Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа
Цель исследования: влияния сказкотерапии на развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников в классах коррекции.
Гипотеза исследования – развитие личности младшего школьника должно осуществляться с учетом возрастных особенностей школьников данного возраста.
Задачи исследования:
1.Выявить особенности развития эмоционально - волевой сферы в младшем школьном возрасте;
2.Рассмотреть понятие сказкотерапия;
3.Выявить способы коррекции эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте;
4.Рассмотреть влияние эмоционально - волевой сферы на формирование личности младшего школьника;
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика личности и эмоционально - волевой сферы младшего школьника
1.1 Эмоции и воля в структуре личности………………………………………..............5
1.2 Особенности формирования эмоций и воли в младшем школьном возрасте……7
1.3 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников имеющих отклонения в развитии…………………………………………………………………..15
Глава 2 Организация и методика исследования
2.1 Методика исследования эмоционально – волевой сферы………………………...19
2.2 Сказкотерапия как средство эмоционально-волевого развития………………….21
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………………...30
Приложение А……………………
- умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.д.).
Признаки выдержки:
- проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);
- умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);
- умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.), умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
Признаки организованности:
- соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т.п.);
- планирование своих действий и разумное их чередование, рациональное расходование времени с учетом обстановки, умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
Признаки решительности:
- быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
- выполнение принятого действия без колебаний, уверенно, отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
- проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Признаки инициативности:
- проявление учеником творчества, выдумки, рационализации;
- участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
- активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;
- стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.
Используя
данные методику учитель самостоятельно
может провести анализ эмоционально
– волевой сферы отдельного ученика
и класса в целом.
2.2 Сказкотерапия
как метод эмоционально-волевого развития
Сказкотерапия
– метод, использующий сказочную
форму для интеграции личности, развития
творческих способностей, расширения
сознания, совершенствования
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева выделяет следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности [8, с.361].
Функции сказок.
1.Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории школьника и дополняет ее общечеловеческой информацией.
2.Сказка позволяет актуализировать вытесняемые кликольником моменты личной истории.
3.Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.
4.Сказка отображает внутренний конфликт школьника и дает возможность размышлять над ним. Сказка является символическим "буфером" между школьником и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление школьника сглаживается, и энергия направляется на размышление.
5.Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.
6.Сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы.
При
использовании
Возможности работы со сказкой с детьми младшего школьного возраста.
1. Использование
сказки как метафоры. Текст и
образы сказок вызывают
2. Рисование
по мотивам сказки. Свободные
ассоциации проявляются в
3. Обсуждение
поведения и мотивов действий
персонажа, что служит поводом
к обсуждению ценностей
4. Проигрывание
эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов
дает возможность ребенку
5. Использование
сказки как притчи-нравоучения.
6. Творческая
работа по мотивам сказки (дописывание,
переписывание, работа со
Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские. Народные сказки также делятся на несколько групп: бытовые (например, «Лиса и журавель»); сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца); сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму; притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях); сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев); волшебные сказки, сказки с превращениями («Гуси-лебеди», «Крошечка – хаврошечка»).
Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
1.
Отсутствие в сказках прямых
нравоучений, назиданий.
2.
Через образы сказки ребенок
соприкасается с жизненным
3.
Отсутствие заданности в имени
главного героя и месте
4.
Ореол тайн и волшебства, интригующий
сюжет, неожиданное
Сказкотерапевтическая психокоррекция понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой. Разработанный курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.
Основные приемы работы со сказкой.
1.
Анализ сказок. Цель – осознание,
интерпретация того, что стоит
за каждой сказочной ситуацией,
2.
Рассказывание сказок. Прием помогает
проработать такие моменты,
3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки. Это – важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
4.
Постановка сказок с помощью
кукол. Работая с куклой, ребенок
видит, что каждое его
5.
Сочинение сказок. В каждой волшебной
сказке есть определенные
Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса. События сказки вызывают у ребенка эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок "со страшными" эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
Ведущими идеями сказкотерапии являются:
- осознание
своих потенциалов,
- понимание
причинно-следственных связей
- познание разных стилей мироощущения;
- осмысленное,
созидательное взаимодействие
- внутреннее ощущение силы и гармонии.