Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 20:17, курсовая работа
Цель: Нарушения речевого развития у детей с ДЦП.
Задачи: Исследование методической литературы
-обследование детей
-обработка собранного материала.
Гипотеза: Дети с ДЦП имеют нарушения в развитии речи.
Предмет: Речь детей с ДЦП.
Известно, что у детей с церебральным параличом отмечаются множественные речевые нарушения. Дефекты речи могут быть обусловлены характером заболевания, а именно органическим поражением ЦНС (дизартрии различного типа, дисграфии разной этиологии, моторная и сенсорная алалии т.д.). Кроме того, у детей, страдающих ДЦП, часто имеют место и функциональные речевые нарушения вследствие специфических условий развития и воспитания больного ребенка. Как правило, у ребенка с ДЦП наблюдается целый спектр речевых нарушений. Например, Дисграфия может сочетаться с алалией или дизартрией.
Речевые расстройства в клинике ДЦП составляют, по данным различных авторов, от 70 до 85% ( Е.М. Мастюкова, 1973 и др.)
Наряду с повреждением определенных мозговых систем существенную роль в генезе речевых расстройств у этих детей играет вторичное недоразвитие или более позднее формирование тех отделов коры головного мозга, чрезвычайно важных для речевой функции, которые наиболее усиленно развиваются в постнатальном онтогенезе (премоторно-лобная, теменно-височная области).
Особенности
структуры нарушений речи и
степень их выраженности
Нарушение речевого онтогенеза при ДЦП также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов.
При ДЦП
отмечается определенная
Речевые нарушения у детей с ДЦП включают :
Актуальность:
Чрезвычайно важным
является раннее выявление речевых
нарушений при ДЦП у детей
для своевременного начала логопедической
работы и наиболее оптимальной и эффективной
коррекции речевых расстройств.
Цель: Нарушения
речевого развития у детей
с ДЦП.
Задачи: Исследование методической литературы
-обследование детей
-обработка собранного материала.
Гипотеза: Дети
с ДЦП имеют нарушения в
развитии речи.
Предмет: Речь детей
с ДЦП.
I Глава Обзор
научно-методической
литературы по
теме исследования.
1.1.
Речевые нарушения
у детей
с ДЦП в
раннем возрасте.
В первые месяцы жизни ребенка весьма сложно определить наличие ДЦП, можно только описать краткие характеристики некоторых отличий от нормы, которые могут отличаться в развитии речевой деятельности при тяжелых формах ДЦП.
На первом месяце жизни ребенок малоактивен, он либо долго спит, либо постоянно кричит. Плач монотонный, непродолжительный и беден интонациями. Ориентировочная реакция характеризуется заторможенными общими движениями при зрительных и слуховых раздражителях.
При ДЦП уже в первые дни жизни ребенка наблюдается напряжение и дрожание языка. Язык почти не участвует в процессе сосания и глотания.
Обычно сосательные рефлексы проявляются очень слабо либо вообще отсутствуют. У этих детей появление данных функций осложняется из-за ослабленного состояния оральной мускулатуры и кормления через зонд. В дальнейшем появившиеся с задержкой оральные рефлексы долго не редуцируются и сохраняются в искаженном виде в моторных схемах еды и артикуляции.
В этом периоде психомоторного развития (0-1месяц) позотонические рефлексы непосредственно влияют на процесс формирования артикуляции. Если здоровый ребенок хорошо держит голову, то у ребенка с ДЦП рефлексы орального автоматизма могут быть чрезмерно усилены, общедвигательные реакции ( в основном удержания и вращения головы) заторможены, рефлекторно-голосовые реакции не приобретают коммуникативного значения, ярко выражена псевдобульбарная симптоматика, характеризующаяся нарушениями сосания, глотания, дыхания и крика, и особенно нарушением ладонно-ротового рефлекса Бабкина. У детей с ДЦП не реализуются возможности артикуляторной и лицевой моторики.
На 2-3-м месяце фрагментарно может присутствовать «комплекс оживления» Улыбка редко наблюдается при общении с взрослым. Значительно выражена патология орально-артикуляторных мышц.
В процессе артикуляции ярко выражены нарушения мышечного тонуса в виде паретичности, спастичности, дистонии, гиперкинеза и дрожании языка.
В крике эта симптоматика четко определена, он очень тихий непродолжительный, монотонный. Мимика также мало выразительна и несимметрична. В связи с этим голосовая активность слаба, очень бедна, гукание появляется с опозданием и не формируются механизмы аутоэхолалий, гуление также задерживается от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от уровня нарушений.
В этом периоде психомоторного развития (2-3 месяц) появляется двигательный компонент и доминируют общие рефлекторные реакции. Четко выделяется выпрямительный лабиринтный рефлекс, который позволяет ребенку поднимать голову в положении лежа на животе. В ротовой полости наблюдается повышенная чувствительность, особенно губ и языка. У детей с ДЦП сильно выражена патологическая симптоматика, прежде всего нарушение сосания и глотания.
В возрасте от 3-6 месяцев « комплекс оживления» недифференцированный или отсутствует, крик маловыразителен. Ребенок слабо реагирует на звуковые раздражители. Певучее гуление и смех отсутствуют.
Гуление находится
на очень рудиментарном уровне, проявляется
с огромным опозданием и характеризуется
недифференцированными гласными звуками
«а», «е», «ы», которые возникают
спонтанно при общении с
Дети с ДЦП издают звуки, у которых абсолютно отсутствует напевность, модуляция и ритм, из чего следует, что гуление на этой стадии слабо выражено ( чему способствует и отсутствие гортанных звуков). Более ярко выраженное гуление указывает на менее тяжелую форму ДЦП.
При псевдобульбарной симптоматике сохраняются нарушения голосового образования и крика. При спастичности артикуляторных мышц появляется повышенный тонус языка и губ. Язык напряжен, кончик языка не выражен, губы напряжены, что вызывает ограничение произвольных движений во время артикуляции.
При гипотонии отмечается вялость жевательных и мимических мышц артикуляторной мускулатуры. У детей она малоподвижна, в результате чего рот полуоткрыт. В случае дистонии мышцы артикуляции постоянно сокращаются, что сопровождается гиперкинетическими компонентами.
У детей с ДЦП мышечная гипертония отражается на патологической симптоматике ассиметричного шейно-тонического рефлекса. Патологический рост тонуса в мышцах языка и губ, резкая гипертония или гипотония, отсутствие произвольных движений органов артикуляции, постуральная активность, содружественные движения, произвольная ручная моторика являются явными показателями задержки в формировании двигательной активности, а также в появлении цепных выпрямительных рефлексов.
В периоде от 6 до 9 месяцев жизни ребенок с ДЦП с трудом
отличает мать от других лиц, часто отмечаются отрицательные эмоциональные реакции на новое лицо, малоактивен в общении, с трудом вступает в контакт с взрослым в игре. Не использует жесты во время общения, мимика маловыразительна. Лепет имеет специфические особенности и может растянуться на несколько лет.
В этом периоде
(6-9 мес.) особенно важным является наличие
сенсорных и интегративных
У детей с ДЦП наблюдаются ярко выраженные безусловные рефлексы орального автоматизма. Кусание и жевание слабо выражены, особенные затруднения возникают при жевании, которое часто вообще отсутствует.
Крайне заторможены
реакции языка и губ. Часто
имеют место изменения
Во время приема пищи наблюдается псевдобульбарная симптоматика в виде защитных рефлекторных реакций, оральной синкенезии и повышенной саливации.
В периоде от 9 до 12 месяцев у ребенка с ДЦП отмечаются слабо выраженные эмоциональные реакции. Он предпочитает общаться при помощи жестов. В тяжелых случаях ребенок проявляет слабый интерес к окружающему миру. Лепет малоактивный (не более 1-2 лепетных слов).
Если у здорового
ребенка лепет тонко
Этот период психомоторного развития ( 9-12 мес.) характеризуется дифференцированными сенсорными функциями, что отражается на выпрямительных реакциях и на контроле за движениями. Оральные движения становятся более дифференцированными, контролируемыми и координированными, хотя пища еще вытекает изо рта во время еды.
У детей с ДЦП с 18до 36 месяцев наблюдается нарушение понимания речи и жестов; отсутствует понимание значения слова «да», речь бедна, фрагментарна, отрывочна, с дефектами артикуляции и присутствием персеверативных эхоталий.
Нарушение речевого развития выражаются в бедности активного и пассивного словаря, в недифференцированном знании слов, дети часто путают слова, обозначающие предметы.
Речь как основное средство общения развивается через движение и при социальных контактах, её фундамент закладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда ребенок страдает нарушением сенсомоторной сферы при ДЦП, прежде всего изменяются процессы артикуляции, звукопроизношение, управление мимикой лица и жестами, кинетическое восприятие, контроль за дыханием и передвижением, исчезает возможность детей самостоятельно реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказывает непосредственное влияние на ограничение речевой деятельности и психическое развитие в целом.
У детей, страдающих ДЦП, отмечается нарушение фонематической системы речи, что приводит к неспособности различить на слух слова, близкие по звучанию (квазиомонимы). При низкой остроте слуха часто имеется недостаток слуховой памяти и слухового восприятия. Данные расстройства имеют прямое отношение к задержке и нарушениям в формировании артикуляции при ДЦП. Ребенок, который испытывает трудности восприятия речевых звуков и одновременно ограничен в способности движения речевых мышц, испытывает трудности и в процессе артикуляции, что особенно характерно для данной патологии.
К двум годам при нормальном развитии редуцируются рефлексы, характерные для ребенка 1-го года жизни. Дети с ДЦП в это время находятся под влиянием рефлексов. При тяжелых формах доминирует ассиметричный шейно-тонический рефлекс, который является наиболее примитивным и ранним. Этот рефлекс препятствует появлению и развитию шейно-выпрямительного рефлекса.
При спастической симптоматике преобладает усиление мышечного тонуса. Нормальные схемы движения заменяются на рефлекторную, сгибательную и разгибательную синергию. Чем более повышена спастичность, тем более примитивными являются постурально-тонические и динамические виды деятельности.
При атетозной форме ДЦП, как и при спастической, в положении лежа на спине доминирует модель разгибательной рефлекторной деятельности, тогда как в положении лежа на животе доминирует сгибательный рефлекс.
Данные действия оказываются более нарушенными при усилении непроизвольных движений. Кроме того, характерен измененный мышечный тонус, который переходит из экстремальной гипотонии в экстремальную гипертонию, но, в отличие от ригидности спастичного ребенка, ребенок с атетозной формой только очень кратковременно сохраняет данное положение.
Информация о работе Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте