Развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников классов коррекции средствами сказотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: влияния сказкотерапии на развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников в классах коррекции.
Гипотеза исследования – развитие личности младшего школьника должно осуществляться с учетом возрастных особенностей школьников данного возраста.
Задачи исследования:
1.Выявить особенности развития эмоционально - волевой сферы в младшем школьном возрасте;
2.Рассмотреть понятие сказкотерапия;
3.Выявить способы коррекции эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте;
4.Рассмотреть влияние эмоционально - волевой сферы на формирование личности младшего школьника;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика личности и эмоционально - волевой сферы младшего школьника
1.1 Эмоции и воля в структуре личности………………………………………..............5
1.2 Особенности формирования эмоций и воли в младшем школьном возрасте……7
1.3 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников имеющих отклонения в развитии…………………………………………………………………..15
Глава 2 Организация и методика исследования
2.1 Методика исследования эмоционально – волевой сферы………………………...19
2.2 Сказкотерапия как средство эмоционально-волевого развития………………….21
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………………...30
Приложение А……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 66.62 Кб (Скачать)

     - умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т.д.).

     Признаки  выдержки:

     - проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);

     - умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);

     - умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.), умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

     Признаки  организованности:

- соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т.п.);

- планирование своих действий и разумное их чередование, рациональное расходование времени с учетом обстановки, умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

     Признаки  решительности:

- быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

- выполнение принятого действия без колебаний, уверенно, отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

- проявление решительных действий в непривычной обстановке.

     Признаки  инициативности:

- проявление  учеником творчества, выдумки, рационализации;

- участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

- активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

- стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

     Используя данные методику учитель самостоятельно может провести анализ эмоционально – волевой сферы отдельного ученика  и класса в целом. 
 

2.2 Сказкотерапия как метод эмоционально-волевого развития 

     Сказкотерапия – метод, использующий сказочную  форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам  обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, М.П. Осорина, Е.В. Петрова.

     Тексты  сказок вызывают интенсивный эмоциональный  резонанс как у детей, так и  у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим  уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при  коммуникации. Особенно это важно  для коррекционной работы, когда  необходимо в сложной эмоциональной  обстановке создавать эффективную  ситуацию общения. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева выделяет следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности [8, с.361].

     Функции сказок.

1.Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории школьника и дополняет ее общечеловеческой информацией.

2.Сказка позволяет актуализировать вытесняемые кликольником моменты личной истории.

3.Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

4.Сказка отображает внутренний конфликт школьника и дает возможность размышлять над ним. Сказка является символическим "буфером" между школьником и сказкотерапевтом. Благодаря этому сопротивление школьника сглаживается, и энергия направляется на размышление.

5.Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.

6.Сказка формирует веру в позитивное разрешение проблемы.

     При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трех вещах: уместность, искренность, дозированность.

Возможности работы со сказкой с детьми младшего школьного возраста.

1. Использование  сказки как метафоры. Текст и  образы сказок вызывают свободные  ассоциации, которые касаются личной  жизни ребенка, и затем эти  метафоры и ассоциации могут  быть обсуждены.

2. Рисование  по мотивам сказки. Свободные  ассоциации проявляются в рисунке,  и дальше возможен анализ полученного  графического материала.

3. Обсуждение  поведения и мотивов действий  персонажа, что служит поводом  к обсуждению ценностей поведения  человека, выявляет систему оценок  человека в категориях: хорошо-плохо.

4. Проигрывание  эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов  дает возможность ребенку почувствовать  некоторые эмоционально значимые  ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование  сказки как притчи-нравоучения.  Подсказка с помощью метафоры  варианта разрешения ситуации.

6. Творческая  работа по мотивам сказки (дописывание,  переписывание, работа со сказкой).

     Сказки  разделяют на традиционные (народные) и авторские. Народные сказки также  делятся на несколько групп: бытовые (например, «Лиса и журавель»); сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца); сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму; притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях); сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев); волшебные сказки, сказки с превращениями («Гуси-лебеди», «Крошечка – хаврошечка»).

     Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в  следующем:

     1. Отсутствие в сказках прямых  нравоучений, назиданий. События  сказочной истории логичны, естественны,  вытекают одно из другого, а  ребенок усваивает причинно-следственные  связи, существующие в мире.

     2. Через образы сказки ребенок  соприкасается с жизненным опытом  многих поколений. В сказочных  сюжетах встречаются ситуации  и проблемы, которые переживает  в своей жизни каждый человек:  отделение от родителей; жизненный  выбор; взаимопомощь; любовь; борьба  добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

     3. Отсутствие заданности в имени  главного героя и месте сказочного  события. Главный герой – это  собирательный образ, и ребенку  легче идентифицировать себя  с героем сказки и стать  участником сказочных событий.

     4. Ореол тайн и волшебства, интригующий  сюжет, неожиданное превращение  героев – все это позволяет  слушателю активно воспринимать  и усваивать информацию, содержащуюся  в сказках.

     Сказкотерапевтическая психокоррекция понимается как процесс  знакомства с сильными сторонами  личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных  оптимальных выходов из различных  ситуаций, безусловное принятие ребенка  и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой. Разработанный курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

     Основные приемы работы со сказкой.

     1. Анализ сказок. Цель – осознание,  интерпретация того, что стоит  за каждой сказочной ситуацией,  конструкцией сюжета, поведением  героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?»; «Кто из героев больше всего понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?»; «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?», а также другие вопросы. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых [4, с.385].

     2. Рассказывание сказок. Прием помогает  проработать такие моменты, как  развитие фантазии, воображения,  способности к децентрированию.  Процедура состоит в следующем:  ребенку или группе детей предлагается  рассказать сказку от первого  или от третьего лица. Можно  предложить ребенку рассказать  сказку от имени других действующих  лиц, участвующих или не участвующих  в сказке. Например, как сказку  о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая.  «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

     3. Переписывание сказок. Переписывание  и дописывание авторских и  народных сказок имеет смысл  тогда, когда ребенку чем-то  не нравится сюжет, некоторый  поворот событий, ситуаций, конец сказки. Это – важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения – в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

     4. Постановка сказок с помощью  кукол. Работая с куклой, ребенок  видит, что каждое его действие  немедленно отражается на поведении  и куклы. Это помогает ему  самостоятельно корректировать  свои движения и делать поведение  куклы максимально выразительным.  Работа с куклами позволяет  совершенствовать и проявлять  через куклу те эмоции, которые  обычно ребенок по каким-то  причинам не может себе позволить  проявить.

     5. Сочинение сказок. В каждой волшебной  сказке есть определенные закономерности  развития сюжета. Главный герой  появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах  покидает дом, отправляясь в  путешествия. Во время странствий  он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется  и побеждает зло, и возвращается  домой, достигнув цели. Таким образом,  в сказках дается не просто  жизнеописание героя, а в образной  форме рассказывается об основных  этапах становления и развития личности.

     Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса. События сказки вызывают у ребенка эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок "со страшными" эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

     Ведущими  идеями сказкотерапии являются:

- осознание  своих потенциалов, возможностей  и ценности собственной жизни;

- понимание  причинно-следственных связей событий  и поступков;

- познание  разных стилей мироощущения;

- осмысленное,  созидательное взаимодействие с  окружающим миром;

- внутреннее  ощущение силы и гармонии.

Информация о работе Развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников классов коррекции средствами сказотерапии