Развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников классов коррекции средствами сказотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: влияния сказкотерапии на развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников в классах коррекции.
Гипотеза исследования – развитие личности младшего школьника должно осуществляться с учетом возрастных особенностей школьников данного возраста.
Задачи исследования:
1.Выявить особенности развития эмоционально - волевой сферы в младшем школьном возрасте;
2.Рассмотреть понятие сказкотерапия;
3.Выявить способы коррекции эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте;
4.Рассмотреть влияние эмоционально - волевой сферы на формирование личности младшего школьника;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика личности и эмоционально - волевой сферы младшего школьника
1.1 Эмоции и воля в структуре личности………………………………………..............5
1.2 Особенности формирования эмоций и воли в младшем школьном возрасте……7
1.3 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников имеющих отклонения в развитии…………………………………………………………………..15
Глава 2 Организация и методика исследования
2.1 Методика исследования эмоционально – волевой сферы………………………...19
2.2 Сказкотерапия как средство эмоционально-волевого развития………………….21
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………………...30
Приложение А……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 66.62 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КГОСПО  «Барнаульский государственный  педагогический колледж»

Отделение начальных классов 
 

Иващенко  Полина Юрьевна 
 
 

РАЗВИТИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИ  СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

(курсовая  работа) 
 
 

Научный руководитель: Бокова О.А.

_______________________________

                                                                           (подпись)

Оценка_________________________ 
 
 
 

Барнаул – 2009

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1 Общая характеристика личности и эмоционально - волевой сферы младшего школьника

1.1 Эмоции и воля в структуре личности………………………………………..............5

1.2 Особенности  формирования эмоций и воли в младшем школьном возрасте……7

1.3 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников имеющих отклонения в развитии…………………………………………………………………..15

Глава 2 Организация и методика исследования

2.1 Методика исследования эмоционально – волевой сферы………………………...19

2.2 Сказкотерапия как средство эмоционально-волевого развития………………….21

Заключение……………………………………………………………………………….29

Список  использованных источников…………………………………………………...30

Приложение  А……………………………………………………………………………33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Младший школьный возраст – это достаточно сложный период психологического взросления ребёнка. При поступлении ребенка в школу сложившиеся в дошкольном возрасте формы жизнедеятельности закономерно уступают место новым, более совершенным. Однако некоторые дети в силу запаздывания общего психического развития попадают в это время в сложную ситуацию: с одной стороны, для них еще не потеряла своей актуальности игровая деятельность, с другой стороны, социальная ситуация предъявляет новые требования, ставит детей перед необходимостью освоения соответствующих младшему школьному возрасту форм жизнедеятельности, где ведущее место принадлежит учебной деятельности. В среднем 15 20% первоклассников сталкиваются с трудностями принятия новой для них социальной позиции, вхождение в школьную жизнь для них затруднено. Основными задачами обучения в начальной школе овладение элементарными учебными знаниями, умениями и навыками. Однако решению указанных задач препятствуют такие особенности детей, как сниженная познавательная активность, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития произвольности, ослабленность словесной регуляции деятельности, недоразвитие мелкой моторики рук, несформированность умения контролировать себя и свои действия. Главнейшая задача учителя в этот период обучения - направить активность каждого школьника в нужном направлении, на познание окружающего мира, в первую очередь других людей, на общественно-полезную деятельность. Изучение особенностей развития эмоционально - волевой сферы играет важную роль в воспитании младшего школьника. Это определило актуальность темы.

     Проблема  исследования – выявление средств коррекции эмоционально – волевой сферы младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения.

     Объект  исследования – развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста в классах коррекции.

     Предмет исследования – сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста.

     Цель исследования: влияния сказкотерапии на развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников в классах коррекции.

     Гипотеза исследования – развитие личности младшего школьника должно осуществляться с учетом возрастных особенностей школьников данного возраста.

     Задачи исследования:

1.Выявить особенности развития эмоционально - волевой сферы в младшем школьном возрасте;

2.Рассмотреть  понятие сказкотерапия;

3.Выявить способы  коррекции эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте;

4.Рассмотреть  влияние эмоционально - волевой сферы  на формирование личности младшего  школьника;

     Методы  исследования: теоретические – анализ  методологической, педагогической, психологической,  методической литературы по проблеме исследования; общенаучные методы исследования — обобщение, классификация, анализ и обобщение педагогического опыта; эмпирические – наблюдение, эксперимент,  измерение, сравнение. 
 
 

Глава 1 Общая характеристика личности и эмоционально - волевой сферы младшего школьника

1.1Эмоции  и воля в структуре личности 

     Эмоции - особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и  неприятного, отношение человека к  миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К  классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это  так называемые «чистые» эмоции. Они  включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная  функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, могут, не пользоваться речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. По мнению Прихожан А.М. врожденными являются не все эмоционально-экспрессивные выражения, некоторые из них  приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относиться к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему - либо.       Не поддаваться эмоциям и контролировать их, человеку помогает воля. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Одним из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных [10, с.202].

     Воля  предполагает самоограничение, сдерживание  некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более  значимым и важным целям, умение подавлять  непосредственно возникающие в  данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения  и идеалы. Еще один признак волевого действия - это наличие продуманного плана его осуществления. Волевое  действие обычно сопровождается отсутствием  эмоционального удовлетворения, но с  успешным завершением волевого акта обычно связано моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходиться действовать вопреки своим природным или характерологическим данным. Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность, но и другие виды деятельности, в которые включен ребенок данного возраста, - игра, общение и труд влияют на его личностное развитие. В данное время складываются многие деловые качества ребенка, которые отчетливо проявляются уже в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте закрепляется волевой мотив достижения и становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу младшего школьного возраста, примерно к третьему – четвертому классам. В начале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива [10, с.207].

Особенностью  детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к  взрослым. Это напрямую касается важного  личностного новообразования - самооценки. Она непосредственно зависит  от характера оценок, даваемых взрослым ребенку. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются адекватные, завышенные и заниженные самооценки.                                   

     Вторым  важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели. Сознательный контроль ребенком собственных действий достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели. Принятая цель или  возникшее намерение управляют  поведением, не позволяя вниманию отвлекаться  на посторонние дела.

     Параллельно с волевой мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в  младшем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность. В  качестве стимулов деятельности выступают  те, которые порождают у младших  школьников положительные эмоции[10, с.210].

     Таким образом, эмоции – это особый класс психологических состояний в форме непосредственных переживаний, которые оказывают влияние на развитие  и формирование личности младшего школьника. 

1.2 Особенности  формирования эмоций и воли в младшем школьном возрасте 

     Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Именно поэтому как педагоги, так и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.

     При формировании воли у ребенка, необходимо соблюдать следующие правила:

1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности;

2) активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;

3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.

     Крайне  негативно на развитии воли сказывается  невозможность ребенка самостоятельно принимать важные для него решения.  Родители не должны ничего  решать за ребенка, они лишь могут подводить его к рациональным решениям и добиваться от него непреклонного осуществления принятых решений.

     Волевое действие выступает как сознательно принятое к осуществлению по собственному решению осознанное намеренное целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

     Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении  направленности поведения и способов его реализации.       

 Эмоция  – особая форма психического  отражения, которая в форме  непосредственного переживания  отражает не объективные явления,  а субъективное к ним отношение.  Особенность эмоций состоит в  том, что они отражают значимость  объектов и ситуаций, действующих  на субъект, обусловленную отношением  их объективных свойств к потребностям  субъекта. Эмоции выполняют функции  связи между действительностью  и потребностями [6, с.89].

     П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.

     Вместе  с тем существует и иная точка  зрения. Так, П. Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности теряется контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в активационной теории Д.Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности [6, с.94].

     Не  все субъективные переживания относятся  к эмоциям и по классификации  эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева. Он различает три вида эмоциональных  процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты — это сильные  и относительно кратковременные  эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными  и висцеральными проявлениями. У  человека аффекты вызываются как  биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными  оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном. Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения [6; с.120].

Информация о работе Развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников классов коррекции средствами сказотерапии