Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: Нарушения речевого развития у детей с ДЦП.
Задачи: Исследование методической литературы

-обследование детей

-обработка собранного материала.
Гипотеза: Дети с ДЦП имеют нарушения в развитии речи.
Предмет: Речь детей с ДЦП.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СПЕЦ. ПСИХОЛОГИИ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

                                             Введение 

  Известно, что у детей с церебральным параличом отмечаются множественные речевые нарушения. Дефекты речи могут быть обусловлены характером заболевания, а именно органическим поражением ЦНС (дизартрии различного типа, дисграфии разной этиологии, моторная и сенсорная алалии т.д.). Кроме того, у детей, страдающих ДЦП, часто имеют место и функциональные речевые нарушения вследствие специфических условий развития и воспитания больного ребенка. Как правило, у ребенка с ДЦП наблюдается целый спектр речевых нарушений. Например, Дисграфия может сочетаться с алалией или дизартрией.

   Речевые  расстройства в клинике ДЦП  составляют, по данным различных  авторов, от 70 до 85% ( Е.М. Мастюкова, 1973 и др.)

   Наряду  с повреждением определенных мозговых систем существенную роль в генезе речевых расстройств у этих детей играет вторичное недоразвитие  или более позднее формирование тех отделов коры головного мозга, чрезвычайно важных для речевой функции, которые наиболее усиленно развиваются в постнатальном онтогенезе (премоторно-лобная, теменно-височная области).

   Особенности  структуры нарушений речи и  степень их выраженности зависят  в первую очередь  от локализации  и тяжести поражения мозга.

   Нарушение  речевого онтогенеза при ДЦП также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов.

  При ДЦП  отмечается определенная взаимосвязь  двигательных и речевых расстройств.  Это проявляется в общности  нарушений скелетной и речевой мускулатуры. 

     Речевые  нарушения у детей с ДЦП  включают :

  • фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии;
  • специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. При формировании лексической системы языка у детей с ДЦП необходимо широкое опосредование     всех занятий практическими задачами с опорой на игровые приемы, активизирующие познавательную деятельность ребенка. При этом детей специально обучают способам сенсорного обследования предметов;
  • Нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс;
  • Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах ДЦП. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями детей с ДЦП;
  • Все формы дисграфии и дислексии. В генезисе этих нарушений большая роль принадлежит несформированности зрительно-моторных и оптико-пространственных систем. Их формирование, а также развитие артикуляционно-акустических навыков имеет важное значение в предупреждении и коррекции дислексии и дисграфии у детей с ДЦП.

Актуальность: 

Чрезвычайно важным является раннее выявление речевых  нарушений при ДЦП у детей  для своевременного начала логопедической работы и наиболее оптимальной и эффективной коррекции речевых расстройств.  

 Цель: Нарушения  речевого развития у детей  с ДЦП.  

Задачи: Исследование методической литературы

              -обследование детей

               -обработка собранного материала. 

Гипотеза:  Дети с ДЦП имеют нарушения в  развитии речи. 

Предмет: Речь детей с ДЦП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

I Глава   Обзор научно-методической литературы по теме исследования. 

1.1.  Речевые нарушения  у детей  с ДЦП в  раннем возрасте. 

В первые месяцы жизни ребенка весьма сложно определить наличие ДЦП, можно только описать краткие характеристики некоторых отличий от нормы, которые могут отличаться в развитии речевой деятельности при тяжелых формах ДЦП.

На первом месяце жизни ребенок малоактивен, он либо долго спит, либо постоянно кричит. Плач монотонный, непродолжительный и беден интонациями. Ориентировочная реакция характеризуется заторможенными общими движениями при зрительных и слуховых раздражителях.

При ДЦП уже  в первые дни жизни ребенка  наблюдается напряжение и дрожание языка. Язык почти не участвует в процессе сосания и глотания.

Обычно сосательные  рефлексы проявляются очень слабо  либо вообще отсутствуют. У этих детей  появление данных функций осложняется  из-за ослабленного состояния оральной мускулатуры  и кормления через  зонд. В дальнейшем появившиеся с  задержкой оральные рефлексы долго не редуцируются и сохраняются в искаженном виде в моторных схемах еды и артикуляции.

В этом периоде  психомоторного развития (0-1месяц) позотонические рефлексы непосредственно влияют на процесс формирования артикуляции. Если здоровый ребенок хорошо держит голову, то у ребенка с ДЦП  рефлексы орального автоматизма могут быть чрезмерно усилены, общедвигательные реакции ( в основном удержания и вращения головы) заторможены, рефлекторно-голосовые реакции не приобретают коммуникативного значения, ярко выражена псевдобульбарная симптоматика, характеризующаяся нарушениями сосания, глотания, дыхания и крика, и особенно нарушением ладонно-ротового рефлекса Бабкина. У детей с ДЦП не реализуются возможности артикуляторной и лицевой моторики.

На 2-3-м месяце фрагментарно может присутствовать «комплекс оживления» Улыбка редко наблюдается при общении с взрослым. Значительно выражена патология орально-артикуляторных мышц.

В процессе артикуляции  ярко выражены нарушения мышечного  тонуса в виде паретичности, спастичности, дистонии, гиперкинеза и дрожании языка.

В крике эта  симптоматика четко определена, он очень тихий непродолжительный, монотонный. Мимика также мало выразительна и несимметрична. В связи с этим голосовая активность слаба, очень бедна, гукание появляется с опозданием и не формируются механизмы аутоэхолалий, гуление также задерживается от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от уровня нарушений.

В этом периоде  психомоторного развития (2-3 месяц) появляется двигательный компонент и доминируют общие рефлекторные реакции. Четко выделяется выпрямительный лабиринтный рефлекс, который позволяет ребенку поднимать голову в положении лежа на животе. В ротовой полости наблюдается повышенная чувствительность, особенно губ и языка. У детей с ДЦП сильно выражена патологическая симптоматика, прежде всего нарушение сосания и глотания.

В возрасте от 3-6 месяцев « комплекс оживления» недифференцированный или отсутствует, крик маловыразителен. Ребенок слабо реагирует на звуковые раздражители. Певучее гуление и смех отсутствуют.

Гуление находится  на очень рудиментарном уровне, проявляется  с огромным опозданием и характеризуется  недифференцированными гласными звуками  «а», «е», «ы», которые возникают  спонтанно при общении с взрослыми.

Дети с ДЦП  издают звуки, у которых абсолютно отсутствует напевность, модуляция и ритм, из чего следует, что гуление на этой стадии слабо выражено ( чему способствует и отсутствие гортанных звуков). Более ярко выраженное гуление указывает на менее тяжелую форму ДЦП.

При псевдобульбарной симптоматике сохраняются нарушения голосового образования и крика. При спастичности артикуляторных мышц появляется повышенный тонус языка и губ. Язык напряжен, кончик языка не выражен, губы напряжены, что вызывает  ограничение произвольных движений во время артикуляции.

При гипотонии  отмечается вялость жевательных  и мимических мышц артикуляторной мускулатуры. У детей она малоподвижна, в  результате чего рот полуоткрыт. В  случае дистонии мышцы артикуляции  постоянно сокращаются, что сопровождается гиперкинетическими компонентами.

У детей с  ДЦП  мышечная гипертония отражается на патологической симптоматике ассиметричного шейно-тонического рефлекса. Патологический рост тонуса в мышцах языка и губ, резкая гипертония или гипотония, отсутствие произвольных движений органов артикуляции, постуральная активность, содружественные движения, произвольная ручная моторика являются явными показателями задержки в формировании двигательной активности, а также в появлении цепных выпрямительных рефлексов.

В периоде от 6 до 9 месяцев жизни ребенок с ДЦП с трудом

отличает мать от других лиц, часто отмечаются отрицательные  эмоциональные реакции на новое  лицо, малоактивен в общении, с  трудом вступает в контакт с взрослым в игре. Не использует жесты во время  общения, мимика маловыразительна. Лепет имеет специфические особенности и может растянуться на несколько лет.

В этом периоде (6-9 мес.) особенно важным является наличие  сенсорных и интегративных связей. Цепной двигательный рефлекс становится ведущим в развитии серии движений и организации двигательного акта. Он не только отвечает на активизацию зрительно-моторного манипулятивного поведения, но и воздействует на спонтанные голосовые реакции ребенка.

У детей с  ДЦП  наблюдаются ярко выраженные безусловные рефлексы орального автоматизма. Кусание и жевание слабо выражены, особенные затруднения возникают при жевании, которое часто вообще отсутствует.

Крайне заторможены  реакции языка и губ. Часто  имеют место изменения мышечного  тонуса губ и языка и гиперкинез языка, что препятствует подвижности и появлению произвольных артикуляторных движений.

Во время приема пищи наблюдается псевдобульбарная симптоматика в виде защитных рефлекторных реакций, оральной синкенезии и повышенной саливации.

В периоде от 9 до 12 месяцев у ребенка с ДЦП отмечаются слабо выраженные эмоциональные реакции. Он предпочитает общаться при помощи жестов. В тяжелых случаях ребенок проявляет слабый интерес к окружающему миру. Лепет малоактивный (не более 1-2 лепетных слов).

Если у здорового  ребенка лепет тонко дифференцирован по месту и способу образования, то у детей с риском ДЦП переход к экспрессивной речи происходит гораздо позднее, ближе к двум годам. Лепет мало выразителен, слабо дифференцирован, беден интонационными оттенками. Крайне редко встречаются 2-3 слога.

Этот период психомоторного развития ( 9-12 мес.) характеризуется  дифференцированными сенсорными функциями, что отражается на выпрямительных реакциях и на контроле за движениями. Оральные движения становятся более дифференцированными, контролируемыми и координированными, хотя пища еще вытекает изо рта во время еды.

У детей с  ДЦП с 18до 36 месяцев наблюдается  нарушение понимания речи и жестов; отсутствует понимание значения слова «да», речь бедна, фрагментарна, отрывочна, с дефектами артикуляции  и присутствием персеверативных эхоталий.

Нарушение речевого развития выражаются в бедности активного  и пассивного словаря, в недифференцированном знании слов, дети часто путают слова, обозначающие предметы.

Речь как основное средство общения развивается через  движение и при социальных контактах, её фундамент закладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда ребенок страдает нарушением сенсомоторной сферы при ДЦП, прежде всего изменяются процессы артикуляции, звукопроизношение, управление мимикой лица и жестами, кинетическое восприятие, контроль за дыханием и передвижением, исчезает возможность детей самостоятельно реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказывает непосредственное влияние на ограничение речевой деятельности и психическое развитие в целом.

У детей, страдающих ДЦП, отмечается нарушение фонематической  системы речи, что приводит к неспособности  различить на слух слова, близкие  по звучанию (квазиомонимы). При низкой остроте слуха часто имеется  недостаток слуховой памяти и слухового  восприятия. Данные расстройства имеют прямое отношение к задержке и нарушениям в формировании артикуляции при ДЦП. Ребенок, который испытывает трудности восприятия речевых звуков и одновременно ограничен в способности движения речевых мышц, испытывает трудности и в процессе артикуляции, что особенно характерно для данной патологии.

К двум годам  при нормальном развитии редуцируются рефлексы, характерные для ребенка 1-го года жизни. Дети с ДЦП в это  время находятся под влиянием рефлексов. При тяжелых формах доминирует ассиметричный шейно-тонический рефлекс, который является наиболее примитивным и ранним. Этот рефлекс препятствует появлению и развитию шейно-выпрямительного рефлекса.

При спастической симптоматике преобладает усиление мышечного тонуса. Нормальные схемы  движения заменяются на рефлекторную, сгибательную и разгибательную синергию. Чем более повышена спастичность, тем более примитивными являются постурально-тонические и динамические виды деятельности.

При атетозной  форме ДЦП, как и при спастической, в положении лежа на спине доминирует модель разгибательной рефлекторной деятельности, тогда как в положении лежа на животе доминирует сгибательный рефлекс.

Данные действия оказываются более нарушенными  при усилении непроизвольных движений. Кроме того, характерен измененный мышечный тонус, который переходит из экстремальной гипотонии в экстремальную гипертонию, но, в отличие от ригидности спастичного ребенка, ребенок с атетозной формой только очень кратковременно сохраняет данное положение.

Информация о работе Речевые нарушения у детей с ДЦП в раннем возрасте