Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:40, дипломная работа
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В последние годы отмечается значительный рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще всего это дети с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Вопросы развития памяти у детей в психологической литературе………………………………………………………….……………..8
1.1. Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития……………………….8
1.2. Развитие произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. Понятие. Механизмы………..15
1.3. Использование дидактических игр в процессе развития произвольной памяти………………………………………………..29
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1. Исследование состояния произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста……………………………………………………………....32
2.2. Методика организации и проведения серии дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………….39
2.3. Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.……………………………………………………………...47
Выводы…………………………………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………...……………….53
Список используемой литературы……………………………………………..55
Приложение……………………………………………………………………..59
МИНЕСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»
ФАКУЛЬТЕТ
ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ТИМДО)
Грязных
Светлана Николаевна
Развитие
произвольной памяти
детей старшего дошкольного
возраста с задержкой
психического развития
с использованием дидактических
игр.
Выпускная
квалификационная работа
Специальность
050703.65
«Дошкольная
психология и педагогика»
Рекомендуется к защите:
научный руководитель,
преподаватель кафедры ТиМДО
«___» __________________2011 г. _________________ Комарова Л.Ю.
подпись Ф.И.О.
Допускается к защите:
зав. Кафедрой ТиМДО,
кандидат пед. наук, доцент
«___» __________________2011 г. _________________ Гарнышева Т.В.
Набережные Челны
2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1 Вопросы развития памяти у детей в психологической
литературе……………………………………………………
1.1.
Историко-философская
1.2.
Развитие произвольной и
1.3.
Использование дидактических
Глава 2 Анализ развития произвольной памяти. Методика и организация развития произвольной памяти посредством дидактических игр……………32
2.1.
Исследование состояния произвольной
памяти у детей с задержкой психического
развития старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
2.2.
Методика организации и
2.3.
Влияние дидактических игр на
развитие произвольной памяти
у детей с задержкой
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………..
Приложение……………………………………………………
Введение
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.
По данным Министерства образования Р.Ф среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категориям риска школьной, соматической и психофизической дизадаптации. Из них 3,5% имеют очевидные расстройства нервно-психической сферы ещё в младшей группе детского сада. (2007 г.)
В
последние годы отмечается значительный
рост количества
детей с отклонениями в развитии. Чаще
всего это дети с задержкой психического
развития.
На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Вопросом о развитии произвольной памяти ребенка занимались Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, П.И. Зинченко, Житникова Л.М., Мухина В.С, Урунтаева Г.А., Истомина З.М., Черемошкина Л.В и др.
Г.А. Урунтаева в своих работах раскрывает основные направления психологического развития дошкольника и главные новообразования в каждом из них. Л.С. Выготский рассматривает вопросы развития психики ребёнка в процессе его деятельности в дошкольном возрасте, развитие познавательных процессов, личности. Л.А. Внгер и В.С. Мухина освещают вопросы, посвящённые проблемам психологии детей дошкольного возраста, в частности, и вопросы развития произвольного запоминания у старших дошкольников, а так же соотношение произвольного и непроизвольного запоминания. В работах А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева и Т.В. Розановой было убедительно обосновано, что произвольное и непроизвольное запоминание являются продуктом сложной познавательной деятельности, а не просто результатом прямого и непосредственного запечатления воспринимаемых объектов. З.М. Истомина рассматривала вопросы возрастных и индивидуальных различий в соотношении различных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте, а так же вопросы смыслового соотнесения как приёма запоминания. Л.М. Житникова в своём пособии “Учите детей запоминать”, рассматривает вопросы о развитии логической памяти ребёнка на примере обучения такому важному и сложному способу запоминания, как классификация, так же она даёт подробное описание видов памяти, закономерностей развития памяти в дошкольном возрасте. Л.В.Черемошкиной собран практический материал, направленный на развитие памяти детей дошкольного возраста.
В психологии и педагогике имеется ряд исследований, посвящённых изучению психологических особенностей детей с задержкой психического развития: памяти - Н.Г. Поддубная, Н.Г. Лотунян, В.Л. Подобед; мышления - Т.В. Егорова, С.А. Домишкевич, И.А. Коробейников, Т.А. Стрекалова; учебной деятельности - Г.И. Жаренкова, С.Г. Шевченко; личности - Е.Е.Дмитриева, Е.Н. Васильева, Н.Г. Ефремова; особенностей элементарных математических представлений - В.С. Азбукина, И.В. Чумакова.
Накоплен определённый опыт работы по организации коррекционно —педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детского сада (У.В. Ульенкова, 1990, 1994; Н.Ю. Борякова 2000.).
Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удаётся реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.
Однако, многие вопросы остаются неразработанными. К числу актуальных, но всё ещё не исследованных проблем следует отнести проблему исследования одной из важнейших психических функций – памяти, в частности изучение вопросов по развитию непроизвольного и произвольного запоминания у старших дошкольников с ЗПР.
Проблема исследования: Каковы особенности развития произвольной памяти у детей с ЗПР.
Объектом исследования данной квалификационной работы является процесс развития произвольной памяти у детей с задержкой психического развития.
Предметом исследования выступают особенности произвольного запоминания у детей данной категории с использованием дидактических игр.
Цель высшей квалификационной работы: теоретическое и практическое изучение развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр.
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что дидактическая игра является ведущим средством развития произвольной памяти у дошкольников с ЗПР.
Методологическая основа: Специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвящённых изучению развитию памяти у детей с ЗПР. В этом направлении проводились исследования Т.В. Егоровой (1969, 1994), Н.Г. Поддубной (1976, 1994), Н.Г. Лутоняном (1977), Ю.Г. Демьяновым (1968). В своих работах они вывели положения, характеризующие состояние памяти у данной категории детей.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые был дан теоретический и экспериментальный анализ произвольной памяти дошкольника с точки зрения взаимосвязи всех её компонентов: мотивационно - целевого, оперативного и оценочного. А также были выявлены особенности её структуры в данный возрастной период. В работе показано, что полное и точное запоминание материала обеспечивается именно единством операций обобщения и конкретизации. В развивающей системе дидактических игр были соединены три линии развития произвольной памяти ребенка-дошкольника: формирование произвольности процессов познания, способов умственной деятельности, её средств (мыслительных операций, самоконтроля, объяснительной речи и произвольного внимания) и умственных действий.
Таким образом, новым является комплексный подход к познавательному развитию, где центральное место занимает произвольная память. Впервые был проведен теоретический анализ психологической структуры и своеобразия дидактической игры как формы организации взаимодействия ребенка и взрослого.
Методы исследования: теоретические знания, практические знания, эксперимент.
Используемые методики: модифицированная методика Т.Д. Марцинковской «Методика десяти слов» и «Методика десяти предметов», модифицированная методика Г.А. Урунтаевой «Найди такой же», методика
«Запомни рисунки».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она позволила получить новые данные о генезисе произвольной памяти. Определены пути ее формирования с учетом возрастных особенностей детей. Проведенный теоретический анализ дидактической игры позволил раскрыть ее психологическую структуру и своеобразие.
Практическая значимость: на основе исследований произвольной памяти у детей с ЗПР с использованием дидактических игр, дать практические рекомендации для родителей и педагогов, работающих с данными категориями детей, подобрать комплекс дидактических игр направленных на развитие произвольной памяти детей с ЗПР.
Структура
выпускной квалификационной
работы: введение, две главы, выводы,
заключение, список литературы, приложение.
Глава
1 Вопросы развития
памяти у детей
в психологической
литературе
1.1 Историко-философская концепция изучения развития памяти у детей с задержкой психического развития.
Известно, что изучению развития памяти у детей в зарубежной психологии посвящено большое количество работ. Их обзор дан в монографиях А. Н. Леонтьева (1965), П.И. Зинченко. (1961), А. А. Смирнова (1966), в обобщающих трудах С. Л. Рубинштейна (1946), в руководствах по детской психологии под редакцией А. В. Запорожца и Д.Б. Эльконина (1964, 1965), А. А. Люблинской (1971) и др.
Подавляющее большинство зарубежных исследователей трактовали память как “функцию” или “свойство” психики, заключающееся в элементарном запоминании и последующем воспроизведении прошлых следов. Это упрощенное и ошибочное представление о памяти привело к тому, что в исследованиях давалось описание лишь результатов изучавщихся явлений: как изменяются с годами продуктивность непосредственного запоминания и отсроченного воспроизведения, его объем в зависимости от возраста и т.п.
Основной интерес для авторов, несмотря на то, что в некоторых исследованиях была представлена качественная характеристика запоминания у детей, представляла количественная, результативная сторона памяти.
Первые исследования памяти у детей основывались на эмпирических наблюдениях. Одно из самых ранних исследований, проведенное В. Прейером, описано в его известной книге “Душа ребенка” (1912). За этой последовали (конец XIX—начало XX в.) другие работы, посвященные изучению (путем наблюдений) умственного развития ребенка, и эти труды положили начало исследованию детской памяти (Г.Компейре, М. Шинн, В. Анри, В. Амент и др.).
Вскоре за названными работами следует ряд обширных трудов по детской психологии, обобщающих значительный фактический материал о развитии ребенка. Это работы В. Штерна (1915), К. Бюлера (1924), Э. Меймана (1914) и др. Однако наблюдение и в этих работах занимало центральное, а точнее говоря, исключительное место. В. Штерн в своей книге “Психология раннего детства до шестилетнего возраста”, опираясь на многолетние наблюдения за поведением детей и обобщив данные других авторов, пытался наметить основную линию развития памяти на протяжении дошкольного детства. Он полагал, что развитие памяти, ребёнка идет как по линии удлинения скрытого периода узнавания и воспроизведения, так и возникновения первых проявлений произвольной памяти. В целом он отмечал, с одной стороны, преднамеренность, непроизвольность запоминания в дошкольном возрасте и, с другой стороны, его механистичность. И последнее, на что следует обратить внимание,—это на характеристику детских воспоминаний (о пережитом и испытанном), даваемую Штерном. Он считает, что у детей наблюдается искажение воспоминаний (“иллюзии воспоминаний”), что будто бы они смешивают представляемое с действительно переживаемым. Иллюзии воспоминания объясняются В. Штерном некими “внутренними основаниями в ребенке”. А все это согласно Штерну является показателем того, что память у детей носит исключительно субъективный характер.