Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:21, реферат
Отношение человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в
действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм
отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир
при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление
опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то
эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в
их значении для его потребностей и мотивов деятельности.
1. Введение.
2. Эмоциональная сфера личности.
3. Волевая сфера личности.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Реферат: Эмоциональная и волевая сфера личности
Содержание.
1. Введение.
2. Эмоциональная сфера личности.
3. Волевая сфера личности.
4. Заключение.
5. Список литературы.
1.
Введение.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в
разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет
проявляется сложность самого феномена личности.
Проблема личности в психологии – проблема необъятная, охватывающая огромное
поле исследований. Отчасти в силу растяжимости понятия «личность», отчасти
из-за того, что такие слова как «личность», «характер», «темперамент»,
«способности», «потребности», «смысл» и многие другие входят не только в
систему научных понятий психологии личности, но и в наш повседневный язык,
вокруг проблемы личности ведется очень много споров и дискуссий: ведь почти
каждый в какой-то степени считает себя специалистом по проблеме личности! При
этом существует слишком мало достоверных, экспериментально подтвержденных
данных, чтобы на их основе можно было уверенно признать одну теорию
правильной, а другую – нет, оценить истинность каждой из сталкивающихся точек
зрения.
Отношение человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в
действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм
отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир
при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление
опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то
эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в
их значении для его потребностей и мотивов деятельности.
Эмоциональная и волевая сферы личности.
2.
Эмоциональная сфера
личности
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний,
отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или не
приятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его
практической деятельности.
Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде телесных
проявлений: мимики (изменение положения губ и бровей), пантомимики (жестов,
позы), тона голоса (вокальной мимики), ряда вегетативных явлений (изменение
частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснения или побледнения,
изменения тонуса мышц, дрожи, потоотделения) и более или менее глубоких
биохимических изменений в организме (выделения надпочечниками адреналина,
увеличение сахара в крови, появление в моче белка и т. д.). Наблюдение за
этими телесными проявлениями эмоций помогает их изучению, хотя и не всегда
может вскрыть содержание переживаемого чувства.
Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые
разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков
настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную
значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности
человека в форме переживаний. Наиболее существенной чертой эмоций является их
субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление,
позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и
независящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного
отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Именно эмоции
отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость,
пристрастность и интерес.
Структура эмоциональных
процессов существенно
познавательных. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты,
страсти, стрессы . это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все
психические процессы и состояния человека.
Наиболее мощная
эмоциональная реакция – аффект
психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздражитель со всеми
смежными и тем самым, образуя обобщенный аффектный комплекс, предопределяющий
единственную реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и
движения.
Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность,
большая интенсивность и малая продолжительность. В аффекте резко меняется
внимание, снижается его переключаемость, и в поле восприятия удерживаются
только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все
остальные раздражители, не вошедшие в комплекс, осознаются недостаточно – и
это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Вместе с тем
может иметь место и облегчение перехода к неуправляемым действиям, и полное
оцепенение. Поскольку аффект захватывает человека целиком, то, если он
получает выход в какой-нибудь деятельности, даже не относящейся
непосредственно к объекту аффекта, он ослабляется иногда до такой степени,
что наступает упадок сил, безразличие. Регулирующая, приспособительная
функция аффектов состоит в формировании специфического ответа и
соответствующего следа в памяти, определяющего в дальнейшем избирательность
по отношению к ситуациям, которые прежде вызвали аффект.
Итак, аффект – это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного
эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации
(эмоционально
тяжелое переживание человеком
своей неудачи,
чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой
цели) или какой-либо иной, сильно действующий на психику причины, обычно
связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.
Настроение – эмоциональное «хроническое» состояние, окрашивающее
все поведение человека, связанное со слабо выраженными положительными или
отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.
Чувство – высшая, культурно-обусловленная эмоция человека,
связанная с некоторым социальным объектом. Это устойчивые психические
состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они выражают
устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или
воображаемым). Конкретная отнесенность чувства проявляется в том, что человек
не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или
к чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если
у него нет объекта привязанности или поклонения.
Страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или
чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с
соответствующим объектом. Страсти, в отличие от аффектов, - более длительные
состояния. Они – реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные
или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную
итоговую оценку ситуации, то страсти смещаются к началу действия и
предвосхищают результат.
Они носят опережающий
форме обобщенной субъективной оценки. И, наконец, стресс. Это
вид эмоций имеет очень важное значение в жизни человека. Это такое состояние
душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с
неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся
ситуации, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.
Все эмоциональные
проявления характеризуются
или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.
Направленность эмоции связанна не столько с результатом деятельности, сколько
с тем, насколько полученный результат соответствует мотиву деятельности,
например, в какой мере достигнуто желаемое. Важно подчеркнуть: эмоции не
только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. В отличие от мышления,
отражающего свойства и отношения внешних объектов, переживание – это
непосредственное
отражение человеком своих
раздражитель, вызывающий соответствующую эмоцию через изменение состояния
рецепторного аппарата, находятся внутри организма.
Поскольку эмоция отражает отношение человека к объекту, постольку она
обязательно включает некоторую информацию о самом объекте, в чем состоит
предметность эмоций. В этом смысле отражение объекта – познавательный
компонент эмоции, а отражение состояния человека в этот момент – ее
субъективный компонент.
Отсюда следует двойная
одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к
объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определенные
свойства этого объекта.
Органическая взаимосвязь двух основных компонентов эмоции – объективного и
субъективного – позволяет реализовать их вероятностно-прогностические функции
в регуляции поведения человека. Отражая вероятностные события, эмоция
определяет предвосхищение, являющееся значимым звеном всякого обучения.
Например, эмоция страха заставляет ребенка избегать огня, которым он когда-то
обжегся. Эмоция может
предвосхищать также
Мы уже обратили внимание на то обстоятельство, что при эмоциональном
возбуждении человека, его состояние сопровождается определенными
физиологическими реакциями: изменяется давление крови, содержание в ней
сахара, частота пульса и дыхания, напряженность мышц. Джеймс и Г.Н. Ланге
предполагали, что именно эти изменения и исчерпывают существо эмоций, однако
в дальнейшем было экспериментально показано, что глубокие органические
изменения, происходящие при эмоциональных реакциях, не исчерпывают существа
эмоций: когда в опыте исключили все их физиологические проявления,