Развитие интеракционных коммуникативных умений младших школьников в коллективно-творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 3

Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………

7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23

Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………

24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51

Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79

Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………

Работа содержит 1 файл

8Bсоев V курс последний вариант.doc

— 1.15 Мб (Скачать)
      
      Уровень

Выборка

Высокий Средний Низкий
Экспериментальный класс 11% 36% 53%
Контрольный класс 7% 36% 57%
Мальчики 21% 36% 43%
Девочки 0% 36% 64%

      Преобладает по-прежнему низкий уровень развития данного умения. Посмотрим, есть ли динамика развития данного умения, сравнив результаты после формирующего эксперимента в экспериментальном и контрольном классах.

Диаграмма 22: Сопоставление  результатов после формирующего эксперимента в экспериментальном и контрольном классах по уровням развития умения организовывать сверстников в какой-либо всей выборки.

      Небольшое улучшение динамики прослеживается за счет увеличения доли учеников, обладающих высоким уровнем развития данного умения. Это умение – сильнее всех опирается на природные способности ребенка, поэтому его сложнее всего развить, что мы и видим в констатирующем эксперименте.

      Следующее направление анализа – это  уровень сформированности умения проявлять инициативу в общении

Таблица 13: Распределение  испытуемых по уровням  развития умения проявлять инициативу в общении (критерий – инициативность). 

      Уровень

Выборка

Высокий Средний Низкий
Экспериментальный класс 14% 50% 36%
Контрольный класс 10% 48% 42%
Мальчики 7% 57% 36%
Девочки 21% 43% 36%
 

      В данной таблице мы видим преобладание среднего уровня развития данного умения – у половины учеников именно такой уровень. Сравним результаты после формирующего эксперимента в экспериментальном и контрольном классах.

Диаграмма 23: : Сопоставление  результатов после формирующего эксперимента в экспериментальном и контрольном классах по уровням развития умения проявлять инициативу в общении всей выборки (критерий – инициативность).

      Мы  видим, что разница в результатах  хоть и не существенна, но она есть, и она положительна. Небольшое  изменение результатов в данном умении по сравнению с контрольным классом мы склонны связывать с тем, что КТД, направленного в первую очередь на развитие данного умения, возможности провести не было, т.е. на это умение влияли только побочно другие КТД. Но влияли положительно, что подтверждает эффективность КТД, для развития интеракционных коммуникативных умений.

      Итак, у большей части изученных  интеракционных коммуникативных умений мы проследили положительную динамику развития, не везде большую, но очевидно, что при более длительной работе эффект был бы еще более ощутимым.

      Сравним показатели экспериментального и контрольного классов, полученные в результате контрольного эксперимента.

      

       На данной диаграмме мы видим, что экспериментальный  класс, слегка отстававший по уровню развития интеракционных коммуникативных умений до формирующего эксперимента, после него заметно улучшил свои показатели. Особенно выражена разница в тех умениях, на которые был сделан акцент в нашей системе КТД. Так в экспериментальном классе учеников, владеющих умением взаимодействовать в коллективе на высоком уровне больше, чем на 10% больше, чем в контрольном, хотя до формирующего эксперимента он немного уступал по этому показателю. Похожая ситуация и с умением устанавливать дружеские отношения, здесь прогресс также очевиден. Кроме этих двух умений, динамика развития экспериментального класса также очевидно выше в умении организовывать сверстников в какой-либо деятельности, а также в умении разрешать конфликт мирным путем. Чуть меньшая заметная разница в динамике в оставшихся умениях, мы это связываем с тем, что ввиду ограниченного количества времени на формирующий эксперимент, запланированные КТД, делающие акцент на развитие этих умений, провести не удалось. Тем не менее, результаты контрольного эксперимента показывают, что наша система КТД эффективно помогает развивать интеракционные коммуникативные умения у младших школьников.

      Сравним учащихся в экспериментальном классе до и после формирующего эксперимента по общему уровню развития всех интеракционных коммуникативных умений.

Диаграмма 25: Сопоставительная диаграмма количественного  состава групп, выделенных по итогам 1-го и 2-го констатирующих экспериментов, в зависимости от развития всех коммуникативных умений.

      

      

      В% к общему количеству испытуемых 

      Мы  видим, что динамика развития присутствует, что подтверждает нашу гипотезу о том, что целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений будет успешно осуществляться в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников. 

Выводы:

  1. В начальной школе закладываются основы коммуникативных умений, дальнейшей способности к общению, и именно поэтому этот возраст особенно важен, но, к сожалению, часто его недооценивают. При работе с младшим школьником часто не уделяют должного внимания особенностям возраста и половым особенностям.
  2. Проведенный констатирующий эксперимент показал, что следующие интеракционные коммуникативные умения являются наименее развитыми у младших школьников: умение разрешать конфликт мирным путем, умение устанавливать дружеские взаимоотношения и умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности являются наименее развитыми у младших школьников. Так как и динамика их развития не выражена в достаточной степени, можно утверждать, что целенаправленная работа по развитию этих умений необходима.
  3. Применение КТД является крайне эффективным способом развития как коммуникативных умений, наименее развитых у младших школьников, так и прочих коммуникативных умений. Из формирующего эксперимента мы видим, что целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений будет успешно осуществляться в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников, что делает весьма недооцененное применение КТД ценным инструментом в работе по развитию интеракционных коммуникативных умений младшего школьника.
 
 

     

 

Заключение

    Как показал анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальное исследование, данная проблема представляет собой большую теоретическую и практическую значимость. Коллективная творческая деятельность как средство развития интеракционных коммуникативных умений не была исследована в достаточной степени, а, между тем, она видится очень действенной методикой для их развития. Также педагогами часто недооценивается роль пола детей в выборе способов развития коммуникативных умений.

    Доказано, что сформированность таких интеракционных коммуникативных умений, как умение разрешать конфликт мирным путем, умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности, умение проявить инициативу в общении, умение устанавливать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, умение аргументировать свои просьбы, а также желание вступать в контакт, различается в зависимости от пола. Соответственно это необходимо учитывать при проведении КТД, чтобы повысить эффективность развития коммуникативных умений.

    Была разработана система КТД, проведение которой, привело к  вполне ощутимому развитию интеракционных коммуникативных умений младших школьников. Таким образом, проведение системы КТД, направленной на развитие коммуникативных умений школьников, в более долгосрочный период может стать перспективным направлением дальнейшего развития темы.

    Цель  же исследования, а именно: изучить  особенности развития коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на  их развитие - выполнена.

 

Библиография

  1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.- М.,1989.
  2. Байкова Л.А. Методика воспитательной работы. - М., 2006
  3. Баль Т.О. Психологическая диагностика и коррекция личности школьников. – Воронеж, 1991
  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1989.
  5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.,1988.  .
  6. Битянова М.Р. Практическая психология в обучении.- М.,1999.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-               М,. 1968.
  8. Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост. Шуаре      Марта О.-  М.,1992.
  9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте.- М.1996.
  10. Гуткина Н.И.Психологическая готовность к школе.- М., 2000.
  11. Дедушка А.И. Психологическая работа с подростковыми группами. – СПб,. 2008
  12. Детская практическая психология/ под ред. Марцинковской – М.,2000.
  13. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников.- М. 1999.
  14. Диагностика школьной дезадаптации: для школьных психологов и учителей начальных классов.- М., 1995.
  15. Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада. Автореферат. - М.,1994.
  16. Еремеева, В.Д., Хризман. Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.. СПб., 2001.
  17. Еремина Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. – М., 2008
  18. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения.- Л.,1989.
  19. Захарова Г.И. Успехи и трудности в обучении и развитии первоклассников// Начальная школа, приложение к газете «Первое сентября». 2000 №30.
  20. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел - М.: изд. «Педагогика», 1989
  21. Иванова. Т.В. Особенности развития психологической готовности студенчества к педагогической деятельности. М., 1983.
  22. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками: методические рекомендации.- СПб., 1996.
  23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.,1982.
  24. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет.

- М.,2000.

  1. Михайлина М.Ю. Психологическая готовность к школе: умеем играть? Умеем учиться?- Саратов, 1988.
  2. Михайлова И.М.Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. – Псков, 2005.
  3. Мостова О.Н. Агафонова И. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников/ Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9.- СПб.: ЛАППО, 2005.
  4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.- М.,2001.
  5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования.-

 М., 2000.

  1. Панфилова М.А. Игротерапия общения.- М.,2000.
  2. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М.,2002
  3. Психологический словарь / под ред. Зинченко В.П. – М., 1997.
  4. Пырьев Е.А. Психологическая готовность молодежи к педагогической деятельности СПб 1993   
  5. Психолог  в начальной школе: учебно-практическое пособие/ под. ред. Андрущенко Т.Ю.- Волгоград 1995.
  6. Психофизиологические основы социальной адаптации.- СПб,. 1999.
  7. Рабочая книга школьного психолога/под ред. ДубровинойИ.В.- М.,1991.
  8. Реан А.А. Психология изучения личности: учебное пособие.-

СПб., 1999.

  1. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности.- СПб., 2001.
  2. Рожков М.И. развитие самоуправления в детских коллективах. – М., 2004
  3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М., 1995.
  4. Усова А.П    Роль игры в воспитании детей.- М.,.1976.
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие; в 4-х томах.- М., 1999.

 

Приложение  № 1:Описание и материалы  методик 

Тест  Рене Жиля

(адаптирован  в соответствии с предметом  исследования)

    Цель исследования: изучение сферы межличностных отношений ребенка и их особенностей. Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Информация о работе Развитие интеракционных коммуникативных умений младших школьников в коллективно-творческой деятельности