Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 20:17, курсовая работа
Цель: Нарушения речевого развития у детей с ДЦП.
Задачи: Исследование методической литературы
-обследование детей
-обработка собранного материала.
Гипотеза: Дети с ДЦП имеют нарушения в развитии речи.
Предмет: Речь детей с ДЦП.
Трудность понимания речи часто зависит от точного восприятия некоторых фонем, из-за чего у детей нередко наблюдаются вторичные нарушения понимания атрибутных конструкций, окончаний единственного и множественного числа и.д. Они не могут показать на предъявленной картинке, где одна собака, а где несколько ( недостаток фонологической дифференцировки). Иногда имеется трудность в дифференциации близких по звучанию фонем, что проявляется в заданиях на их дифференциацию. Это приводит к нестойкости лексических единиц и нарушениям декодирования значений отдельных слов. Трудности декодирования речевого сообщения относятся ко всем грамматическим структурам при относительной сохранности понимания глубинного смысла высказывания, подтекста речевого сообщения.
Кроме того, при гиперкинетической форме ДЦП расстройства связной речи определяются общими двигательно-тоническими нарушениями в виде отсутствия плавности речи, её замедленности, остановках, трудностях в переходе от фразы к фразе.
При гиперкинетической
форме дизартрии ведущим
Коррекция речи тесно связана с общими мероприятиями по снижению гиперкинезов и по восстановлению произвольных движений, поскольку гиперкинезы артикуляционного аппарата являются проявлением общего заболевания.
Гиперкинетическая форма дизартрии наблюдается у больных гиперкинезами в 25-30% случаев. При этом сравнительно редко встречаются дети с чистой гиперкинетической формой без явлений спастичности и парезов мышц артикуляторного аппарата. При попытке к речи при выполнении намеренных движений органами артикуляторного аппарата гиперкинезы усиливаются не только в самом аппарате, но и в других частях тела.
Речь у таких детей толчкообразная, с голосовыми и дыхательными спазмами, с отсутствием дифференцированных движений губ и языка. Локализация гиперкинезов в артикуляторном аппарате определяет особенности экспрессивной речи. Так, гиперкинезы дыхательной мускулатуры и голосовых связок делают голос прерывистым, затухающим, ребенок вынужден сделать вдох для произнесения отдельных слов, слогов, а иногда и звуков.
Голос у такого ребенка может несколько раз пропадать не только при произнесении какой-то короткой фразы, но даже и одного слова, что обусловлено гиперкинезами голосовых связок. При гиперкинезах в области мягкого неба голосо-дыхательная струя периодически попадает в носовую полость, и произношение сопровождается резким носовым оттенком. При гиперкинезах в различных отделах языка страдает произношение соответствующих групп звуков (переднеязычных, заднеязычных, среднеязычных). Гиперкинезы в губной мускулатуре приводят к нарушению всех губных звуков.
Характерно, что у детей, страдающих гиперкинетической дизартрией, довольно легко можно добиться правильного произношения изолированного звука, но в речевом потоке резко нарушается переключение звуков, и произношение получается с грубым дефектом. К тому же эти больные в процессе речевого акта быстро утомляются.
У больных с
легкой степенью гиперкинетической
формы дизартрии наблюдаются элементы
гиперкинезов в мягком небе и в кончике
языка. В артикуляционном аппарате несколько
затруднено переключение. Речь у этих
больных внятная, но в речевом потоке наблюдается
нечеткое произношение отдельных звуков
при правильном изолированном их произнесении.
Самой тяжелой формой ДЦП является двойная гемиплегия, возникающая при наиболее распространенном поражении мозга, прежде всего его больших полушарий. При этом поражены все конечности, причем руки в большей степени, чем ноги. Дети не овладевают статическими и локомоторными функциями. Речевые нарушения проявляются в виде тяжелой псевдобульбарной дизартрии, иногда анартрии, в некоторых случаях в сочетании с проявлениями бульбарных расстройств. Обычно резко выражено повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре с выраженным и стойким влиянием лабиринтного и шейных тонических рефлексов.
Сходные, но часто
менее выраженные речевые расстройства
наблюдаются при
При атоническо-астатической форме ДЦП, когда имеет место поражение мозжечка и его связей с др. структурами мозга, прежде всего с лобными отделами коры больших полушарий. Нарушение общей и артикуляционной моторики определяются низким мышечным тонусом, отсутствием точности и соразмерности движений, нарушением их синхронности и ритма. При этой форме церебрального паралича наблюдается мозжечковая дизартрия. Её частота составляет 70-75%.
Ведущим расстройством
при мозжечковой форме
Речь атетозного ребенка, для которого характерно преобладание непроизвольных движений, достаточно многообразна. В легких случаях наблюдаются лишь несущественные нарушения в области артикуляции в отличие от детей с серьезными кинетическими расстройствами, у которых речь отсутствует. Обычно речь атетозного ребенка неплавная, отрывочная, неритмичная, отсутствует координация. Некоторые авторы указывают на то, что речевые нарушения у атетозных детей усугубляются тем, что они не контролируют движения головы и не могут глотать слюну. При сочетании симптомов спастичности и атетоза артикуляция нарушается грубее, чем при наличии одной спастичности.
Имеется ряд исследований, посвященных различиям речи спастических и атетозных детей. Так, исследования Вольфа(1950), показали, что работая с 50 детьми, страдающими церебральным параличом, исследуя членораздельность их речи. В результате он обнаружил, что речь 40% атетозных детей нечленораздельна, тогда как в речи 72% спастических больных некоторая членораздельность наблюдается. Вольф считал, что эти результаты неудивительны, поскольку предварительное изучение речевого механизма показало, что у 100% атетозных больных нарушены функции дыхания и артикуляции, следствием чего являются расстройства произношения.
В некоторых случаях можно наблюдать сочетание различных ДЦП у одного и того же ребенка, т.е. смешанные формы дизартрии.
Для смешанной
формы дизартрии характерен комплекс
нарушений и в экспрессивной
речи и артикуляционном аппарате,
свойственных соответствующим степеням
поражения спастической и гиперкинетической
форм.
1.7
Алалии
Кроме речевых расстройств по типу дизартрии у детей с церебральным параличом могут появляться алалии.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Алалия является весьма сложной для диагностики и коррекции, так как недоразвитие символической языковой системы сочетается со специфическими особенностями мыслительной деятельности. Локальное повреждение корковых речевых зон при алалии сопровождается специфической неврологической симптоматикой, что часто подтверждается при электроэнцефалографическом обследовании.
При моторной алалии речь детей с церебральным параличом без специального обучения практически не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов.
Алалия чаще наблюдается при двуполушарных поражениях мозга у детей со спастической диплегией при вовлечении в патологический процесс и верхних конечностей. Общая частота алалии у детей с церебральным параличом относительно невелика и составляет около 3-5%.
Патогенез алалии связан с двумя факторами:
- повреждением
корковых механизмов речи под
влиянием экзогенных
- вторичным недоразвитием
корковых механизмов речи в
результате двигательно-
II Глава. Методика
исследования нарушений
речевого развития у
детей с ДЦП
2.1. Алгоритм
логопедического
обследования.
Целью логопедического
обследования является составление
максимально объективной
Логопедическое обследование включает 2 этапа : предварительный и этап актуального обследования.
На предварительном обследовании я знакомилась с ребенком заочно по материалам педагогической и медицинской документации, бесед с родителями и лицами, работавшими с ребенком. В процессе изучения документации я получила сведения о возрасте ребенка, времени установления диагноза ДЦП, наличии сопутствующих диагнозов, попытках обычного и специального образования ребенка. Максимально тщательно я старалась собрать анамнестические сведения о ходе раннего психомоторного и речевого развития ребенка, затем вносила их в логопедическую карту ребенка. Подробно знакомилась с последними данными врачей- специалистов о форме ДЦП, состоянии интеллекта, состоянии слуха, состоянии носоглоточной и ротоглоточной областей, состоянии зрения, состоянии опорно-двигательного аппарата ребенка.
В процессе актуального обследования прежде всего мне нужно было выявить уровень развития общения ребенка : доминирующую форму общения, его мотивы, потребность в общении и средства общения, важно сопоставить реальный уровень развития общения ребенка с представлениями родителей и ближайших родственников о его коммуникативных возможностях. Полученные данные используются в процедуре обследования с применением адекватного для данного ребенка подхода.
Не исключено,
что ребенок плохо вступает в
контакт с окружающими и при
обследовании не показывает полностью
свои возможности. В связи с этим я проводила
индивидуальную беседу с родителями, чтобы
выяснить наличие тех или иных речевых
способностей ребенка, а также при каких
условиях эти способности проявляются,
обращаю внимание на стиль общения окружающих
с ребенком.
Изучение уровня
речевой коммуникации
Для изучения коммуникативных
умений детей проводилось наблюдение
за их свободным общением. В процессе
наблюдения обращалось внимание на характер
общения, инициативность, умение вступать
в диалог, поддерживать и вести его, слушать
собеседника, понимать, ясно выражать
свои мысли.
Оценка коммуникативных
умений проводилась с учетом следующих
критериев.
№ | КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ | УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ |
1 |
Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета. | 3 |
ВЫСОКИЙ |
2 | Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое | 2 |
СРЕДНИЙ |
3 | Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. | 1 |
НИЗКИЙ |
Информация о работе Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте