Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:40, дипломная работа
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Вопросы развития памяти у детей в психологической литературе………………………………………………………….……………..8
1.1. Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития……………………….8
1.2. Развитие произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Понятие. Механизмы………..15
1.3. Использование дидактических игр в процессе развития произвольной памяти………………………………………………..29
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....32
2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………….39
2.3. Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.……………………………………………………………...47
Выводы…………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………...……………….53
Список используемой литературы……………………………………………..55
Приложение……………………………………………………………………..59
Второе направление работы над произвольной слуховой памятью.
Цель: развивать произвольную слуховую память через точное запоминание последовательности описания.
Задачи: развитие умения запоминать точно, воспроизводить словесное описание предмета.
Для реализации целей и задач второго направления нами были использованы следующие игры:
1. Игра «Помощники».
Цель: развитие произвольной слуховой памяти.
Материал: предметные картинки.
Проведение игры: «Сейчас я буду говорить кому, какие карточки нужно будет принести, вы внимательно слушайте и запоминайте. Лена, принеси карточки с предметами, которые похожи на треугольник – морковь, ёлка, пирамида, флажок, крыша». Ребёнок запоминает инструкцию и выполняет поручение.
Цель: развитие произвольной слуховой памяти.
Проведение игры: «Ребята, представьте, что мы с вами отправляемся в далёкое путешествие и нам нужно взять с собой много вещей. Мы сейчас будем говорить по очереди, кто, что с собой возьмёт, начнём с меня. Я скажу фразу, тот, кто будет говорить за мной, запомнит мою фразу, произнесёт, потом будет говорить свою фразу».
Цель: развитие произвольной слуховой памяти.
Проведение игры: Детям предлагается прослушать цепочку не связанных между собой слов. Инструкция: «Слушайте и запоминайте слова, которые я буду произносить». Произносятся слова, при повторении цепочки одно, два слова упускаются. Дети слушают и говорят, какие слова были упущены. Воспроизводят первый вариант цепочки.
Цель: развитие произвольной слуховой памяти.
Материал: геометрические фигуры, вырезанные из картона.
Проведение игры: 1-ый вариант: предложить детям сделать коврик для куклы, украшенный геометрическими фигурами. Объяснить какой коврик нужно сделать: « Слушайте и запоминайте, в середине квадрат, сверху два круга, снизу два треугольника». Дети запоминают, проговаривают и выкладывают ковёр.
2-ой
вариант: «Слушайте и
Цель: развитие произвольной слуховой памяти.
Материал: карточки с геометрическим орнаментом.
Проведение игры: предложить детям поиграть в игру «Магазин ковров», ребёнок должен выбрать и купить ковёр, какой попросит товарищ. Например: «Лена, слушай и запоминай. Купи такой ковёр: в середине овал, сверху четыре круга, снизу четыре круга, слева два квадрата, справа два квадрата». Дети вместе проверяют правильность выполнения задания.
Третье направление работы над объемом кратковременной зрительной памяти.
Цель: Развивать объем зрительной кратковременной памяти.
Задачи: развитие объема кратковременной памяти через быстрое и точное запоминание рисунков (картинок, фигур).
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Материал: счетные палочки.
Проведение игры: Предложить ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.
Материал: счетные палочки.
Проведение игры: Ребенку предлагается рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Материал: мелкие предметы или картинки.
Проведение игры: На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, убирают один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.
Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предметами или картинками.
4. Игра «Запомни рисунки»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Материал: картинки с геометрическими фигурами.
Проведение игры: Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки.
— На верхней картинке представлены разные фигуры. Инструкция: «Постарайся запомнить их. Затем по моей команде закрой верхнюю картинку листом бумаги и постарайся найти эти фигуры на нижней картинке».
Время экспозиции верхней картинки составляет 20-30 сек.
5. Игра «Шалунишка»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.
Проведение игры: На доске нарисованы различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры). "Шалунишка"-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя на листочке.
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Материал: маленькие карточки с фигурами цветными и белыми 2 комплекта.
Проведение игры: Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки с фигурами из них две цветные, другие белые. Ребенку дают инструкцию: «Запомни фигуры на карточке, а затем найди точно такую же карточку.
Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается и ребенок находит идентичную карточку.
Выводы:
Таким образом, на этапе формирующего эксперимента нами был разработан и апробирован комплекс дидактических игр, направленных на развитие произвольной памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. При проведении данного комплекса дидактических игр мы проводили целенаправленную работу по совершенствованию и активизации использования мнемических приемов детьми с ЗПР.
Разработанный
комплекс строился с учетом обще дидактических
и коррекционных принципов. Игры
проводились с постепенным
К
концу формирующего этапа эксперимента
дети экспериментальной группы
могли уже произносить больше
слов, стали применять мненические
приемы запоминания, а также точно находить
предметы, запоминать большее число рисунков.
Это свидетельствует тому, что дидактические
игры способствовали развитию произвольной
памяти детей с ЗПР.
2.3 Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Для
проверки эффективности проделанной
работы, мы провели контрольный
Цель: определение эффективности использования комплекса дидактических игр для развития произвольной памяти детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Провести контрольный срез
2.
Провести сравнительный анализ
полученных результатов, для
Для реализации задач нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования. Отличительным было то, что в методиках использовался другой наглядный и словесный материал, не знакомый детям.
Полученные данные каждой методики оформлены в таблицах 5,6,7,8.
«Результаты Модифицированной «Методики Т.Д. Марцинковской «Методика 10 слов».
Таблица 5
Уровни | Группы | |||
Контрольная | Экспериментальная | |||
Высокий уровень | 4 | 40% | 5 | 50% |
Средний уровень | 3 | 30% | 3 | 30% |
Низкий уровень | 3 | 30% | 1 | 10% |
По результатам
этого эксперимента мы видим, что
в экспериментальной группе с
высоким уровнем - 5 детей, в контрольной
– 4; со среднем уровнем – 3 ребенка в экспериментальной,
3 ребенка в контрольной группе; с низким
уровнем - в контрольной 3 ребенка, а в
экспериментальной 1 ребенок.
«Результаты модифицированной методики Т.Д. Марцинковской «Методика 10 предметов».
Таблица 6
Уровни | Группы | |||
Контрольная | Экспериментальная | |||
Высокий уровень | 3 | 30% | 5 | 50% |
Средний уровень | 6 | 60% | 5 | 50% |
Низкий уровень | 1 | 10% | 0 | 0% |
По этой
методике, мы видим следующее: с высоким
уровнем в контрольной 3 ребенка,
а в экспериментальной 5; со средним уровнем
в контрольной группе 6, в экспериментальной
- 5 и с низким уровнем только в контрольной
группе 1 ребенок.
«Результаты модифицированная методики Г.А. Урунтаевой «Найди такой же».
Таблица 7
Уровни | Группы | |||
Контрольная | Экспериментальная | |||
Высокий уровень | 4 | 40% | 6 | 60% |
Средний уровень | 5 | 50% | 3 | 30% |
Низкий уровень | 1 | 10% | 1 | 10% |