Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:40, дипломная работа
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Вопросы развития памяти у детей в психологической литературе………………………………………………………….……………..8
1.1. Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития……………………….8
1.2. Развитие произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Понятие. Механизмы………..15
1.3. Использование дидактических игр в процессе развития произвольной памяти………………………………………………..29
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....32
2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………….39
2.3. Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.……………………………………………………………...47
Выводы…………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………...……………….53
Список используемой литературы……………………………………………..55
Приложение……………………………………………………………………..59
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Игра для дошкольников – это способ познания окружающего мира. С помощью дидактических игр развиваются познавательные процессы, в том числе и память. В детском саду должны быть разнообразные дидактические игры. Исследования Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского показали, что организованное обучение является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, а также развивает у них мышление, память.
Характерной
особенностью дидактических игр
является то, что они создаются
взрослыми с целью обучения и
воспитания детей. Созданные в дидактических
целях, они остаются играми. Играя, дети
решают дидактическую задачу в занимательной
форме, которая достигается
Дидактические игры, направленные на развитие произвольной памяти, отвечают следующим требованиям (Г. А. Урунтаева, 1995):
1. Процесс запоминания должен начинаться со специального организованного восприятия, направленного на такие признаки объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество;
2. Процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов;
3. Должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, её правил;
4. В процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога самостоятельной деятельности детей;
5. Необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок [40, с. 178].
Таким
образом, одним из средств развития
произвольной памяти является дидактическая
игра, поскольку детям легче усвоить
задачу, запомнить, опосредованную игровым
мотивом.
Глава
2 Анализ развития
произвольной памяти.
Методика и организация
развития произвольной
памяти посредством
дидактических игр.
2.1 Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Для подтверждения гипотезы о
том, что «У старших
На
основании анализа
Цель исследования: Изучить уровень развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
На первом этапе была проведена констатация уровня развития произвольной зрительной и слуховой памяти.
Нами были поставлены следующие задачи:
2.
Провести исследование по
На первом этапе были использованы следующие методики:
1.Модифицированная методика Т.Д. Марцинковской «Методика 10 слов»
Цель: изучить уровень развития произвольной слуховой памяти.
Проведение исследования: эксперимент проводится индивидуально с детьми шести. Ребёнку произносят слова не связанные по смыслу, объясняя предварительно, что он должен постараться запомнить их как можно более точно. Слова произносятся ровным голосом с паузами две – три секунды.
Инструкция: «Я буду называть слова, ты их запомни, а потом назови».
Предлагаемые слова: слон, год, мяч, мыло, соль, шум, рука.
При
анализе фиксируется сумма
1 критерий – объём памяти:
От 5-ти и более слов – 3 балла;
От 3-х до 4-х слов – 2балла;
От 0 до 2-х слов – 1 балл.
2 критерий - точность воспроизведения:
Все предметы названы точно – 3 балла;
Допускаются небольшие неточности – 2 балла;
Много неточностей в воспроизведении – 1 балл.
По результатам проведения методики выявлялись следующие уровни:
Высокий уровень – 5 - 6 баллов
Средний уровень – 3 - 4 балла
Низкий уровень – 2 балла
«Результаты «Методики 10 слов»
Таблица 1
Уровни | Группы | |||
Контрольная | Экспериментальная | |||
Высокий уровень | 3 | 30% | 1 | 10% |
Средний уровень | 4 | 40% | 5 | 50% |
Низкий уровень | 3 | 30% | 4 | 40% |
Анализируя результаты этой методики, данные показали, что у детей слабо развиты мнемические процессы запоминания, особенно слуховые. Как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе
Все полученные данные констатирующего эксперимента зафиксированы в таблице 1и 2 приложения.
2. Модифицированная методика Т.Д. Марцинковской «Методика десяти предметов»
Цель: изучить уровень развития произвольной зрительной памяти.
Проведение исследования: эксперимент проводится индивидуально с детьми шести – семи лет. Ребёнку показывают предметные картинки, которые он должен запомнить. Картинки экспонируются последовательно одна за другой. На запоминания каждой картинки отводится две секунды. Затем предлагают ему повторить картинки по памяти в любом порядке. Инструкция: «Я тебе буду показывать картинки, ты их запомни, а потом назови».
При
анализе фиксируется сумма
1 критерий – объём памяти:
От 5 и больше предметов – 3 балла;
От 3, 4, и более - 2 балла;
От 0 до 2 предметов - 1 балл.
2 критерий - точность воспроизведения:
Все предметы названы точно - 3 балла;
Допускаются небольшие неточности - 2 балла;
Много неточностей в воспроизведении - 1 балл.
По результатам проведения методики выявлялись следующие уровни:
Высокий уровень – 5 - 6 баллов;
Средний уровень - 3 - 4 балла;
Низкий уровень - 2 балла.
Анализ
данной методики показал, что зрительная
произвольная память не достаточна, развита
у детей. Это видно в таблице
2.
«Результаты «Методики 10 предметов»
Таблица 2
Уровни | Группы | |||
Контрольная | Экспериментальная | |||
Высокий уровень | 4 | 40% | 3 | 30% |
Средний уровень | 5 | 50% | 6 | 60% |
Низкий уровень | 1 | 10% | 1 | 10% |
Все результаты по данной методике зафиксированы в таблице 3,4 приложения.
3. Методика «Найди такой же», модификация методики Г.А. Урунтаевой.
Цель: изучить уровень развития произвольной образной памяти.
Материал: 8 карточек размером 4,5 на 5 см., с изображениями: чайника, пальто, рукавиц, шорт, миски, шапки, платья; карта размером 20 на 27,5см., разделённая на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно - идентичное, второе – отличающееся какой-нибудь деталью, третье – сходное лишь общим силуэтом назначением. Соотношение цветов в этих трёх изображениях должно быть одинаковым.
Проведение исследования: эксперимент проводиться с детьми шести-семи лет. Перед ребёнком кладут карту и говорят: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребёнку по одной показывают карточки, время экспозиции 2 секунды. После каждого предъявления ему дают возможность найти такое же изображение на карте.
Критерии оценки:
Критерий - точность воспроизведения:
Идентичное изображение – 2 балла;
Схожее с общим силуэтом – 1 балл;
Совершенно другое изображение – 0 баллов.
По результатам проведения методики выявлялись следующие уровни:
Высокий уровень развития – 12 - 14 баллов;
Средний уровень развития – 6 - 11 баллов;
Низкий уровень развития – 0 - 5 баллов.
Проанализировав данные по этой методике, мы получили следующие данные, которые приведены в таблице ниже. Произвольная образная память также слабо развита. Дети практически не пользуются мнемическими приемами, затрачивают больше времени на задание. В таблице 3 приведены результаты, полученные в ходе эксперимента.
«Результаты методики «Найди такой же»
Таблица 3
Уровни | Группы | |||
Контрольная | Экспериментальная | |||
Высокий уровень | 5 | 50% | 3 | 30% |
Средний уровень | 3 | 30% | 5 | 50% |
Низкий уровень | 2 | 20% | 2 | 20% |