Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:40, дипломная работа

Описание работы

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Вопросы развития памяти у детей в психологической литературе………………………………………………………….……………..8
1.1. Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития……………………….8
1.2. Развитие произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Понятие. Механизмы………..15
1.3. Использование дидактических игр в процессе развития произвольной памяти………………………………………………..29
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....32
2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………….39
2.3. Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.……………………………………………………………...47
Выводы…………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………...……………….53
Список используемой литературы……………………………………………..55
Приложение……………………………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

диплом2.docx

— 192.43 Кб (Скачать)

       Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения  и фиксирования свойств и отношений  предметов, для понимания того или  иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

       Таким образом, особая роль дидактической  игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

       Игра  для дошкольников – это способ познания окружающего мира. С помощью  дидактических игр развиваются  познавательные процессы, в том числе  и память. В детском саду должны быть разнообразные дидактические  игры. Исследования Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского показали, что организованное обучение является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, а также развивает у них мышление, память.

       Характерной особенностью дидактических игр  является то, что они создаются  взрослыми с целью обучения и  воспитания детей. Созданные в дидактических  целях, они остаются играми. Играя, дети решают дидактическую задачу в занимательной  форме, которая достигается определенными  игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Без них невозможна сама игра. Обязательным компонентом дидактической игры являются её правила, благодаря которым  педагог управляет поведением детей. Особое значение имеет дидактическая  игра для становления разных форм произвольного поведения детей  – от элементарных до самых сложных. Сознательная цель – сосредоточится, запомнить что-то раньше и легче  всего выделяется в игре. Л. С. Выготский  называл игру «школой произвольного  поведения» [10, с.78].

       Дидактические игры, направленные на развитие произвольной памяти, отвечают следующим требованиям (Г. А. Урунтаева, 1995):

    1. Процесс запоминания должен начинаться со специального организованного восприятия, направленного на такие признаки объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество;

    2. Процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов;

    3. Должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, её правил;

    4. В процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога самостоятельной деятельности детей;

    5. Необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок [40, с. 178].

     Таким образом, одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая  игра, поскольку детям легче усвоить  задачу, запомнить, опосредованную игровым  мотивом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава  2  Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр. 
 

  2.1 Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

       Для подтверждения гипотезы о  том, что «У старших дошкольников  с ЗПР  снижена продуктивность  запоминания, но прежде всего  по произвольному запоминанию»  было проведено исследование  в дошкольном образовательном  учреждении №17 “Лесная сказка”.  Исследование проводилось в   марте - мае 2011г. В нем приняло  участие 20 дошкольников с ЗПР  6-и летнего возраста. Дети группы № 4 – экспериментальная группа, группы № 11 – контрольная группа.

     На  основании анализа теоретической  литературы нами был разработан эксперимент  по выявлению особенностей произвольной  памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста и развитию произвольной  памяти у детей  с ЗПР.

     Цель  исследования:  Изучить уровень развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

       На  первом этапе была проведена констатация  уровня развития произвольной зрительной и слуховой памяти.

       Нами были поставлены  следующие задачи:

  1. Подобрать и адаптировать диагностические методики для выявления уровня развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

     2. Провести исследование по выявлению  уровня развития произвольной  зрительной, слуховой и объема кратковременной памяти.

     На  первом этапе были использованы следующие  методики:

1.Модифицированная  методика Т.Д. Марцинковской  «Методика 10 слов»

Цель: изучить уровень развития произвольной слуховой памяти.

Проведение  исследования: эксперимент проводится индивидуально с детьми шести. Ребёнку произносят слова не связанные по смыслу, объясняя предварительно, что он должен постараться запомнить их как можно более точно. Слова произносятся ровным голосом с паузами две – три секунды.

Инструкция: «Я буду называть слова, ты их запомни, а потом назови».

     Предлагаемые  слова: слон, год, мяч, мыло, соль, шум, рука.

     При анализе фиксируется сумма баллов по двум критериям:

     1 критерий – объём  памяти:

     От 5-ти и более слов – 3 балла;

     От 3-х до 4-х слов – 2балла;

       От 0 до 2-х слов – 1 балл.

     2 критерий - точность  воспроизведения:

     Все предметы названы точно – 3 балла;

     Допускаются небольшие неточности – 2 балла;

     Много неточностей в воспроизведении  – 1 балл.

По результатам  проведения методики выявлялись следующие  уровни:

     Высокий уровень – 5 - 6 баллов 

     Средний уровень – 3 - 4 балла

     Низкий  уровень – 2 балла

«Результаты «Методики 10 слов»

Таблица 1

     
Уровни Группы  
     Контрольная      Экспериментальная
Высокий уровень 3 30% 1 10%
Средний уровень 4 40% 5 50%
Низкий  уровень 3 30% 4 40%
 

Анализируя  результаты этой методики, данные показали, что у детей слабо развиты  мнемические процессы запоминания, особенно слуховые.  Как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе

Все полученные данные констатирующего эксперимента зафиксированы в таблице 1и 2 приложения.

 

  2. Модифицированная методика Т.Д. Марцинковской «Методика десяти предметов»

Цель: изучить уровень развития произвольной зрительной памяти.

Проведение  исследования: эксперимент проводится индивидуально с детьми шести – семи лет. Ребёнку показывают предметные картинки, которые он должен запомнить. Картинки экспонируются последовательно одна за другой. На запоминания каждой картинки отводится две секунды. Затем предлагают ему повторить картинки по памяти в любом порядке. Инструкция: «Я тебе буду показывать картинки, ты их запомни, а потом назови».

     При анализе фиксируется сумма баллов по двум критериям:

     1 критерий – объём  памяти:

     От 5 и больше предметов – 3 балла;

     От 3, 4, и более - 2 балла;

     От 0 до 2 предметов - 1 балл.

     2 критерий - точность  воспроизведения:

     Все предметы названы точно - 3 балла;

     Допускаются небольшие неточности - 2 балла;

     Много неточностей в воспроизведении - 1 балл.

     По  результатам проведения методики выявлялись следующие уровни:

     Высокий уровень – 5 - 6 баллов;

     Средний уровень - 3 - 4 балла;

     Низкий  уровень - 2 балла.

Анализ  данной методики показал, что зрительная произвольная память не достаточна, развита  у детей. Это видно в таблице  2. 
 

«Результаты «Методики 10 предметов»

Таблица 2

     
Уровни Группы  
     Контрольная      Экспериментальная
Высокий уровень 4 40% 3 30%
Средний уровень 5 50% 6 60%
Низкий  уровень 1 10% 1 10%
 

Все результаты по данной методике зафиксированы в  таблице 3,4 приложения.

      

 3. Методика «Найди такой же», модификация методики Г.А. Урунтаевой.

Цель: изучить уровень развития произвольной образной памяти.

Материал: 8 карточек размером 4,5 на 5 см., с изображениями: чайника, пальто, рукавиц, шорт, миски, шапки, платья; карта размером 20 на 27,5см., разделённая на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно - идентичное, второе – отличающееся какой-нибудь деталью, третье – сходное лишь общим силуэтом назначением. Соотношение цветов в этих трёх изображениях должно быть одинаковым.

Проведение  исследования: эксперимент проводиться с детьми шести-семи лет. Перед ребёнком кладут карту и говорят: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребёнку по одной показывают карточки, время экспозиции 2 секунды. После каждого предъявления ему дают возможность найти такое же изображение на карте.

Критерии  оценки:

       Критерий - точность воспроизведения:

     Идентичное  изображение – 2 балла;

     Схожее  с общим силуэтом – 1 балл;

     Совершенно  другое изображение – 0 баллов.

По результатам  проведения методики выявлялись следующие  уровни:

     Высокий уровень развития – 12 - 14 баллов;

     Средний уровень развития – 6 - 11 баллов;

     Низкий  уровень развития – 0 - 5 баллов.

Проанализировав данные по этой методике, мы получили следующие  данные, которые приведены в таблице  ниже. Произвольная образная память также  слабо развита. Дети практически  не пользуются мнемическими приемами, затрачивают больше времени на задание. В таблице 3 приведены результаты, полученные в ходе эксперимента.

«Результаты методики «Найди такой же»

Таблица 3

     
Уровни Группы  
     Контрольная      Экспериментальная
Высокий уровень 5 50% 3 30%
Средний уровень 3 30% 5 50%
Низкий  уровень 2 20% 2 20%

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием дидактических игр