Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:40, дипломная работа
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Вопросы развития памяти у детей в психологической литературе………………………………………………………….……………..8
1.1. Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития……………………….8
1.2. Развитие произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Понятие. Механизмы………..15
1.3. Использование дидактических игр в процессе развития произвольной памяти………………………………………………..29
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....32
2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………….39
2.3. Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.……………………………………………………………...47
Выводы…………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………...……………….53
Список используемой литературы……………………………………………..55
Приложение……………………………………………………………………..59
1 критерий – объём памяти:
От 5-ти и более слов – 3 балла;
От 3-х до 4-х слов – 2балла;
От 0 до 2-х слов – 1 балл.
2 критерий - точность воспроизведения:
Все предметы названы точно – 3 балла;
Допускаются небольшие неточности – 2 балла;
Много неточностей в воспроизведении – 1 балл.
Уровни:
Высокий уровень – 5 - 6 баллов;
Средний уровень - 3 - 4 балла;
Низкий уровень - 2 балла
Модифицированная методика Т.Д. Марцинковской «Методика 10 предметов»
Контрольная группа
Таблица 11
Имя ребенка | лиса | краски | дом | ручка | стул | шарик | свеча | критерии | Сумма | |
1 | 2 | |||||||||
Ильшат Г. | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | |
Раиль Д. | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 | |||
Ваня Ж. | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | ||
Ислам З. | + | + | + | 2 | 1 | 3 | ||||
Артем К. | + | + | + | + | + | 3 | 3 | 5 | ||
Ильнар К. | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | |
Артем. О. | + | + | + | 2 | 1 | 3 | ||||
Наташа С. | + | + | + | + | + | + | 3 | 1 | 4 | |
Даша Х. | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 | |||
Гульнара И. | + | + | + | 2 | 1 | 3 |
Экспериментальная группа
Таблица 12
Имя ребенка | лиса | краски | дом | ручка | стул | шарик | свеча | критерии | Сумма | |
1 | 2 | |||||||||
Рома К. | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 | |||
Аня Ш. | + | + | 1 | 1 | 2 | |||||
Даша Р. | + | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 |
Максим Б. | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | ||
Алия И. | + | + | + | 2 | 1 | 3 | ||||
Раиль А. | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | |
Никита К. | + | + | + | 2 | 2 | 4 | ||||
Алмаз С. | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 | |||
Рауль Х. | + | + | + | 2 | 1 | 3 | ||||
Саша Т. | + | + | + | + | 2 | 1 | 3 |
1 критерий – объём памяти:
От 5 и больше предметов – 3 балла;
От 3, 4, и более - 2 балла;
От 0 до 2 предметов - 1 балл.
2 критерий - точность воспроизведения:
Все предметы названы точно - 3 балла;
Допускаются небольшие неточности - 2 балла;
Много неточностей в воспроизведении - 1 балл.
Уровни:
Высокий уровень – 5 - 6 баллов;
Средний уровень - 3 - 4 балла;
Низкий уровень
- 2 балла
Методика «Найди такой же», модификация методики Г.А, Урунтаевой
Контрольная группа
Таблица 13
Имя ребенка | чайник | пальто | рукавицы | шорты | миска | шапка | платье | Сумма |
Ильшат Г. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 10 |
Раиль Д. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 13 |
Ваня Ж. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 12 |
Ислам З. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 11 |
Артем К. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 11 |
Ильнар К. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 10 |
Артем О. | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 5 |
Наташа С. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 13 |
Даша Х. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 |
Гульнара И. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 13 |
Экспериментальная группа
Таблица 14
Имя ребенка | чайник | пальто | рукавицы | шорты | миска | шапка | платье | Сумма |
Рома К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
Аня Ш. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
Даша Р. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 13 |
Максим Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
Алия И. | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 7 |
Раиль А. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 11 |
Никита К. | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 3 |
Алмаз С. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 11 |
Рауль Х. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 10 |
Саша Т. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 10 |
Критерий - точность воспроизведения:
Идентичное изображение – 2 балла;
Схожее с общим силуэтом – 1 балл;
Совершенно другое изображение – 0 баллов.
Уровни:
Высокий уровень развития – 12 - 14 баллов;
Средний уровень развития – 6 - 11 баллов;
Низкий уровень
развития – 0 - 5 баллов
Методика «Запомни фигуры»
Контрольная группа
Таблица 15
Имя
ребенка
|
фигуры | Количество фигур | Время
(сек.) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
Ильшат Г. | + | + | + | + | + | + | + | 7 | 55 | ||
Раиль Д. | + | + | + | + | + | + | + | + | 8 | 55 | |
Ваня Ж. | + | + | + | + | + | + | + | + | 8 | 55 | |
Ислам З. | + | + | + | 3 | 90 | ||||||
Артем К. | + | + | + | + | + | 5 | 75 | ||||
Ильнар К. | + | + | + | + | + | + | + | 7 | 55 | ||
Артем О. | + | + | + | + | + | + | 6 | 75 | |||
Наташа С. | + | + | + | + | + | + | + | 7 | 55 | ||
Даша Х. | + | + | + | + | 4 | 75 | |||||
Гульнара И. | + | + | + | + | + | 5 | 75 |