Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: Нарушения речевого развития у детей с ДЦП.
Задачи: Исследование методической литературы

-обследование детей

-обработка собранного материала.
Гипотеза: Дети с ДЦП имеют нарушения в развитии речи.
Предмет: Речь детей с ДЦП.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СПЕЦ. ПСИХОЛОГИИ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Взаимосвязь нарушений  общей и речевой моторики при  ДЦП проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функций рук.

Связь движений руки с речью была отмечена еще  в 1928году В.М.Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М.М.Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движения пальцев рук стимулируют ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Наиболее тяжелые нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

Особенностью  нарушений звукопроизносительной  стороны речи при дизартрии у  детей с ДЦП является то, что  при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. Выполнение любых движений с усилением вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре. Во время занятий не следует требовать от ребенка чрезмерных усилий, так как они могут способствовать диффузному повышению мышечного тонуса и усилению нарушений звукопроизносительной стороны речи.

Нарушение артикуляционной  моторики при ДЦП не только затрудняют формирование произносительной стороны речи ребенка, но и нередко вторично вызывают нарушение фонематического восприятия. Это может вызывать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.

Однако не у  всех детей трудности в овладении  звуковым составом слов выражены в одинаковой степени. Одни дети испытывают выраженные трудности даже в расчленении слов на отдельные звуковые элементы; другие справляются лишь с простыми формами звукового анализа. Чаще наблюдается трудность звукового анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками. И наконец, в более редких случаях  у детей может не отмечаться выраженных трудностей звукового анализа слов даже с дефектно произносимыми звуками. Это определяет необходимость дифференцированного подхода при коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей. Специфические нарушения речевых кинестезий при ДЦП препятствуют формированию слухо-двигательно - кинестетических связей, что и затрудняет процесс письма. Все дети с ДЦП и дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие артикуляционных навыков, фонематического слуха, восприятия и анализа.

Для детей с  ДЦП характерны специфические трудности  в усвоении лексической системы  языка.

Н. Н. Малафеев (1985) изучил частоту употребления младшими школьниками с ДЦП имен существительных и глаголов. Им было установлено, что имя существительное, глагол и предлог составляют суммарно более 90% всего лексического запаса, а все другие части речи представлены  в словаре крайне недостаточно. Характерным было многократное повторение одних и тех же слов, слабая степень владения глаголами, незнание точного их значения.

Лексико-семантические  нарушения у младших школьников с ДЦП были изучены Л.Б.Халиловой (1986). Установлено, что дети не знают  значения многих слов; заменяют значение одного слова значением другого, совпадающим с ним по звучанию; смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависимости; иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла. Дети затрудняются в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова, у них крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения.

Количественные  нарушения проявляются в ограниченном словарном запасе в более медленном темпе его формирования.

Характерные нарушения  лексики у детей с ДЦП обусловлены  спецификой самого заболевания. В силу двигательных нарушений, ограниченности социальных контактов активное познание ребенком окружающего мира ограничено. Знания и представления о предметах и явлениях окружающей действительности у детей неполные и не систематизированные, а порой и ошибочные. Это связано с общим нарушением развития анализаторной деятельности при ДЦП, трудностями формирования комплексных ассоциаций, что в значительной  степени определяется патологией двигательного анализатора.

Словесное обозначение  окружающих предметов закрепляется с трудом ввиду слабости ощущения «двигательного образа» слова органами артикуляции. Ребенок не может найти самостоятельно сходное в разном и отличить похожие предметы друг на друга. Только в процессе практической деятельности возможно образование комплексных ассоциаций, составляющих основу целостного восприятия предметов окружающей действительности.

Спецификой работы по развитию лексики является сочетание  коррекционных мероприятий по совершенствованию  восприятия и представлений со словесным  обозначением предметов и явлений  окружающей действительности.

  Детей дошкольного  возраста и более старших обучают понимать и произносить названия окружающих предметов и действий с ними, различать и называть части предметов (части лица и тела человека; части у предметов обихода, игрушек; карман у платья, колеса у машины и т.д.).

Все содержание словарной работы опирается на расширение, углубление и обобщение знаний детей об окружающем.

Спецификой работы над лексикой детей с ДЦП является её опосредование предметно-практической и игровой деятельностью, тесная взаимосвязь с развитием и  коррекцией сенсорных функций и познавательной деятельности.

Работа над  смысловой стороной речи включает приемы, сочетания которых обеспечивает эффективность работы в целом и способствует развитию связной речи.

При работе над  лексикой необходимо учитывать и  психолингвистический аспект механизма возникновения специфических затруднений в овладении словарным запасом. Описанные выше артикуляционно-фонетические, голосовые, темпо-ритмические и просодические нарушения осложняют двигательную программу речевого высказывания у детей. При ДЦП просодические и семантические расстройства взаимосвязаны. Трудности речевого высказывания обусловлены не только чисто моторными нарушениями, но и недостаточностью языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова. Нарушения речевых кинестезий приводят к недостаточной упроченности слов. Кинестетические связи, стоящие за отдельными словами, уравниваются, и ребенок испытывает выраженные затруднения в нахождении нужного слова, что проявляется в своеобразных псевдоамнестических расстройствах.

У детей с  ДЦП из-за фонетико-фонематиических  нарушений, задерживающих общее  становление речи, усвоение грамматических форм категорий происходит крайне слабо  из-за ограниченности их речевого общения, недостаточности слухового восприятия, недостаточного внимания к звуковой стороне речи и низкой речевой активности.

Кроме того, своеобразие познавательной деятельности детей с ДЦП в значительной степени затрудняет анализ структуры языковых единиц и определяет характерные затруднения в овладении грамматическим строем языка. Учащиеся с ДЦП нередко затрудняются в правильном употреблении отдельных грамматических форм и категорий, нарушают структуру предложений (пропускают предлоги, второстепенные члены, не соблюдают порядка слов). Несформированность грамматической стороны речи наблюдается у детей, у которых речевой дефект проявляется в виде общего недоразвития речи. Успешное формирование грамматических навыков и умений у детей с ДЦП возможно только при комплексном подходе к умственному и речевому развитию детей.

Эффективность коррекционно-логлпедической работы при  разных формах дизартрии зависит  от правильного определения вида дизартрии и, соответственно, от использования дифференцированных методов коррекции. При разработке методов коррекции учитываются ведущие расстройства при различных формах дизартрий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4.     Дизартрия при  спастической  форме ДЦП. 

Особенностью  дизартрий при ДЦП является общность нарушений общей  и речевой  моторики, связь разных форм дизартрии  с определенными формами ДЦП. Наиболее частой формой является спастическая диплегия, при которой имеет место  двустороннее, иногда ассиметричное поражение или недоразвитие центрального двигательного нейрона. При этой форме поражаются и верхние и нижние конечности, причем ноги в большей степени. Важной задачей на подготовительном этапе работы является общее расслабление и снижение тонуса в речевой мускулатуре.

Псевдобульбарная  дизартрия при спастической диплегии наблюдается примерно в 80%, при гемипаретической форме – у одной трети больных (30-35 %).

При легкой степени  спастической дизартрии экспрессивная  речь внятная, лишь с нечетким произношением  отдельных звуков, имеются негрубые затруднения при переключении в артикуляторном аппарате и отдельные элементы спастичности в различных его отделах.

У детей со средней  степенью спастической дизартрии в  экспрессивной речи искажено произношение 1/3 звуков. Даже изолированно эти звуки не могут быть произнесены правильно. Спастичность наблюдается во всех отделах артикуляционного аппарата и в мимической мускулатуре.

При тяжелой  степени поражения экспрессивная  речь невнятная, носит не фразовой характер, а состоит из отдельных слов. Произношение большинства звуков искажено. В процессе речевого акта наблюдаются синкенезии в мимической мускулатуре, а в мускулатуре конечностей увеличивается спастичность. Отмечается высокая спастичность во всех отделах артикуляционного аппарата.

Речь спастичного  ребенка обычно эксплозивная и прерывается длительными паузами в силу чрезмерного напряжения мышц и внезапных спазмов. Это именно то, что обычно называют речью при церебральном параличе. В тяжелых случаях такой ребенок не в состоянии управлять артикуляторным аппаратом, у него отмечаются анартрия.

При некоторых  формах спастической диплегии выявляется задержка созревания нижнетеменных  ассоциативных областей коры головного  мозга.  В этих  случаях нарушается смысловой уровень организации связной речи, дети испытывают затруднения в назывании предметов, забывают слова, с трудом подбирают нужное слово, недостаточно понимают логико-грамматическое отношения.

Развернутая связная  речь упрощается, дети почти не используют более сложные формулировки, выражающие логико-грамматические отношения, употребляют в основном заученные фразеологические образования.

Специально проведенное  обследование понимания речи учащимися  с ДЦП ( Е. М. Мастюкова, 1973) выявило  три варианта его особенностей. Несмотря на то, что при всех вариантах нарушения понимания речи были выражены нерезко, они значительно затрудняли усвоение детьми школьной программы.

При первом варианте отмечались трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, а также в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции. Это сочеталось с общей низкой психической активностью учащихся, узким пониманием значений отдельных слов, пониманием сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов.

При втором варианте учащиеся затруднялись в переводе последовательно  поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную схему. Это  проявилось в нарушениях понимания  обратных конструкций. Такие дети испытывают  трудности в понимании при чтении рассказов, условий задач, особенно в косвенных, и другого программного материала.

При третьем  варианте трудности понимания обращенной речи имеют менее специфический  характер и связаны в первую очередь с малым словарным запасом, ограниченным пониманием значений   отдельных слов, недостаточным объемом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта. Дети плохо понимают значение глаголов, обозначающих передвижение, особенно тех, которые показывают изменения действий при помощи приставок. Например : шел - перешел, вошел - подошел, ушел-прошел и т.д. Эти нарушения также преимущественно наблюдаются при спастической диплегии, т.е. при двуполушарном поражении мозга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5.  Дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП 
 

Среди церебральных параличей у детей особо сложный  характер имеют гиперкинетические  формы. Их отличают большая распространенность поражения двигательной сферы и  лучшая сохранность интеллекта.

Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются: меняющимся характером мышечного тонуса ( дистонией), наличием непроизвольных насильственных движений, отсутствием эмоциональной выразительности двигательного и речевого акта. Отмечается выраженная  недостаточность просодической стороны речи. Как в двигательной, так и в речевой моторике отмечается недостаточность удержания статических поз и положений. Двигательные нарушения и речедвигательные расстройства утяжеляются за счет наличия тонических спазмов, которые могут распространяться на артикуляционную, дыхательную мускулатуру и на мышцы гортани, обуславливая своеобразные расстройства голосообразования и дыхания. При гиперкинетической форме ДЦП отмечается экстрапирамидная, или, иначе, подкорковая дизартрия. Для гиперкинетической формы паралича характерно частое (от 5 до 20 %) снижение слуха преимущественно на высокие тона.

Информация о работе Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте