Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:40, дипломная работа
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Вопросы развития памяти у детей в психологической литературе………………………………………………………….……………..8
1.1. Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития……………………….8
1.2. Развитие произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Понятие. Механизмы………..15
1.3. Использование дидактических игр в процессе развития произвольной памяти………………………………………………..29
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....32
2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………….39
2.3. Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.……………………………………………………………...47
Выводы…………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………...……………….53
Список используемой литературы……………………………………………..55
Приложение……………………………………………………………………..59
Констатирующий
этап
Модифицированная методика Т.Д. Марцинковской «Методика 10слов»
Контрольная группа
Таблица 1
Имя
ребенка
|
слон
|
год
|
мяч
|
мыло
|
соль
|
шум
|
рука
|
критерии | сумма
| |
1 | 2 | |||||||||
Ильшат Г. | + | + | + | + | + | + | + | 3 | 3 | 6 |
Раиль Д. | + | + | + | 2 | 1 | 3 | ||||
Ваня Ж. | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | |
Ислам З | + | + | 1 | 1 | 2 | |||||
Артем К. | + | + | 1 | 1 | 2 | |||||
Ильнар К. | + | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 | ||
Артем О. | + | + | 1 | 1 | 2 | |||||
Наташа С. | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | |
Даша Х. | + | + | + | 2 | 2 | 4 | ||||
Гульнара И. | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 |
Экспериментальная группа
Таблица 2
Имя ребенка | слон
|
год
|
мяч
|
мыло
|
соль
|
шум
|
рука
|
критерии | сумма
| |
1 | 2 | |||||||||
Рома К. | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 | |||
Аня Ш | + | 1 | 1 | 2 | ||||||
Даша Р. | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | |
Максим Б. | + | + | + | 2 | 2 | 4 | ||||
Алия И. | + | + | 1 | 1 | 2 | |||||
Раиль А. | + | + | + | 2 | 1 | 3 | ||||
Никита К. | + | + | 1 | 1 | 2 | |||||
Алмаз С. | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 | |||
Рауль Х. | + | + | + | + | 2 | 1 | 3 | |||
Саша Т. | + | 1 | 1 | 2 |
1 критерий – объём памяти:
От 5-ти и более слов – 3 балла;
От 3-х до 4-х слов – 2балла;
От 0 до 2-х слов – 1 балл.
2 критерий - точность воспроизведения:
Все предметы названы точно – 3 балла;
Допускаются небольшие неточности – 2 балла;
Много неточностей в воспроизведении – 1 балл.
Уровни:
Высокий уровень – 5 - 6 баллов;
Средний уровень - 3 - 4 балла;
Низкий уровень - 2 балла
Модифицированная методика Т.Д. Марцинковской
«Методика 10 предметов»
Контрольная группа
Таблица 3
Имя ребенка | кот | книга | бабочка | чайник | волк | машина | дерево | критерии | Сумма | |
1 | 2 | |||||||||
Ильшат Г. | + | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 |
Раиль Д. | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 | |||
Ваня Ж. | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | ||
Ислам З. | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 | |||
Артем К. | + | + | + | 2 | 1 | 3 | ||||
Ильнар К. | + | + | + | + | + | 3 | 1 | 4 | ||
Артем. О. | + | + | 1 | 1 | 2 | |||||
Наташа С. | + | + | + | + | + | + | + | 3 | 3 | 6 |
Даша Х. | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | |
Гульнара И. | + | + | + | 2 | 2 | 4 |
Экспериментальная группа
Таблица 4
Имя ребенка | кот | книга | бабочка | чайник | волк | машина | дерево | критерии | Сумма | |
1 | 2 | |||||||||
Рома К. | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 | |||
Аня Ш. | + | + | 1 | 1 | 2 | |||||
Даша Р. | + | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 |
Максим Б. | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | ||
Алия И. | + | + | + | 2 | 1 | 3 | ||||
Раиль А. | + | + | + | + | + | + | 3 | 2 | 5 | |
Никита К. | + | + | + | 2 | 2 | 4 | ||||
Алмаз С. | + | + | + | + | 2 | 2 | 4 | |||
Рауль Х. | + | + | + | + | + | 3 | 1 | 4 | ||
Саша Т. | + | + | + | + | 2 | 1 | 3 |
1 критерий – объём памяти:
От 5 и больше предметов – 3 балла;
От 3, 4, и более - 2 балла;
От 0 до 2 предметов - 1 балл.
2 критерий - точность воспроизведения:
Все предметы названы точно - 3 балла;
Допускаются небольшие неточности - 2 балла;
Много неточностей в воспроизведении - 1 балл.
Уровни:
Высокий уровень – 5 - 6 баллов;
Средний уровень - 3 - 4 балла;
Низкий уровень - 2 балла
Методика «Найди такой же», модификация методики Г.А, Урунтаевой
Контрольная группа
Таблица 5
Имя ребенка | чайник | пальто | рукавицы | шорты | миска | шапка | платье | Сумма |
Ильшат Г. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 12 |
Раиль Д. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 11 |
Ваня Ж. | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 11 |
Ислам З. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 5 |
Артем К. | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 11 |
Ильнар К. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 13 |
Артем О. | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 5 |
Наташа С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 |
Даша Х. | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 13 |
Гульнара И. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 11 |