Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:40, дипломная работа
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Вопросы развития памяти у детей в психологической литературе………………………………………………………….……………..8
1.1. Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития……………………….8
1.2. Развитие произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Понятие. Механизмы………..15
1.3. Использование дидактических игр в процессе развития произвольной памяти………………………………………………..29
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....32
2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………….39
2.3. Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.……………………………………………………………...47
Выводы…………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………...……………….53
Список используемой литературы……………………………………………..55
Приложение……………………………………………………………………..59
Полученные данные по этой методике оформлены в таблице 3 приложения.
По этой
диаграмме видно процентное соотношение
развития произвольной образной памяти
у детей.
4. Методика «Запомни рисунки»
Цель: изучить уровень объема кратковременной зрительной памяти.
Материал: одна карточка с изображением 9 разных фигур, вторая карточка с изображением 15 фигур, куда входят и 9 фигур из первой карточки.
Проведение исследования: эксперимент проводится с детьми 6-7 лет. Ребенку показывают первую карточку с 9 фигурами и говорят: «Рассмотри рисунок очень внимательно и запомни фигуры» Время демонстрации первого рисунка 30 сек. После убирают карточку из поля зрения ребенка и дают вторую карточку и говорят: «Рассмотри и найди все фигуры, которые ты уже видел». Время дается не более 1,5 минут.
Критерии оценки объема кратковременной памяти:
7-9 предметов за 45-55 сек. – 5 баллов;
6-4 предмета за 60-75 сек. – 4-3 балла;
3-0 предмета за 75-90 сек. – 2-0 баллов.
Уровни:
Высокий – 5 баллов;
Средний – 4-3 балла;
Низкий – 2-0 балла.
Анализ
данной методики показал, что у детей
снижен объем кратковременной
«Результаты методики «Запомни рисунки»
Таблица 4
Уровни | Группы | |||
Контрольная | Экспериментальная | |||
Высокий уровень | 3 | 30% | 2 | 20% |
Средний уровень | 5 | 50% | 5 | 50% |
Низкий уровень | 2 | 20% | 3 | 30% |
Анализ результатов исследования констатирующего эксперимента.
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, мы получили следующие результаты:
Количественный анализ средний показатель результатов показал:
В контрольной группе:
Высокий уровень - 40% (4ребёнка).
Средний уровень – 40%(4 ребенка).
Низкий уровень – 20% (2 ребёнка).
В экспериментальной группе:
Высокий уровень - 30% (3ребёнка).
Средний уровень – 50%(5 детей).
Низкий уровень – 20% (2 ребёнка).
Качественный анализ результатов показал:
Высокий уровень – ребёнок называет все предметы (слова) точно, показывает идентичное изображение, запоминает большее количество рисунков, использует некоторые мнемические приемы (припоминание, повторение).
Средний уровень – допускаются небольшие неточности, небольшое количество лишних слов, показывает схожее изображение с общим силуэтом и назначением, затрачивает наибольшее количество времени, запоминает небольшое количество рисунков, не использует мнемические приемы.
Низкий уровень – ребёнок называет наименьшее количество слов, много неточностей, показывает совершенно другое изображение, запоминает наименьшее количество рисунков.
«Сравнительная
диаграмма констатирующего эксперимента»
Выводы:
Результаты проведённого констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста, необходимо проводить работу по развитию произвольной памяти. Так как у детей слабо развита слуховая и зрительная память, объем кратковременной зрительной памяти маленький. Дети почти не используют мнемические процессы.
Таким
образом, нужно подобрать комплекс
дидактических игр, направленный на
развитие произвольной слуховой, зрительной
памяти и на увеличение объема кратковременной
зрительной памяти.
2.2 Методика организации и проведения серии дидактических игр по развитию произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
На основании полученных данных нами был разработан второй этап исследования.
Цель - развитие произвольной памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Разработать серию
2. Провести серию дидактических игр направленных на развитие слуховой произвольной памяти;
3. Провести серию дидактических игр направленных на развитие объема кратковременной памяти;
4. Разработать серию дидактических игр направленных на развитие объема кратковременной памяти.
При организации формирующего эксперимента мы руководствовались следующими обще дидактическими и специальными принципами, такими как:
- принцип системности,
- принцип последовательности,
- деятельностный принцип,
- принцип учёта структуры дефекта.
Дидактические игры мы проводили во вторую половину дня. Вначале проводили игры на развитие произвольной зрительной памяти, затем игры на развитие произвольной слуховой памяти, так как зрительная память у детей с ЗПР является менее нарушенной и игры на развитие объема кратковременной памяти. Игры проводили в порядке усложнения (увеличение числа запоминаемых элементов). Процесс запоминания в игре начинался со специально организованного восприятия, которое направлено на вычленение свойств объекта (цвет, форма, величина).
В связи с повышенной отвлекаемостью, низким уровнем произвольного внимания, инструкция в играх повторяется несколько раз. Перед тем как выполнить задание экспериментатор просит ребенка повторить его словесно. При невыполнении задания не осуществляется переход к другой игре, а продолжается выполнение этой игры.
В данную серию игр вошли игры таких авторов: З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой, Г.А. Урунтаевой.
На данном этапе мы выделили два направления работы.
Первое направление работы по развитию произвольной зрительной памяти.
Цель: развивать произвольную зрительную память через рассмотрение образа и словесное обозначение.
Задачи:
Используемые игры.
1. Игра « Составь картинку».
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Материал: набор геометрических фигур вырезанных из картона (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, полукруг).
Проведение игры.
Первый этап. Показать детям несколько геометрических фигур, предложить подумать, какие предметы можно из них составить. Выложить это изображение. Инструкция: «Запомните и составьте такое же самостоятельно». Подчеркнуть, что разноцветные фигуры нужны для того, чтобы составить изображение, белые фигуры помогают запомнить форму, количество отдельных деталей предмета. Задать вопрос: «Что нужно запомнить, чтобы правильно составить картинку?» После того, как дети составили изображение, они проверяют правильность, отмечают ошибки. Как только игра будет освоена, осуществляется переход ко второму этапу игры.
Второй этап. На этом этапе детям предлагаются предметы, изображенные на карточках, в этом случае дети сами анализируют картинку, выделяют необходимые детали. После завершения изображения анализируют его.
2. Игра «Найди такой же»
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Материал: 8 карточек размером 4,5 на 5 см., с изображениями: чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карта размером 20 на 27,5 см., разделённая на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно – идентичное, второе – отличающееся какой – ни будь деталью, третье – сходное лишь общим силуэтом и назначением. Соотношение цветов в этих трёх изображениях должно быть одинаковым.
Проведение игры: игра проводится с двумя детьми. Перед детьми кладут карту и говорят: «Я буду показывать маленькие карточки, вы запомните, что на них нарисовано, и найти такую же картинку на большой карте». Детям по одной показывают карточки. После каждого предъявления детям даётся возможность найти такое же изображение на карте.
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Материал: карточки с изображёнными геометрическими фигурами.
Проведение игры: показать ребёнку картинку с изображёнными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Инструкция: « Посмотрите, и запомни геометрические фигуры». Предъяви карточку, на которой 2 геометрические фигуры. Попросить ребёнка показать те фигуры, которые видел на первой карточке. Далее предъявляются карточки с наибольшим количеством геометрических фигур, ребёнок показывает первичный вариант.
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Материл: семь домиков вырезанных из картона, семь ключиков к домикам.
Проведение игры: Первый вариант. Разложить перед детьми домики и ключики. Инструкция: «Посмотрите и запомните, к какому из отверстий домиков подходит тот или иной ключик». Затем убрать ключики и оставить только домики, домики закрыть ширмой. Показывать по одному ключику, попросить запомнить. Ребёнок открывает ширму и находит тот домик, к которому подходит ранее показанный ключик.
Второй вариант.
Показать детям домики поочерёдно, нацелить запомнить отверстия в каждом домике. Ключики лежат за ширмой, ребёнок находит среди ключиков тот, который подходит к ранее показанному домику.
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.
Материал: силуэты рукавиц, отличающихся цветом, количеством, расположением геометрических фигур, составляющих узор.
Проведение игры: Первый вариант. Разложить рукавицы на двух столах так, чтобы на каждом столе было по одной рукавице из пары. Каждый ребёнок выбирает рукавичку, к которой он должен найти пару. Даётся инструкция: «Запомните каждый свою рукавичку и найдите пару на другом столе». После выполненного действия, дети проверяют его правильность.
Второй вариант.
Предложить детям разделиться на две подгруппы, раздать им рукавички, чтобы одинаковые рукавички были у детей разных подгрупп. Дети первой подгруппы стоят, второй – сидят на стульчиках, которые расставлены по два, чтобы рядом с каждым сидящим ребёнком был пустой стул. Дети второй подгруппы должны запомнить, какая у них рукавичка, оставить её на своём стульчике и найти себе пару, ребёнка из первой подгруппы. После окончания игры дети меняются местами.