Развитие интеракционных коммуникативных умений младших школьников в коллективно-творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 3

Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………

7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23

Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………

24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51

Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79

Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………

Работа содержит 1 файл

8Bсоев V курс последний вариант.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

    Упрямство, грубость, не тактичность, капризность  и высокомерие – качества личности ребенка, обладающего низким уровнем изучаемого умения, не ценятся другими детьми. Такой ребенок оказывается изолированным от других и чаще всего навязывает свою дружбу. Отсутствие дружеских взаимоотношений у таких ребят в средней школе может представлять собой риск возникновения коммуникативной и поведенческой дезадаптации.

    Уровень развития умения взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей схож с предыдущим умением, такие же низкие показатели, равно как и почти отсутствующая динамика развития, за тем лишь исключением, что сам этот коммуникативное умение видится чуть менее важным, что, впрочем, не должно служить поводом для пренебрежения им. Здесь также, очевидно, необходимо вмешательство педагога.

    Высокий уровень развития данного коммуникативного умения будет способствовать развитию деятельностного общения учащихся, представляющего собой межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками и оказывающий на ребенка прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

    Следующее изученное умение – это уровень сформированности умения проявлять инициативу в общении

    Процент младших школьников, обладающих высокой  степенью развития данного коммуникативного умения, не слишком велик, но динамика его развития неплоха.

    Единственное  умение из этой группы, развитое неплохо, - умение аргументировать свои просьбы. Как видно из таблицы данное коммуникативное умение у большинства детей развито на высоком и среднем уровнях. Есть некоторая динамика развития данного коммуникативного умения.

    Данные  эксперимента позволяют сделать заключение, что это умение развито на достаточном уровне, оно позволит ребенку объяснить, рассказать что-либо одноклассникам, учителям, друзьям будет способствовать более успешному установлению контактов с окружающими, а значит и более благоприятному самочувствию в своем окружении. Кроме того, умение аргументировать свои просьбы связано с усвоением, развитием и совершенствованием речи, которая, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

    Также рассмотрено желание вступать в  контакт (потребность в общении)

    Процент детей, обладающих высоким уровнем  развития потребности в общении  не слишком высокий, около трети, но динамика ее развития весьма хорошая. Что позволяет подтвердить многочисленные данные о том, что к концу обучения в начальной школе дети начинают испытывать потребность в общении со сверстниками.

    Таким образом, 61% испытуемых обладает коммуникативными умениями, которые развиты на среднем уровне, 30% - на низком и лишь 9% ребят – это, те у кого все коммуникативные умения развиты сильно.

    Итак, преобладающий уровень развития всех коммуникативных умений у испытуемых – средний. Это говорит о том, что необходимость в целенаправленной работе педагога по дальнейшему развитию интеракционных коммуникативных умений младших школьников, безусловно, существует.

    Вторая  же причина выбора именно данной группы коммуникативных умений и воздействия  на них именно при помощи КТД, подтверждается самой их сутью. Интеракционные умения – именно те, которые можно искусственно задействовать, создав необходимую ситуацию общения. И именно здесь поможет КТД, как метод позволяющий создать естественную, но в большой степени контролируемую педагогом ситуацию общения. Причем, КТД можно мягко направить именно на то умение, на которое необходимо в данный момент воздействовать, а само воздействие можно, при умелом использовании, дифференцировать как по уровню развития некоторых умений, так и по половому признаку, так и любым другим.

    Именно  использованию КТД как средства развития интеракционых коммуникативных умений и посвящено данное исследование.

    Выводы  по главе №1

  1. В начальной школе закладываются основы и активно развиваются коммуникативные умения.
  2. Успешное развитие гностических, экспрессивных и интеракционных коммуникативных умений уже в младшем школьном возрасте во многом определяет успешность в общении на последующих возрастных этапах. Именно поэтому этот возраст особенно важен, но, к сожалению, его роль в развитии коммуникативных умений педагогами часто недооценивается.
  3. Интеракционные коммуникативные умения развиты в наименьшей степени у младшего школьника, а значит, необходима целенаправленная работа педагога по их  развитию.
  4. Применение КТД для развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников видится насколько недооцененным, настолько и потенциально полезным.
  5. Развитие интеракционных коммуникативных умений в коллективной творческой деятельности целесообразно проводить с учетом пола и возраста детей.

 

Глава  II

Изучение  особенностей и уровня развития коммуникативных  умений младшего школьника

1. Цель, объект, предмет,  гипотеза, задачи  исследования. Описание  выборки.

    В исследовании мы придерживаемся мнения о том, что общение учащихся друг с другом, их коммуникативные особенности (умения и способности) крайне важны для успешного обучения и существования в школьной среде. В связи с этим, педагогу необходимо проводить мероприятия направленные на развитие коммуникативных умений. Чтобы программу работы можно было выстроить эффективней, мы изучим уровень сформированности коммуникативных умений младшего школьника.

    Цель  исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на  их развитие.

    В связи с вышеизложенным мы выдвигаем  следующую гипотезу констатирующего эксперимента: существуют особенности развития интеракционных коммуникативных умений в зависимости пола детей. Исследование строилось в рамках изучения детей, обучающихся в начальной школе (в 3 классах).

    Гипотеза  формирующего эксперимента такова: целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений будет успешно осуществляться в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников. Психолого-педагогическими условиями эффективности работы учителя по развитию коммуникативных умений младшего школьника в КТД будут:

  1. построение целенаправленного воздействия будет осуществляться на основе результатов предварительной диагностики коммуникативных особенностей младших школьников.
  2. работа по развитию коммуникативных умений детей и потребности в общении со сверстниками будет вестись учителем целенаправленно, последовательно и систематически.
  3. будут учитываться половозрастные особенности младших школьников.
  4. развитие коммуникативных умений будет осуществляться в КТД, которое позволит создать необходимые ситуации общения.

    В соответствии с выдвинутой гипотезой  нами были поставлены следующие задачи:

    1.Установить  уровень развития у учащихся интеракционных коммуникативных умений.

    2.Проанализировать  особенности развития интеракционных  коммуникативных умений, рассмотрев их рассмотрев их зависимость от пола.

    3.Разработать  систему КТД, направленную на  развитие интеракционных коммуникативных умений.

    База  для проведения эксперимента была предоставлена  государственным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой №534 Приморского района Санкт-Петербурга.

    Выборка состояла из 28 испытуемых, учащихся в  третьем классе. Состав учащихся по полу: 14 мальчиков, 14 девочек.

    Формирующий эксперимент включает в себя проведение системы КТД, направленной на последовательное развитие вышеприведенных умений. То есть совокупность КТД, позволяющих задать необходимый вектор развития, а не случайный набор, несфокусированный на поставленной цели. 

    В конце исследования был проведен контрольный эксперимент, который позволяет судить, насколько успешным было наше предположение об эффективности воздействия на интеракционные коммуникативные умения при помощи КТД. 

2. Описание методики  и организации  изучения особенностей  развития коммуникативных умений у младших школьников.

    Основной  целью констатирующего эксперимента является диагностика сформированности у учеников начальной школы интеракционных коммуникативных умений, а также потребности в общении (желание вступать в контакт).

    Таким образом, изучались следующие  коммуникативные умения: умение разрешать конфликт мирным путем, умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности, умение проявить инициативу в общении, умение устанавливать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, умение аргументировать свои просьбы, а также желание вступать в контакт.

    Кроме того, для получения целостной  картины были изучены некоторые  представления младших школьников об общении, а также их потребность в общении. Отметим, что под потребностью в общении мы будем понимать необходимость установления в социальной среде положительных связей и отношений, которые будут благоприятно воздействовать на освоение школьником социальной среды.

    Исследование  было организовано на базе средней  общеобразовательной школы №534 Приморского  района Санкт-Петербурга. Во внеурочное время учащимся раздавались анкеты и прочие материалы, необходимые для проведения методик, затем, после истечения отпущенного времени, анкеты собирались. Исследование проводилось в течение несколько дней, по 1-2 методики в день, чтобы переутомление учащихся не сказывалось непосредственно на результатах.

     Для диагностики нами были проведены  следующие методики:

  • Анкета по общению №1 (Мудрик А.В. 1988).

    Цель: изучить особенности коммуникативных умений младших школьников, а также представления учащихся об общении и круг их общения.

    Анкета  состоит из 17 вопросов, которые, в  свою очередь, можно подразделить на 3 категории: I категория (1-5 вопросы) – цель: изучить представления учащихся об особенностях общения. II категория (6-11 вопросы) – цель: выяснить - умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а также, изучить некоторые трудности, связанные с процессом общения. III категория (11-17 вопросы) – позволяют выяснить круг общения и предпочтения учащихся в общении.

    Данная  методика позволила установить уровень  развития следующих коммуникативных умений: умение проявить инициативу в общении, умение устанавливать дружеские отношения, умение аргументировать свои просьбы,  умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности, а также желание вступать в контакт. Кроме того, были получены некоторые данные о представлениях младших школьников об общении (см. Приложение 1, стр.93).

    • Методика коммуникативная дистанция (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкина.)

    Цель: определить, насколько испытуемые хотят «принимать» и «делиться информацией» со взрослыми и сверстниками. Испытуемому предлагалось оценить родителей; учителей; одноклассников; друзей вне школы как партнеров по общению. В качестве тестового материала использовались две точки, расположенные на непроградуированном расстоянии в 100 мм одна от другой. Испытуемый должен был сам оценить интенсивность общения, проводя линию нужной ему длины от одной точки к другой. С помощью этой методики мы выясняли (в подтверждение данных присутствующих в науке по этому вопросу) насколько дети данного возраста стремятся получать и передавать информацию ровесникам (т.е. насколько общение со сверстниками и друзьями значимо для ребенка в данный возрастной период).

    Данная  методика выявила уровень развития следующих коммуникативных умений: умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, желание вступать в контакт, а также позволила получить представление о значимости общения для младших школьников и его интенсивности (см. Приложение 1, стр.91).

  • Проективная визуально-вербальная методика Рене Жиля.

Информация о работе Развитие интеракционных коммуникативных умений младших школьников в коллективно-творческой деятельности