Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием дидактических игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:40, дипломная работа

Описание работы

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Вопросы развития памяти у детей в психологической литературе………………………………………………………….……………..8
1.1. Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития……………………….8
1.2. Развитие произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Понятие. Механизмы………..15
1.3. Использование дидактических игр в процессе развития произвольной памяти………………………………………………..29
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....32
2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………….39
2.3. Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.……………………………………………………………...47
Выводы…………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………...……………….53
Список используемой литературы……………………………………………..55
Приложение……………………………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

диплом2.docx

— 192.43 Кб (Скачать)

  Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти. 

      Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких  дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

  Долговременная - это память, способная хранить информации в течение практически неограниченного срока. Она предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то им было запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

      Генетическая  память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

      Зрительная  память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

      Слуховая  память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых

   Двигательная память представляет собой запоминание, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков

      Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что  у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок.

      Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют. Их роль  в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

     По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.(А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Ананьев, Л.С. Выготский).

   Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

      Запоминание - важнейшее условие последующего восстановления приобретенных знаний. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. Именно в зависимости от места процесса запоминания в структуре деятельности и различаются указанные выше виды.

      В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемических приемов.

      Как показали исследования психологов П.И. Зинченко и А.А. Смирнова, непроизвольное запоминание оказывается значительно  более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание и определяется целями выполняемого действия.

      Произвольное  запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно на максимально продолжительный срок с целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Она определяет выбор способов и средств восприятия и тем самым влияет на результаты запоминания. Важное условие успешности произвольного запоминания - установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено.

      В число обычно используемых способов произвольного запоминания входят составление предварительного плана, выделение смысловых опорных  пунктов и пространственная группировка  материала, представление материала  в форме наглядного зрительного  образа, соотнесение его с уже  имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного. Оно обеспечивает большую сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом.

      Важную  роль среди механизмов запоминания  играет повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего именно произвольного запоминания.

      Забывание - процесс, характеризующийся     постепенным уменьшением возможности   припоминания и воспроизведения того, что только что или раннее запомнилось. Психическим процессом, противоположным забыванию, является сохранение в памяти всего, что было достоянием прошлого опыта человека.

      Сохранение  в памяти и забывание при всей их противоположности - процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно забывание рассматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного - того, что стоит помнить, и того, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности и особенности.

      Сохранение - один из процессов памяти, направленный на удержание в ней полученной информации.

      Сохранение  в памяти прошлого оказывается тесно  связанным с чувствами. Экспериментально выявлено, что чрезмерно сильное потрясение, бурные эмоции способны не столько обеспечить сохранение того, что присутствовало в восприятии, сколько препятствовать ему. Безразличие к происходящему ведет к забыванию того, что произошло.

      Далеко  не все, что запоминается, сохраняется  в дальнейшем. То, что потеряло жизненное значение, т.е. какое-то отношение к естественным и культурным потребностям человека, существенным условиям его деятельности, иногда бесследно исчезает, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую искаженной форме.

     Узнавание - это опознание воспринимаемого объекта, который уже известен по прошлому опыту. В отличие от узнавания процесс воспроизведения представляет собою более сложную форму мнемической активности. Он требует волевых усилий, а иногда достаточно длительного напряжения умственной деятельности человека. Воспроизведение - вид памяти, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта и построение соответствующих ему представлений.

      При узнавании память получает поддержку  в непосредственном восприятии знакомых объектов.

      Таким образом, память  - это процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

      Большой вклад в изучение процессов произвольного  и непроизвольного запоминания  внесли исследования П.И. Зинченко (1961) и А.А. Смирнова (1966). На основании  многочисленных экспериментов они  пришли к выводу, что непроизвольное запоминание - это запоминание материала без постановки цели запомнить и без специальных, направленных на это усилий.

     Непроизвольная  память обусловлена содержанием  той деятельности, в которую она  включена.

      Одним из первых экспериментальных исследований непроизвольного запоминания было исследование П.И. Зинченко (1939). Данные исследования свидетельствуют о том, что  уже в детском возрасте запоминание является результатом деятельности и зависит от того, на что направлена эта деятельность. “Значит важно не само по себе внимание, - говорит автор, - а то, что делали дети с предметами”. [21, с.150].

      Деятельность  детей дошкольного возраста очень  многообразна.    Вступая в  разнообразные отношения с  окружающим, осуществляя практическую деятельность, ребёнок познаёт и запоминает многие предметы. Большое значение при этом имеет речевая деятельность детей. Ребёнок лучше запоминает предметы, которые воспринимает, которыми оперирует, в том случае, когда  он их называет.

      Для развития непроизвольного запоминания  большое значение имеет активное восприятие детьми литературных произведений. Это выражается в сопереживании  с героем и в мысленном действии с ними: ребенок сочувствует герою, хочет помочь ему поступить так  же, как поступает он, ставит себя на место действующего лица. Лучшему  запоминанию стихотворений способствуют и такие формы активности детей  как игровое действие, чтение в  лицах, драматизации стихотворений.

     Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Картинки помогают закреплять знания детей об уже известных  им предметах  и расширяют кругозор детей, знакомя их с все новыми и новыми предметами и явлениями  окружающей действительности. Картинка — важное средство развития речи, мышления, памяти и воображения.

     Непроизвольное  запоминание у детей значительно    возрастает, если они сравнивают картинки между собой, находят в изображенных на них предметах общие признаки и на этой основе объединяют их.

      Непроизвольное  запоминание является побочным продуктом  деятельности. Поэтому  руководство  непроизвольной памятью детей предполагает организацию восприятия, осмысления, понимания ими различного материала. Предлагая детям всё усложняющиеся  задачи на сравнение, анализ, обобщение, классификацию взрослый активизирует умственную деятельность дошкольников и тем самым обеспечивает возможность непроизвольного запоминания. Поэтому задача руководства непроизвольной памятью детей включает в себя задачу расширения интересов детей, воспитания их любознательности.

     Интерес является не только условием успешного  выполнения работы, но и сам возникает  в процессе ее осуществления. В тех  случаях, когда активная деятельность детей направлена на решение различных  познавательных и других задач, создаются  благоприятные условия для переживания  детьми радости “открытия”, радости  познания и действия. Все эти и другие интеллектуальные чувства (удивление, восхищение, удовлетворение и пр.) способствуют возникновению и поддержанию интереса детей к объектам познания и к самой деятельности.

      Главное, что характеризует качественные изменения в памяти ребенка дошкольного  возраста, - это переход от непроизвольных к произвольным ее процессам. У детей первых четырех лет жизни память носит преимущественно непреднамеренный характер: ребенок еще не умеет ставить перед собой цель запомнить - вспомнить, не владеет он и теми способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществлять процессы запоминания и воспроизведения. Ребенок запоминает непроизвольно. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разнообразные знания о предметах и явлениях действительности, их свойствах и связях, о людях и их взаимоотношениях. Оно обогащает эмоциональную сферу ребенка, способствует овладению речью, многочисленными действиями с предметами, формированию навыков поведения малыша с другими детьми и со взрослыми.

      Непроизвольная  память, являясь у маленького ребенка господствующей, а на более ранних ступенях развития и единственной, не утрачивает своего значения и во все последующие годы: не только дошкольник, но и школьник, и взрослый человек многое запоминает непроизвольно.

      Значение  непроизвольной памяти, не исчерпывается  только тем, что она обогащает  знания ребенка. Определенный уровень развития непроизвольной памяти необходим для  последующего развития произвольной памяти детей. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело  на него впечатление, что было интересно.

      Качество  непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько  активно ребенок действует по отношению к ним. [30, с.255].

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием дидактических игр