Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:40, дипломная работа
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Вопросы развития памяти у детей в психологической литературе………………………………………………………….……………..8
1.1. Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития……………………….8
1.2. Развитие произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Понятие. Механизмы………..15
1.3. Использование дидактических игр в процессе развития произвольной памяти………………………………………………..29
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....32
2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………….39
2.3. Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.……………………………………………………………...47
Выводы…………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………...……………….53
Список используемой литературы……………………………………………..55
Приложение……………………………………………………………………..59
Результаты
этой методики показали следующие результаты:
с высоким уровнем в
«Результаты методики «Запомни рисунки».
Таблица 8
Уровни | Группы | |||
Контрольная | Экспериментальная | |||
Высокий уровень | 4 | 40% | 6 | 60% |
Средний уровень | 5 | 50% | 4 | 40% |
Низкий уровень | 1 | 10% | 0 | 0% |
По этой методике мы получили следующие результаты:
С высоким
результатом в контрольной
Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, сравнивались с результатами констатирующего эксперимента. При проведении контрольного эксперимента нами были получены следующие данные:
Средний показатель качественного анализа:
В экспериментальной группе с высоким уровнем развития произвольной памяти – 60% (6детей), средний уровень – 40% (4 ребенка), низкий уровень – 0%
В контрольной группе с высоким уровнем развития – 40% (4 ребенка), средний уровень – 50 %(5 детей), низкий уровень – 1 ребенок.
Качественный анализ результатов:
Высокий уровень – ребёнок показывает идентичное изображение, называет точно все предметы, затрачивает на запоминание минимум времени, называет слова в том, в каком были предъявлены, запоминает большее число рисунков, использует мнемические приемы.
Средний уровень – ребёнок называет правильно почти все слова, но допускаются небольшие неточности, например ребенок, назвал вместо слова море- кораблик, т.е. воспроизвёл слово по ассоциации. На запоминание слов, дети затрачивают наименьшее количество времени. В методике «Найди такой же», большая часть детей показывала идентичное изображение с общим силуэтом, запоминает небольшое количество рисунков, использует не все мнемические приемы, преимущественно повторение.
Низкий
уровень – ребёнок называл наибольшее
количество слов (три, четыре) слова. В
методике «Найди такой же» показывали
преимущественно схожее изображение с
общим силуэтом и назначением, запоминал
меньшее количество рисунков.
«Сводные данные по констатирующему и контрольному этапам исследования в контрольной и экспериментальной группах».
Уровни | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Констатирующий
этап |
Контрольный этап | Констатирующий
этап |
Контрольный этап | |
Высокий | 4 | 4 | 3 | 6 |
Средний | 4 | 5 | 5 | 4 |
Низкий | 2 | 1 | 2 | - |
В процентном отношении это видно по диаграмме.
«Сравнительная
диаграмма констатирующего и контрольного
экспериментов»
Полученные данные контрольного эксперимента оформлены в таблицах 9-16 приложения.
Выводы:
Таким образом, при сравнении полученных данных можно сделать вывод о более значительном повышении уровня развития произвольной памяти у детей экспериментальной группы, чем у детей контрольной группы, при использовании дидактических игр на развитие произвольной памяти.
Выводы
При проведении первичного среза уровня сформированности произвольной памяти были сделаны следующие выводы о недостаточности развития данных видов памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Что выражалось в неумении использования мнемических приемов, в низком объеме памяти, в недостаточно точном воспроизведении материала, в привнесении новых слов.
На основании полученных данных был организован формирующий этап исследования.
Проведённый формирующий эксперимент дал нам основание для выводов о результативности проделанной работы. Процесс формирования произвольной памяти требует достаточно длительного времени. Но можно отметить положительную динамику от проделанной работы. Результаты показали, что уровень развития произвольной памяти у детей с ЗПР повысился. Дети стали затрачивать меньшее количество времени для запоминания слов, картинок, увеличился объём слов, слова дети называли точно, без ошибок, большая часть детей правильно воспроизводили последовательность слов, активно использовали мнемические приемы запоминания.
Таким
образом, благодаря проведению дидактических
игр, уровень развития произвольной
памяти у детей с ЗПР экспериментальной
группы стал более высоким.
Заключение
Проведя анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, мы можем отметить, что память представляет собой процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное воспроизведение. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. К концу дошкольного возраста память приобретает произвольный характер. Произвольная память – это особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание, какого- либо материала. Произвольная память предполагает обязательное присутствие мнемической задачи, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Произвольная память в развитии детей дошкольного возраста имеет немаловажное значение, так как преимущественно на основе данных видов памяти строится процесс обучения в школе.
У
детей с задержкой психического
развития наблюдаются разнообразные
нарушения памяти: объем, и точность
произвольного запоминания
Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти возникают существенные трудности при обучении, приводящие к отставанию детей с задержкой психического развития к отставанию от школьной программы.
Средством развития произвольной памяти является дидактическая игра, так как произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется в ведущей для этого периода игровой деятельности. Дидактическая игра упорядочивает поведение ребёнка, ребёнок с удовольствием подчиняется правилам игры, это делает его поведение осмысленным и осознанным. Ребёнок учится контролировать себя, действовать правильно, тем самым лучше запоминать необходимый материал.
При проведении дидактических игр, направленных на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития, нужно обязательно учитывать специфику таких детей. Проводить дидактические игры, соблюдая следующие условия: процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на вычленение свойств объекта – цвет, форма, величина, должно быть усложнение дидактических игр, заключающееся в усложнении содержания материала, в увеличении деталей у запоминаемых объектов, важным условием запоминания является использование мнемических приёмов, инструкцию необходимо повторять несколько раз.
Таким образом, при учёте перечисленных выше условий, после проведения предложенного нами комплекса дидактических игр уровень произвольной памяти у детей с задержкой психического развития повысился.
Проведённое нами исследование по развитию произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста подтвердило ранее выдвинутую гипотезу.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие памяти у детей с задержкой психического развития.
Рекомендации для педагогов и родителей.
Необходимым условием
Память детей с ЗПР отличается
качественным своеобразием, при
этом выраженность дефекта
В первую очередь у детей
ограничен объём памяти и
Как же правильно организовать
работу по формированию
Определим наиболее важные направления этой работы: