Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:40, дипломная работа

Описание работы

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Вопросы развития памяти у детей в психологической литературе………………………………………………………….……………..8
1.1. Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития……………………….8
1.2. Развитие произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Понятие. Механизмы………..15
1.3. Использование дидактических игр в процессе развития произвольной памяти………………………………………………..29
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....32
2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………….39
2.3. Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.……………………………………………………………...47
Выводы…………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………...……………….53
Список используемой литературы……………………………………………..55
Приложение……………………………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

диплом2.docx

— 192.43 Кб (Скачать)

     Второе  направление работы над произвольной слуховой памятью.

     Цель: развивать произвольную слуховую память через точное запоминание последовательности описания.

     Задачи: развитие умения запоминать точно, воспроизводить словесное описание предмета.

     Для реализации целей и задач второго  направления нами были использованы следующие игры:

    1. Игра «Помощники».

     Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

     Материал: предметные картинки.

     Проведение  игры: «Сейчас я буду говорить кому, какие карточки нужно будет принести, вы внимательно слушайте и запоминайте. Лена, принеси карточки с предметами, которые похожи на треугольник – морковь, ёлка, пирамида, флажок, крыша». Ребёнок запоминает инструкцию и выполняет поручение.

  1. Игра «Я положил в мешок».

     Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

     Проведение  игры: «Ребята, представьте, что мы с вами отправляемся в далёкое путешествие и нам нужно взять с собой много вещей. Мы сейчас будем говорить по очереди, кто, что с собой возьмёт, начнём с меня. Я скажу фразу, тот, кто будет говорить за мной, запомнит мою фразу, произнесёт, потом будет говорить свою фразу».

  1. Игра «Не пропусти слово».

     Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

     Проведение  игры: Детям предлагается прослушать цепочку не связанных между собой слов. Инструкция: «Слушайте и запоминайте слова, которые я буду произносить». Произносятся слова, при повторении цепочки одно, два слова упускаются. Дети слушают и говорят, какие слова были упущены. Воспроизводят первый вариант цепочки.

  1. Игра «Коврик для куклы».

     Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

     Материал: геометрические фигуры, вырезанные из картона.

     Проведение  игры: 1-ый вариант: предложить детям сделать коврик для куклы, украшенный геометрическими фигурами. Объяснить какой коврик нужно сделать: « Слушайте и запоминайте, в середине квадрат, сверху два круга, снизу два треугольника». Дети запоминают, проговаривают и выкладывают ковёр.

     2-ой  вариант: «Слушайте и запоминайте,  в середине круг, сверху четыре  квадрата, снизу четыре квадрата, слева три овала, справа три  овала».

  1. Игра «Магазин ковров».

     Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

     Материал: карточки с геометрическим орнаментом.

     Проведение  игры: предложить детям поиграть в игру «Магазин ковров», ребёнок должен выбрать и купить ковёр, какой попросит товарищ. Например: «Лена, слушай и запоминай. Купи такой ковёр: в середине овал, сверху четыре круга, снизу четыре круга, слева два квадрата, справа два квадрата». Дети вместе проверяют правильность выполнения задания.

     Третье  направление работы над объемом кратковременной  зрительной памяти.

        Цель: Развивать объем зрительной кратковременной памяти.

      Задачи: развитие  объема кратковременной памяти через быстрое и точное запоминание рисунков (картинок, фигур). 

  1. Игра «По порядку становись!»

       Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

       Материал: счетные палочки.

       Проведение  игры: Предложить  ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.

  1. Игра «Конструирование фигур»

       Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

       Материал: счетные палочки.

       Проведение  игры: Ребенку предлагается рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.

  1. Игра «Чего не стало?»

       Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

       Материал: мелкие предметы или картинки.

       Проведение  игры: На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, убирают один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.

Игра  постепенно усложняется — убираются  или заменяются другими 2-3 предметами или картинками.

     4. Игра «Запомни рисунки»

       Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

       Материал: картинки с геометрическими фигурами.

       Проведение  игры: Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки.  

— На верхней  картинке представлены разные фигуры. Инструкция: «Постарайся запомнить их. Затем по моей команде закрой верхнюю картинку листом бумаги и постарайся найти эти фигуры на нижней картинке».

Время экспозиции верхней картинки составляет 20-30 сек.

    5. Игра «Шалунишка»

       Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

         Проведение игры: На доске нарисованы различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры). "Шалунишка"-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя на листочке.

  1. «Найди фигуру»

       Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

       Материал: маленькие карточки с фигурами цветными и белыми  2 комплекта.

         Проведение игры: Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки с фигурами из них две цветные, другие белые. Ребенку дают инструкцию: «Запомни   фигуры на карточке, а затем найди точно такую же карточку.

Для начала это упражнение можно проводить  с опорой на стимульный материал. При  более сложном варианте время  экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается  и ребенок  находит идентичную карточку.

      Выводы:

     Таким образом, на этапе формирующего эксперимента нами был разработан и апробирован комплекс дидактических игр, направленных на развитие произвольной памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. При проведении данного комплекса дидактических игр мы проводили целенаправленную работу по совершенствованию и активизации использования мнемических приемов детьми с ЗПР.

     Разработанный комплекс строился с учетом обще дидактических  и коррекционных принципов. Игры проводились с постепенным усложнением, от простых заданий к более сложным заданиям.

     К концу формирующего этапа эксперимента дети экспериментальной группы  могли уже произносить больше слов, стали  применять мненические приемы запоминания, а также точно находить предметы, запоминать большее число рисунков. Это свидетельствует тому, что дидактические игры способствовали развитию произвольной памяти детей с ЗПР. 
 

     2.3 Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

       Для проверки эффективности проделанной  работы, мы провели контрольный эксперимент.

       Цель: определение эффективности использования комплекса дидактических игр для развития произвольной памяти детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

     Задачи:

     1. Провести контрольный срез уровня  форсированности произвольной  памяти  у детей с задержкой психического  развития старшего дошкольного  возраста.

     2. Провести сравнительный анализ  полученных результатов, для определения  степени эффективности разработанного  комплекса дидактических игр.

       Для реализации задач нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования. Отличительным  было то, что в методиках использовался  другой наглядный и словесный  материал, не знакомый детям.

       Полученные  данные  каждой методики оформлены  в таблицах 5,6,7,8.

«Результаты Модифицированной «Методики Т.Д. Марцинковской «Методика 10 слов».

Таблица 5

     
 Уровни Группы  
     Контрольная      Экспериментальная
Высокий уровень 4 40% 5 50%
Средний уровень 3 30% 3 30%
Низкий  уровень 3 30% 1 10%
 

По результатам  этого эксперимента мы видим, что  в экспериментальной группе с  высоким уровнем  - 5 детей, в контрольной – 4; со среднем уровнем – 3 ребенка в экспериментальной, 3 ребенка в контрольной группе; с низким уровнем - в контрольной 3 ребенка, а в экспериментальной 1 ребенок. 

«Результаты модифицированной  методики Т.Д. Марцинковской «Методика 10 предметов».

Таблица 6

     
Уровни Группы  
     Контрольная      Экспериментальная
Высокий уровень 3 30% 5 50%
Средний уровень 6 60% 5 50%
Низкий  уровень 1 10% 0 0%
 

По этой методике, мы видим следующее: с высоким  уровнем в контрольной 3 ребенка, а в экспериментальной 5; со средним уровнем в контрольной группе 6, в экспериментальной - 5 и с низким уровнем только в контрольной группе 1 ребенок. 

«Результаты модифицированная методики Г.А. Урунтаевой «Найди такой же».

Таблица 7

     
Уровни Группы  
     Контрольная      Экспериментальная
Высокий уровень 4 40% 6 60%
Средний уровень 5 50% 3 30%
Низкий  уровень 1 10% 1 10%

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием дидактических игр