Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:40, дипломная работа

Описание работы

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Вопросы развития памяти у детей в психологической литературе………………………………………………………….……………..8
1.1. Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития……………………….8
1.2. Развитие произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Понятие. Механизмы………..15
1.3. Использование дидактических игр в процессе развития произвольной памяти………………………………………………..29
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....32
2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………….39
2.3. Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.……………………………………………………………...47
Выводы…………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………...……………….53
Список используемой литературы……………………………………………..55
Приложение……………………………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

диплом2.docx

— 192.43 Кб (Скачать)

     Констатирующий  этап 

Модифицированная  методика Т.Д. Марцинковской  «Методика 10слов»

 Контрольная группа

Таблица 1

     
Имя ребенка

      

слон

      

год

      

мяч

      

мыло

      

соль

      

шум

      

рука

      

критерии сумма

      

1 2
Ильшат  Г. + + + + + + + 3 3 6
Раиль Д. +   + +       2 1 3
Ваня Ж. + + + + + +   3 2 5
Ислам З +   +         1 1 2
Артем К.     +       + 1 1 2
Ильнар  К. + + + + +     2 2 4
Артем О.     +       + 1 1 2
Наташа  С. + + + + +   + 3 2 5
Даша Х.         + + + 2 2 4
Гульнара  И. + + +       + 2 2 4
 

Экспериментальная группа

Таблица 2

     
Имя ребенка слон

      

год

      

мяч

      

мыло

      

соль

      

шум

      

рука

      

критерии сумма

      

1 2
Рома К. +   +   +   + 2 2 4
Аня Ш     +         1 1 2
Даша Р. + + + + +   + 3 2 5
Максим Б. +   + +       2 2 4
Алия И.     +       + 1 1 2
Раиль А.     +   +   + 2 1 3
Никита К.     +       + 1 1 2
Алмаз С. +   +   +   + 2 2 4
Рауль Х. + +   +     + 2 1 3
Саша Т.     +         1 1 2

1 критерий – объём  памяти:

От 5-ти и более  слов – 3 балла;

От 3-х до 4-х  слов – 2балла;

От 0 до 2-х слов – 1 балл.

2 критерий - точность  воспроизведения:

Все предметы названы  точно – 3 балла;

Допускаются небольшие  неточности – 2 балла;

Много неточностей  в воспроизведении – 1 балл.

  Уровни:

Высокий уровень  – 5 - 6 баллов;

Средний уровень - 3 - 4 балла;

Низкий уровень - 2 балла

Модифицированная  методика Т.Д. Марцинковской

«Методика 10 предметов»

Контрольная группа

Таблица 3

     
Имя ребенка кот книга бабочка чайник волк машина дерево критерии Сумма
1 2
Ильшат  Г. + + + + + + + 3 2 5
Раиль Д. + + +   +     2 2 4
Ваня Ж. + + + + +     3 2 5
Ислам З. +   + + +     2 2 4
Артем К. +   +   +     2 1 3
Ильнар  К.     + + + + + 3 1 4
Артем. О. +         +   1 1 2
Наташа  С. + + + + + + + 3 3 6
Даша Х. +   + + + + + 3 2 5
Гульнара  И. +   + +       2 2 4
 

Экспериментальная группа

Таблица   4

     
Имя ребенка кот книга бабочка чайник волк машина дерево критерии Сумма
1 2
Рома К. +   + +   +   2 2 4
Аня Ш.     +   +     1 1 2
Даша Р. + + + + + + + 3 2 5
Максим Б. +   + + + +   3 2 5
Алия И. +   +   +     2 1 3
Раиль А. + + +   + + + 3 2 5
Никита К. +   +     +   2 2 4
Алмаз С. +   +   + +   2 2 4
Рауль Х. + +     + + + 3 1 4
Саша Т. +       + + + 2 1 3

1 критерий – объём  памяти:

От 5 и больше предметов – 3 балла;

От 3, 4, и более - 2 балла;

От 0 до 2 предметов - 1 балл.

2 критерий - точность  воспроизведения:

Все предметы названы  точно - 3 балла;

Допускаются небольшие  неточности - 2 балла;

Много неточностей  в воспроизведении - 1 балл.

  Уровни:

Высокий уровень  – 5 - 6 баллов;

Средний уровень - 3 - 4 балла;

Низкий уровень - 2 балла

  Методика «Найди такой же», модификация методики Г.А, Урунтаевой

Контрольная группа

Таблица 5

     
Имя ребенка чайник  пальто  рукавицы  шорты миска шапка платье  Сумма
Ильшат  Г. 2 1 2 2 2 2 1 12
Раиль Д. 2 2 1 1 1 2 2 11
Ваня  Ж. 2 1 1 2 2 2 1 11
Ислам З. 1 1 1 1 1 0 0 5
Артем К. 2 1 1 2 2 2 1 11
Ильнар  К. 2 2 2 1 2 2 1 13
Артем О. 1 0 1 0 2 1 0 5
Наташа  С. 2 2 2 2 2 2 2 14
Даша  Х. 2 2 2 1 2 2 2 13
Гульнара  И. 2 1 2 1 1 2 2 11

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием дидактических игр