Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:40, дипломная работа

Описание работы

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Вопросы развития памяти у детей в психологической литературе………………………………………………………….……………..8
1.1. Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития……………………….8
1.2. Развитие произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Понятие. Механизмы………..15
1.3. Использование дидактических игр в процессе развития произвольной памяти………………………………………………..29
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....32
2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………….39
2.3. Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.……………………………………………………………...47
Выводы…………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………...……………….53
Список используемой литературы……………………………………………..55
Приложение……………………………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

диплом2.docx

— 192.43 Кб (Скачать)
 

Результаты  этой методики показали следующие результаты: с высоким уровнем в контрольной  группе 4 ребенка, в экспериментальной 6 детей; со средним уровнем в контрольной группе 5 и 3 в экспериментальной, с низким уровнем по 1 ребенку в двух группах. 

«Результаты методики «Запомни рисунки».

Таблица 8

     
Уровни Группы  
     Контрольная      Экспериментальная
Высокий уровень 4 40% 6 60%
Средний уровень 5 50% 4 40%
Низкий  уровень 1 10% 0 0%
 

По этой методике мы получили следующие результаты:

С высоким  результатом в контрольной группе 4 ребенка, в экспериментальной -6 детей; с низким уровнем в контрольной  группе 5 детей, в экспериментальной  – 4 ребенка и с низким уровнем  в двух группах по 1 ребенку.

            Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, сравнивались с результатами констатирующего эксперимента. При проведении контрольного эксперимента нами были получены следующие данные:

    Средний показатель качественного  анализа:

       В экспериментальной группе с высоким уровнем развития произвольной памяти – 60% (6детей), средний уровень – 40% (4 ребенка), низкий уровень – 0%

       В контрольной группе с высоким  уровнем развития –  40% (4 ребенка), средний уровень – 50 %(5 детей), низкий уровень – 1 ребенок.

     Качественный  анализ результатов:

     Высокий уровень – ребёнок показывает идентичное изображение, называет точно все предметы, затрачивает на запоминание минимум времени, называет слова в том, в каком были предъявлены, запоминает большее число рисунков, использует мнемические приемы.

     Средний уровень – ребёнок называет правильно почти все слова, но допускаются небольшие неточности, например ребенок, назвал вместо слова море- кораблик, т.е. воспроизвёл слово по ассоциации. На запоминание слов, дети затрачивают наименьшее количество времени. В методике «Найди такой же», большая часть детей показывала идентичное изображение с общим силуэтом, запоминает небольшое количество рисунков, использует не все мнемические приемы, преимущественно повторение.

     Низкий  уровень – ребёнок называл наибольшее количество слов (три, четыре) слова. В методике «Найди такой же» показывали преимущественно схожее изображение с общим силуэтом и назначением, запоминал меньшее количество рисунков. 

     «Сводные данные по констатирующему и контрольному этапам исследования в контрольной и экспериментальной группах».

     
Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
  Констатирующий

этап

Контрольный этап Констатирующий

этап

Контрольный этап
Высокий 4 4 3 6
Средний 4 5 5 4
Низкий 2 1 2 -
 
 

В процентном отношении это видно по диаграмме.

«Сравнительная диаграмма констатирующего и контрольного экспериментов» 

Полученные  данные контрольного эксперимента оформлены в таблицах 9-16 приложения.

     Выводы:

     Таким образом, при сравнении полученных данных можно сделать вывод о  более значительном повышении уровня развития произвольной памяти у детей экспериментальной группы, чем у детей контрольной группы, при использовании дидактических игр на развитие произвольной памяти.

  
 
 
 
 

     Выводы 
 

     При проведении первичного среза уровня сформированности произвольной  памяти были сделаны следующие выводы о недостаточности развития данных видов памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Что выражалось в неумении использования мнемических приемов, в низком объеме памяти, в недостаточно точном воспроизведении материала, в привнесении новых слов.

     На  основании полученных данных был  организован формирующий этап исследования.

     Проведённый формирующий эксперимент дал  нам основание для выводов  о результативности проделанной  работы. Процесс формирования произвольной  памяти требует достаточно длительного  времени. Но можно отметить положительную  динамику от проделанной работы. Результаты показали, что уровень развития произвольной  памяти у детей с ЗПР повысился. Дети стали затрачивать меньшее  количество времени для запоминания  слов, картинок, увеличился объём слов, слова дети называли точно, без ошибок, большая часть детей правильно  воспроизводили последовательность слов, активно использовали мнемические приемы запоминания.

     Таким образом, благодаря проведению дидактических  игр, уровень развития произвольной памяти у детей с ЗПР экспериментальной группы стал более высоким. 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     Проведя анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, мы можем отметить, что память представляет собой процесс  организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное  воспроизведение. Память лежит в  основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память связывает прошлое, настоящее и  будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и  уровни деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный  и исторический опыт. К концу дошкольного  возраста память приобретает произвольный характер. Произвольная память – это  особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание, какого- либо материала. Произвольная память предполагает обязательное присутствие мнемической задачи, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Произвольная  память в развитии детей дошкольного возраста имеет немаловажное значение, так как преимущественно на основе данных видов памяти строится процесс обучения в школе.

     У детей с задержкой психического развития наблюдаются разнообразные  нарушения памяти: объем, и точность произвольного запоминания снижены  в сравнении с нормой, обнаруживается недостаточная произвольная регуляция  процесса запоминания. На выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети, наблюдаются отклонения как в области зрительной, слуховой так и в объеме кратковременной памяти. Но зрительная память нарушена в меньшей степени.

     Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти возникают существенные трудности при обучении, приводящие к отставанию детей с задержкой психического развития к отставанию от школьной программы.

     Средством развития произвольной памяти является дидактическая игра, так как произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется в ведущей для этого периода игровой деятельности. Дидактическая игра упорядочивает поведение ребёнка, ребёнок с удовольствием подчиняется правилам игры, это делает его поведение осмысленным и осознанным. Ребёнок учится контролировать себя, действовать правильно, тем самым лучше запоминать необходимый материал.

     При проведении дидактических игр, направленных на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития, нужно обязательно учитывать специфику таких детей. Проводить дидактические игры, соблюдая следующие условия: процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на вычленение свойств объекта – цвет, форма, величина, должно быть усложнение дидактических игр, заключающееся в усложнении содержания материала, в увеличении деталей у запоминаемых объектов, важным условием запоминания является использование мнемических приёмов, инструкцию необходимо повторять несколько раз.

     Таким образом, при учёте перечисленных  выше условий, после проведения предложенного  нами комплекса дидактических игр  уровень произвольной памяти у детей с задержкой психического развития повысился.

     Проведённое нами исследование по развитию произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста подтвердило ранее выдвинутую гипотезу.

 

Список литературы

  1. Бадалян, Л., Память и нервно психическое развитие / Л. Бадалян, А. Миронова //Дошкольное воспитание. – 1976. № 4 - С. 23 - 31
  2. Белопольская, Н. Л. Детская патопсихология / Н.Л. Белопольская - М.: Владос, 2000. - 351с.
  3. Блонский, И.П. Память и мышление / И.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2001. -245с.
  4. Борякова, Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР / Н.Ю. Борякова. // Коррекционная педагогика. – 2003. № 2 - С. 33 -43
  5. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития /  Н.Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2003. - 64с.
  6. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова. - М.: Альфа, 2003. – 136с.
  7. Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2005.- 207 с.
  8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду /А.К. Бондаренко. – М.: ВЛАДОС, 2002.- 176с.
  9. Власова, Т.А. Дети с временными задержками / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Педагогика, 2000.-135с.
  10. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития / Т.А. Власова, В.И. Лубовский и др. – М.: ВЛАДОС,2003.- 256 с.
  11. Выготский, Л.С. Развитие детской памяти / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 1996.  – 420с.
  12. Гнедова, Н. М. Роль самоконтроля в условиях обучения смысловому соотнесению как мнемическому приёму детей 5, 6 лет / Н.М. Гнедова. // Вопросы психологии. – 1972. № 4 .
  13. Гатанова, Н.В. Развиваю память / Н.В. Гатанова. - СПб.: Питер, 2000. -160с.
  14. Добролюбов, Н.А. Избранные педагогические произведения / Н.А. Добролюбов. -  М.: Просвещение, 1986  – 352с.
  15. Егорова. Т.В. Особенности памяти и мышления детей, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. - М.: Педагогика, 2004 -150с.
  16. Егорова. Т.В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР / Т.В. Егорова // Дефектология. – 1992. - № 4. С.16 – 23.
  17. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. - М.: Педагогика, 2004. – 96с.
  18. Житникова, Л.М. Формирование у детей дошкольного возраста классификации как способа мнемического действия / Л.М. Житникова //Вопросы психологии. – 1967. - № 2
  19. Защиринская, О. В. Психология детей с ЗПР / О.В. Защиринская. - СПб, Речь. – 2000.- 432 с.
  20. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. - М.: Просвещение, 1999. – 287с.
  21. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание /П.И. Зинченко. - М.: Директ-Медиа, 2008. – 985с.
  22. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 208с.
  23. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонением в развитии / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224с.
  24. Лебединская, К.С. Актуальные  проблемы диагностики задержки психического развития детей /  К.С. Лебединская. -  М.: Просвещение, 2001 – 440с.
  25. Лубовский В.И. Обучение детей с ЗПР /  В.И. Лубовский.- Смоленск, 1994. – 186с.
  26. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти /С.О. Лебедева // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 8. – С.52-54
  27. Леонтьев, А.Н. Развитие памяти / А.Н. Леонтьева. – М.: Просвещение, 2005. - 248с.
  28. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. – М.: ВЛАДОС, 2004.-105с.
  29. Лутонян Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития / Н.Г. Лутонян. – М.: Айрис – Пресс, 1977. – 360с.
  30. Марцинковская, Г.Д. Диагностика психического развития детей /Г.Д. Марцинковская. - М.: Педагогика, 2006 – 176с.
  31. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Педагогика, 2005. – 405с.
  32. Немов, Р.С. Психологи я /  Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 640с.
  33. Поддубная, Н.Г, Особенности непроизвольной памяти у детей с ЗПР / Н.Г. Поддубная // Дефектология.- 1980. - № 4. – С. 31-34.
  34. Петровский, А.В. Психология /  А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. -  М.: Академия, 2000. – 528с.
  35.   Рогов. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 480с.
  36. Слепович, Е.С.Умственное воспитание детей с ЗПР в процессе дидактической игры / Е.С. Слепович. – Минск, 1986. – 280с.
  37. Смирнов, А.А Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1995. – 345с.
  38. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова.-  Ярославль.: Академия развития, 1996. – 240с.
  39. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. -  М.: Педагогика, 2004. – 184с.
  40. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. -  Нижний Новгород, 1994. – 256с
  41. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2003. – 180с.
  42. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника / Г.А. Урунтаева. -  М.:  Академия, 2000 – 408с.
  43. Ушинский К.Д.  Человек как предмет воспитания/ К.Д. Ушинский. -  М.: Педагогика 2005, – 528с.
  44. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей / Л.В. Черемошкина . - Ярославль.: Академия развития, 2003. – 240с.
  45. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей  / С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2009. – 235с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  памяти у детей  с задержкой психического развития.

Рекомендации  для педагогов  и родителей.

   Необходимым условием овладения  системой знаний, навыков и умений  является запечатление и сохранение  в сознании воспринимаемой информации, способность воспроизвести эту  информацию в  нужной последовательности.

   Память детей с ЗПР отличается  качественным своеобразием, при  этом выраженность дефекта зависит  от генеза задержки психического  развития.

   В первую очередь у детей  ограничен объём памяти и снижена  прочность запоминания. Характерна  неточность и быстрая утеря  информации. В наибольшей степени  страдает произвольное запоминание.  При правильном подходе к обучению  дети способны к усвоению некоторых  мнемотехнических приёмов, овладению  логическими приёмами запоминания. 

   Как же правильно организовать  работу по формированию произвольной  памяти у детей с задержкой  психического развития? 

   Определим наиболее важные направления этой работы:

  1. Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.
  2. Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению  поставленной задачи.
  3. Необходимо направлять педагогическую работу с данной категорией на общее социальное благополучие.
  4. При организации коррекционно-развивающей работы, необходимо учитывать особенность и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.
  5. Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
  6. Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого  нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать процентов 30  уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.
  7. Чем богаче  опыт, знания детей, запечатлёнными ими непроизвольно, тем больше возможности возникает у них вспомнить, используя продукты непроизвольной  памяти в своей практической умственной деятельности.
  8. Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом, т.о., чем более активной и содержательной является деятельность с материалом, тем выше оказывается продуктивность запоминания.
  9. Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае ребёнок способен запомнить в 2 раза больше.
  10. В психологии известен так называемый “Эффект начала и конца”. Успешнее всего запоминается  информация, которая обсуждалась  в начале занятия и в конце.  При этом необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: “Это надо запомнить!” Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.
  11. Эффективность запоминания зависит от функционального состояния  ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.
  12. Педагогу, работающему  с детьми с задержкой психического развития необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием дидактических игр