Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………
7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23
Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………
24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51
Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79
Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………
Те же умения, что и в 5-й стадии развиваются и здесь (умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности, умение проявить инициативу в общении, умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, умение аргументировать свои просьбы).
При проведении данного КТД необходимо обращать внимания на половые особенности, рассмотренные во 2-й главе. Такие умения, как: умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, умение аргументировать свои просьбы, умение разрешать конфликт мирным путем - развиты неодинаково у мальчиков и девочек. Это необходимо иметь в виду при делении класса на группы. Так, например, для девочек 3-го класса вполне нормально иметь средний уровень развития умения взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, в то время как мальчик скорее должен иметь высокий уровень развития этого умения и т.д.
Если все условия проведения КТД выполнены, то оно становится эффективной частью комплекса занятий по развитию коммуникативных умений младших школьников, направляя основные усилия именно на те умения, которые, как мы выяснили во 2-й главе, нуждаются в развитии более других.
Рассмотрим проведение других КТД в более краткой форме (деление на группы, дифференциация в них проводится аналогично).
Это - дело-обозрение, во время которого каждый из членов коллектива по очереди знакомит остальных со своим любимым занятием, рассказывает о том, как он им увлекся, о своих поисках, удачах и неудачах, о своих планах, показывает, чего он достиг, отвечает на вопросы.
В числе любимых занятий могут быть рисование и лепка, вышивание, коллекционирование, выпиливание, выжигание по дереву, моделирование, чтение книг (сказок, о путешествиях и т. д.), сочинение интересных историй, решение занимательных задач (ребусов, головоломок, кроссвордов и др.), выращивание цветов и других растений, уход за домашними животными, фотографирование, спорт и т. д.
Нужно, чтобы такие встречи проходили в приятной, как бы семейной обстановке, носили непринужденный характер, когда даже самый застенчивый поделится своим заветным. Как вариант – проведение данного вместе с другим классом, возможно, старшим или младшим.
В любом из вариантов эстафета любимых занятий помогает раскрыть интересы и способности ребят, обменяться увлечениями, знаниями, умениями, воспитывает заботливое отношение каждого к своему коллективу и уважение коллектива к каждому своему члену, побуждает к самовоспитанию.
Полезна такая эстафета еще и тем, что дает толчок к новым коллективным творческим делам, удовлетворяющим разнообразные интересы, которые проявились и усилились во время эстафеты. От нее легко перейти к таким познавательным делам, как вечер разгаданных и неразгаданных тайн, пресс-конференция, устный журнал, собрание-диспут и т. д.
Это - познавательное творческое дело, цель которого — поставить перед участниками жизненно важный, сложный, действительно спорный вопрос (или несколько таких вопросов, объединенных одной темой), выявить и сопоставить разные мнения, увлечь всех коллективным поиском правильного решения.
Также может проводиться совместно с другим классом, хотя и необязательно. В любом варианте очень важно грамотно организовать групповое деление, чтобы в обсуждении оказался задействован каждый.
«Совет диспута» из представителей всех групп-участников выбирает одну тему из предложенных и формулирует вопросы для обсуждения (не более 3–5). Затем каждый член совета сообщает тему и вопросы своей группе для подготовки мнений, определения позиций, точек зрения по обсуждаемым проблемам.
Ведет диспут один из учеников с хорошо развитыми коммуникативными навыками или учитель. Он еще раз напоминает дискуссионные вопросы и по желанию участников может дать 10–15 минут для совещания команд, чтобы те могли собраться с мыслями и подготовить выступление по каждому вопросу, отражающее общее мнение.
Лучше обсуждать последовательно один вопрос за другим. Чем жарче спор, тем лучше. Но главное в споре — уметь слушать «противника» и доказывать свою мысль. Именно это поможет развивать необходимые интеракционные коммуникативные умения.
В конце диспута ведущий организует совместное подведение итогов.
Например: Тема диспута «О хорошем тоне».
Нужны ли нам правила хорошего тона? Что это за правила?
Можно ли быть хорошим человеком и без этих правил?
Это - познавательное дело-обозрение, во время которого каждая группа участников демонстрирует подготовленный ею проект, воплощающий представление авторов об одной из сторон жизни в будущем, и отвечает на вопросы остальных участников, стараясь как можно убедительнее обосновать свои предложения.
Подготовка к защите проектов может длиться 2–3 недели, несколько дней или всего 30–40 минут, если это дело-обозрение носит характер экспромта, импровизации. Однако в любом случае оно начинается с общего сбора-старта всех участников, на котором определяется состав групп и намечаются темы проектов. При этом возможны следующие варианты:
1. Каждая группа выбирает свою тему.
2. Между группами (или их союзами) проводится конкурс на лучшее предложение о темах проектов, затем отбирается (большинством голосов, по жребию или решением совета капитанов вместе с педагогом) одна из тем, и на эту общую тему каждая группа готовит свой проект.
3. Участники выдвигают свои предложения о темах проектов, выбирают несколько самых интересных, затем создают сводные бригады желающих участвовать в разработке того или иного проекта.
«Дом будущего», «Школа будущего», «Наш город, поселок, край в будущем», «Транспорт будущего: автомобили, самолеты, корабли, вездеходы», «Завод будущего», «Энергетика будущего», «Освоение земных недр», «Освоение океанов и морей», «Освоение Антарктиды», «Освоение космоса», «Медицина будущего», «Спорт и физическая культура в будущем», «Искусство будущего: музыка, изобразительное искусство, кино, театр и др.».
На общем сборе-старте можно условиться, к какому именно будущему должны относиться проекты — к ближайшему, XXI веку или к более отдаленному.
Каждая бригада может оформить свой проект в схемах, рисунках (общий вид, разрез, наиболее важные части).
К началу защиты все проекты могут быть вывешены и дано время для предварительного свободного ознакомления с ними всех участников и гостей; можно вывешивать проекты и постепенно, по ходу, защиты (тогда будет действовать эффект неожиданности), но в любом случае перед началом защиты все проекты должны быть сданы ведущим, чтобы участники не отвлекались на доработку своих проектов во время защиты других.
Очень важно, чтобы докладывал о проекте и отвечал на вопросы не один из членов группы, а весь коллектив. Поэтому пусть во время защиты своего проекта вся бригада займет место перед ним, после краткого общего обзора, который может сделать капитан, каждый скажет свое слово как специалист; с ответами на вопросы также выступают соответствующие специалисты, а по самым трудным вопросам оппонентов готовится вся бригада в течение установленного ведущими срока, например минуты.
Педагогу надо заботиться о том, чтобы вопросы по проектам задавали не одни и те же участники, а как можно больше, чтобы возражения носили серьезный, а не легковесный характер (последнее надо «отводить»).
Не стоит устраивать соревнования между группами, чтобы не разжигать ненужного соперничества и не гасить творческих устремлений у «побежденных». В заключительном слове педагог должен отметить достоинства каждого проекта, назвать вопросы, над которыми стоит еще подумать.
Введение элементов ролевой игры (например, защита проектов в конструкторском бюро или доме техники, в НИИ или академии наук) позволяет педагогу более определенно и непринужденно (с нужной долей юмора) направлять и оценивать ход и результаты защиты, создает более непринужденную ситуацию общения.
Кроме влияния на коммуникативные умения, защита фантастических проектов дает возможность выявлять познавательные интересы, знания, мечты учеников, делиться этими знаниями и мечтами, сообща раскрывать и строить дальние радостные перспективы; развивает творческое воображение, пробуждает и усиливает интерес к профессиям, к различным сторонам общественной жизни, к чтению научно-популярной литературы.
Это - познавательное дело-обозрение, в котором участвует несколько команд и каждая команда коллективно готовит вопросы и ответы по выбранной теме или по нескольким темам.
Турнир-викторина сочетает особенности викторины (вопросы, познавательные задачи и ответы-решения) и турнира (команды по очереди атакуют и обороняются).
Турнир-викторина расширяет кругозор ребят, развивает познавательные интересы, формирует умение вести коллективный поиск истины.
1. «Цепочка» (или «по кругу»).
Проводится, когда участвует пять и больше команд. 1-я команда задает 2-й (по кругу) вопрос или несколько вопросов (их количество определяется организаторами заранее), 2-я — 3-й, 3-я — 4-й и т. д. Последняя атакует первую.
Варианты:
а) вопросы задаются на одну, общую тему, выбираемую сообща всеми командами путем конкурса на лучшие предложения (окончательное решение выносит совет капитанов и педагога);
б) каждая команда выбирает свою тему; приняв эстафету атаки, называет эту тему, а потом уже атакует.
2. «Змейка» (на общую тему или на свои темы).
Проводится так же, как в предыдущем варианте, только эстафета атаки передается не по кругу, а в произвольном порядке.
3. «Атака веером».
Каждая команда по очереди становится атакующей и задает по одному вопросу всем остальным. Этот способ целесообразно использовать, когда участвуют три или четыре команды.
4. «Оборона веером».
Каждая команда по очереди занимает оборону, и ей задают по одному вопросу все остальные. Этот способ также применяется в турнире-викторине из трех или четырех команд.
5. Перекрестный поединок.
Проводится между двумя командами, которые готовят по нескольку вопросов и задают их поочередно друг другу. Варианты:
а) поединок на общую тему, выбранную сообща;
б) поединок на разные темы, задуманные каждой командой.
Круг тем, которые могут быть взяты для турнира-викторины, очень широк: «Времена года», «Растения», «Животные», «Лес», «Родной край», «Путешествия», «Народы мира», «Страны и континенты», «Арктика и Антарктика», «Космос», «Занимательная математика», «Профессии», «Транспорт», «Море и моряки», «Спорт», «Сказки», «Писатели и книги», «Музыка», «Живопись», «Кино», «Культура поведения», «Правила, уличного движения», «Суеверия и приметы» и т. д.