Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа
Цель исследования: влияния сказкотерапии на развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников в классах коррекции.
Гипотеза исследования – развитие личности младшего школьника должно осуществляться с учетом возрастных особенностей школьников данного возраста.
Задачи исследования:
1.Выявить особенности развития эмоционально - волевой сферы в младшем школьном возрасте;
2.Рассмотреть понятие сказкотерапия;
3.Выявить способы коррекции эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте;
4.Рассмотреть влияние эмоционально - волевой сферы на формирование личности младшего школьника;
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика личности и эмоционально - волевой сферы младшего школьника
1.1 Эмоции и воля в структуре личности………………………………………..............5
1.2 Особенности формирования эмоций и воли в младшем школьном возрасте……7
1.3 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников имеющих отклонения в развитии…………………………………………………………………..15
Глава 2 Организация и методика исследования
2.1 Методика исследования эмоционально – волевой сферы………………………...19
2.2 Сказкотерапия как средство эмоционально-волевого развития………………….21
Заключение……………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………………...30
Приложение А……………………
Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов, в том числе возрастных. Но в каждом случае свои комбинации, акценты, «посылы».
Современная сказкотерапия «трехлика». Она имеет «лик» диагностический (арсенал проективных методик для исследования человека); «лик» воздействующий и «лик» профилактический (или развивающий). Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, диагностических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Один из секретов метода состоит в следующем: в сказкотерапии важно действие, но еще более важно последействие. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующей развитие школьника. Развитие, не зависящее от психолога, а собственное развитие [4, с.402].
Сказкотерапия – это процесс воспитания ребенка, развития его души, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. В сказках представлен ценнейший опыт общения и взаимодействия, опыт разрешения труднейших загадок, которые ставит перед человеком жизнь, в них содержатся советы или поучительные сообщения о способах решения какой-то специфической проблемы.
До 10-12 лет у детей преобладает "правополушарный" тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире [4; с.407].
Сказка
имеет важную роль в психическом
развитии ребенка. Считается конструктивным
построение метафоры-сказки со схожей
ситуацией ребенка, что дает ему
возможность отвлечься от своей
"проблемы", активизирует его ответные
реакции, исключая воздействие уже
сложившихся на сознательном уровне
установок. В сказочной форме
свою проблему легче увидеть и
легче принять. Сказкотерапия применяется
для разрешения самых разнообразных
проблем у детей: от трудностей в
обучении до острых жизненных кризисов;
для психологической помощи в
периоды возрастных кризисов (конфликтов).
Заключение
Эмоции
и воля являются психологическими характеристиками
личности и являются ее неотъемлемой
частью. Появление эмоций начинается
в младенчестве и заключается
в комплексе оживления. Первое проявление
воли связано с кризисом одного года.
В этот период у ребенка возникают
первые акты протеста, противопоставление
себя другим. В раннем возрасте развитие
эмоционально-потребностной
В
процессе выполнения курсовой работы:
были рассмотрены особенности личности
младшего школьника, методы сказкотерапии,
виды психологической коррекции. Поставленные
задачи в ходе исследования были решены.
Выдвигаемая гипотеза в процессе написания
данной работы доказана.
Список
использованных источников
1.Алексеенко, В.В. Сказкотерапия: Нравственное и эмоциональное развитие дошкольника / В.В. Алексеенко. – М.: Союз, 2008. - 213 с.
2.Амбросьева, Н.Н. Классный час с психологом: Сказкотерапия для школьников / Н.Н. Амбросьева. – М.: Глобус, 2007.- 304 с.
3.Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2007. - 534 с.
4.Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С. Волков. – М.: Сфера, 2002. - 780 с.
5.Вологодина, Н.В. Сказкотерапия или как стать победителем / Н.В. Вологодина. – М.: Феникс, 2006. - 429 с.
6.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Союз, 2004. - 541 с.
7.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.:ИНФРА – М, 1991. - 258 с.
8.Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.Ф. Демидова. – М.: Трикста, 2006. - 552 с.
9.Диагностика и коррекция психического развития школьников. Учебное пособие / Под ред. Я.Л. Коменского, Е.А. Панько. – М.: Вентана - Граф, 1997. - 247 с.
10.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – М.: Речь, 2006. - 410 с.
11.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – М.: Речь, 2007. - 407 с.
12.Зинкевич-Евстигнеева,
Т.Д. Практикум по
13.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – М.: Речь, 2005. - 201 с.
14.Зинкевич-Евстигнеева,
Т.Д. Психодиагностика через
15.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Развивающая сказкотерапия / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – М.: Речь, 2006. - 268 с.
16.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Тренинг по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. – М.: Речь, 2007. - 283 с.
17.Изард, К.Е. Психология эмоций / К.Е. Изард. – СПб.: Питер, 2000. - 211 с.
18.Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. – СПб.: Питер, 1980. - 312 с.
19.Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. - 284 с.
20.Капская, А.Ю. Планета чудес: Развивающая сказкотерапия для детей / А.Ю. Капская. – М.: Речь, 2006. - 228 с.
21.Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 1995. - 346 с.
22.Корнилов, К.Н. Воля и ее воспитание / К.Н. Корнилов. – М.: Знание, 1957. - 271 с.
23.Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2001. - 342 с.
24.Кудинов, С.А. Психология младшего школьника / С.А. Кудинов. – М.: Юнити, 2001. - 631 с.
25.Лебединский,
В.В. Эмоциональные нарушения в детском
возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский.
– М.: ИНФРА – М, 1987. - 227 с.
26.Лун, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лун. – М.: Знание, 1982. - 239 с.
27.Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. – СПб.: Питер, 2002.- 315 с.
28.Мэнделл, М. Д. Практика сказкотерапии / М.Д. Мэнделл – М.: Речь, 2005. - 138 с.
29.Немов, Р.С. Практическая психология: Пособие для учащихся / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. - 412с.
30.Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. – М.: ИНФРА, 1994. - 410с.
31.Прудиус, Е.К. Сказкотерапия в помощь родителям: Там водятся волшебники / Е.К. Прудиус. – М.: Речь, 2006. - 374 с.
32.Прудиус, Е.К. Сказкотерапия трудного детства: Сказки с дельфиньего хвоста / Е.К. Прудиус. – М.: Речь, 2006. - 263 с.
33.Психолог в детском дошкольном учреждении: Методологические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М. Вентана – Граф, 1996. - 155 с.
34.Селиванов, В.И. Воля и ее воспитание / В.И Селиванов. – М.: Знание, 1976. - 284 с.
35.Собчик, Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2001. - 342 с.
36.Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. – М.: Класс, 2008. - 194 с.
37.Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. – М.: Сфера, 2006. - 213 с.
38.Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1974. - 357 с.
Приложение А
Текст опросника
1. В
состоянии ли вы завершить
начатую работу, которая вам неинтересна,
независимо от того, что время
и обстоятельства позволяют
2. Преодолевали
ли вы без особых усилий
внутреннее сопротивление,
3. Когда
попадаете в конфликтную
4. Если
вам предписана диета, сможете
ли вы преодолеть все
5. Найдете ли вы силу утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
6. Останетесь
ли вы на месте происшествия,
чтобы дать свидетельские
7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
8. Если
у вас вызывает страх
9. Будете
ли вы принимать очень
10. Сдержите
ли вы данное сгоряча обещание,
даже если его выполнение
11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
12. Строго
ли вы придерживаетесь
13. Относитесь
ли вы неодобрительно к
14. Самая
интересная телепередача не
15. Сможете
ли вы прервать ссору и