на…»; Рисунок «Мой портрет». |
Занятие 4 | «Мой внутренний мир» | Учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.
| Упражнение «Слушаем себя»; Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!»; Игра-разминка «Ветер дует на…»; Игра «Знакомство-представление» Рисунок «Мне это нравится». |
Занятие 5 | «Мой волшебный дом». | Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию; развитие внимания и интереса к партнёрам по общению; развитие самосознания и индивидуальности; снижение психоэмоционального напряжения | Игра «Строители»; Упражнение «Стройка»; Упражнение «Робот в доме»; Рисунок «Мой волшебный дом»; |
Занятие 6 | «Я знаю, я умею, я могу!» | Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и о своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способностям общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.
| Игра «Я и другие»; Игра «Колдун»; Игра «Я знаю, я умею, я могу!»; Рисунок «Наша группа».
|
Занятие 7 | «Мы так похожи». | Формировать у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.
| Игра «Ассоциации»; Игра «Подарок»; Игра «Мыльные пузыри»; Игра «Комната смеха». |
Занятие 8 | «С кем я живу». | Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.
| Беседа «Что такое семья?»; Упражнение «Кто кому кто?»; Беседа «Чем порадуем родителей?»; Игра «Мы очень любим»; Рисунок «Особый день моей семьи».
|
Занятие 9 | «Давайте жить дружно!».
| Формировать чувство принадлежности к группе; помогать каждому ребёнку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении.
| Игра «Передай мячики»; Игра-рисунок «Рукавички». |
Занятие 10 | «Автопортрет» | Учить детей различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походку, пол и т.п.).
| Упражнение «Выбери картинку»; Игра «Дотронься до…»; Беседа «Кто я?»; Игра «Ласковушки»; Игра «Презентация»; Рисунок «Автопортрет».
|
Занятие 11 | «Узнай себя» | Развивать позитивное представление о своём «Я»; помочь ребёнку обрести уверенность в своих сила.
| Игра «Незнайка». Игра «Телепередача». Игра«Гадкий утёнок». Игра «Я умею!». Рисунок «Я люблю больше всего…». |
Занятие 12 | «Я знаю, я могу!» | Помочь ребёнку увидеть в себе положительные стороны, почувствовать, что он понимаем и ценим другими.
| Игра «Я умею…» Игра «Я знаю…» Игра «Ёжик». Игра «На кого я похож?» Игра «Художники» |
Занятие 13 | «Мои желания»
| Развить позитивное представление у детей о своём «Я», помочь преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, эмоциональное напряжение.
| Игра «Кто я?» Игра «Разыщи радость». Игра «Хваста». Игра «Стул любви». Игра «Моё желание». Рисунок «Моё желание» |
Занятие 14 | «Волшебное зеркало» | Обогатить опыт самопознания, формирование адекватной самооценки.
| Игра с зеркальцем. Игра с большим зеркалом. Рисунок «Моё отражение в волшебном зеркале».
|
Занятие 15 | «Я нужен…». | Сплочение группы, повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.
| Упражнение «Скала». Игра «Ладошки». Упражнение «Я знаю». Ролевая гимнастика. Рисунок «Моя ладонь».
|
Занятие 16 | «Мои друзья» | Снятие напряжённости, эмоциональное раскрепощение детей; преодоление барьера отчуждённости; развитие общительности. Способствовать закреплению внутренней установки «Я-хороший» через открытие в себе и других положительных сильных сторон, развивать рефлексию, сплочённость группы.
| Игра «Приятное слово». Игра «Как меня видит другие». Игра «Спина к спине». Игра «Ветер дует на…» Игра «Подарок». Игра «Найди друга».
|
Занятие 17 | Большая игра «Маскарад» | Создать условия для осознания себя в окружающем мире, для раскрепощения, принятие себя, повышения самооценки, саморазвития. | Драматизация «Теремок» |