Развитие интеракционных коммуникативных умений младших школьников в коллективно-творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 3

Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………

7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23

Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………

24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51

Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79

Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………

Работа содержит 1 файл

8Bсоев V курс последний вариант.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

    Методика  разработана для изучения сферы  межличностных отношений ребенка и их особенностей. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, получаемый с помощью методики анализируется по 13 параметрам, но в соответствии с предметом данного исследования были отобраны лишь четыре следующие  переменные: 1) отношение к другу (подруге); 2) стремление к общению в больших группах детей; 3) стремление к уединению; 4) конфликтность. Таким образом, из 42-х заданий нами были отобраны лишь 22, представляющих выбранные шкалы.

    С помощью этого теста выявлялись уровни развития таких коммуникативных умений как: умения (на соответствующем  возрастном уровне) разрешать конфликтные ситуации, устанавливать дружеские взаимоотношения, готовность к коллективным формам деятельности и общению (в больших группах детей), а также потребность в общении со сверстниками (желание вступать в контакт) (см. Приложение 1, стр. 84).

  • Анкета по общению №2 (М.И. Мнацаканян, 1993).

    Цель: изучение проблем, с которыми сталкиваются младшие школьники при общении

    Для подтверждения некоторых данных, полученных при проведении первой анкеты (а так же для получения дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как хочется?» и «Кто в этом виноват?») была предложена данная анкета. Данная методика состоит из 6 вопросов, цель которых выявить: позитивные и негативные стороны, связанные с опытом общения.

    Представление об уровне сформированности следующих  коммуникативных умений было получено в результате проведения данной методики: умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, а также желание учеников вступать в контакт. (см. Приложение 1, стр. 97)

    • Невключенное наблюдение.

    В ходе наблюдения фиксировались замеченные внешние проявления исследуемых особенностей - контакты и стремления вступить в контакт с другим ребенком, проявления интереса к сверстнику, дружелюбность в отношениях, выражение сопереживания, сочувствия, симпатии, пренебрежения к другим детям; особенности поведения; конфликты и споры с другими детьми, применение и различных способов их разрешения. Наблюдение проводилось в различных ситуациях совместной деятельности детей - урока, перемены, при проведении методик изучений коммуникативных умений.

    Наблюдение  позволило получить объективные  данные о сформированности у детей всех интеракционных коммуникативных умений, потребности в общении со сверстниками и трудностях, которые возникают у детей в процессе общения.

    Таким образом, построенная методика и  организация данной части эксперимента позволили нам изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младшего школьника, выяснить уровень развития каждого умения как у каждого ученика в отдельности, так и у всей выборки испытуемых, сформулировать основные выводы. 

3. Анализ результатов  констатирующего  эксперимента.

      Анализ  результатов, полученных в ходе первого констатирующего эксперимента, позволил изучить особенности и уровень развития коммуникативных умений младших школьников и выделить из них наименее развитые, а значит нуждающиеся во внимании педагога в наибольшей степени. Также в качестве дополнительной цели были изучены представления детей младшего школьного возраста об общении и потребность в общении учащихся младшей школы. Остановимся подробней на результатах эмпирического исследования.

      Были  изучены особенности развития следующих  коммуникативных умений: умение разрешать конфликт мирным путем, умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности, умение проявить инициативу в общении, умение устанавливать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, умение аргументировать свои просьбы, а также желание вступать в контакт. Приведем полученные нами результаты по каждому интеракционному коммуникативному умению в отдельности. Рассмотрим содержательное наполнение каждого уровня.

      Умение  разрешать конфликты  мирным путем:

      Высокий уровень – ученик мирным путем пытается уладить сложившуюся конфликтную ситуацию, выяснить ее причины, приходит на помощь своим друзьям, умеет разнять враждующих (помирить их), старается не портить отношений с окружающими, ведет себя сдержанно, умеет признавать свою неправоту, не боится отстаивать свою точку зрения.

      Средний уровень - ребенок либо вообще не реагирует на конфликт, либо реагирует на него не свойственно данному возрасту: «пожалуюсь учителю», старается утешить, умеет сочувствовать, спорит только по очень важным вопросам, может признать свою неправоту (но вслух это не признает).

      Низкий  уровень – ребенок не признает свою неправоту, спорит с друзьями по любому поводу, вспыльчив, часто решает конфликт дракой или просто наблюдает за ним со стороны. 

Таблица 1: Распределение  испытуемых по уровням  развития умения разрешать конфликты мирным путем (критерий - конфликтность).

      Уровень

Выборка

Высокий Средний Низкий
Экспериментальный класс 8%* 60% 32%
Контрольный класс 8%* 62% 30%
Мальчики 0%** 58% 42%
Девочки 15%** 64% 21%
 

      *Здесь  и далее: в % к общему количеству испытуемых.

      **Здесь  и далее: в % к общему количеству испытуемых одного пола. 

      Из  таблицы 1 мы видим, что учеников, которые  обладают умением разрешать конфликт мирным путем на высоком уровне всего 8%. Безусловно, это очень мало. Мы можем сделать вывод, что данное умение развито недостаточно у младших школьников. Следовательно, без вмешательства педагога у детей с низким уровнем будут возникать многочисленные трудности в общении, в совместной с другими учениками деятельности, причем эти трудности затронут, очевидно, не только непосредственно сферу общения, но и окажут негативно влияние на эмоциональное самочувствие детей, положение в коллективе и т.д. В связи с отсутствием элементарных навыков разрешения конфликтов, адаптация в коллективе таких детей будет вызывать сложности.

      Показатели  экспериментального и контрольного классов существенных различий не имеют (см. диаграмму 17).

      Сравним результаты констатирующего эксперимента текущего года с прошлогодними.

Диаграмма 1: Сопоставление  результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения разрешать конфликты мирным путем всей выборки (критерий - конфликтность).

      Мы  видим, что разница в результатах  минимальна. Это только подтверждает необходимость развития данного навыка. Причем по данным этого года, учеников, обладающих низким уровнем развития данного навыка, даже больше, чем по результатам прошлого, но это можно связать с погрешностью. Процент учеников владеющих данным умением на среднем и низком уровнях очень высок.

      Остановимся на распределении испытуемых по уровням  развития коммуникативного умения «разрешение конфликтов мирным путем» в зависимости от пола. 
 
 
 

Диаграмма 2: Сопоставление  результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения разрешать конфликты мирным путем в зависимости от пола (критерий - конфликтность).

      Проанализировав данные диаграммы 2, мы видим, что у  девочек умение разрешать конфликты мирным путем развито в намного большей степени, чем у мальчиков. Так, мы видим, что ни у одного мальчика на высоком уровне это умение не развито (причем по результатам обоих констатирующих экспериментов), в то время как 14-15 процентов девочек обладают высоким уровнем развития умения. Тем не менее, и этот процент очень мал. Количество же мальчиков, обладающих низким уровнем развития умения, почти в 3 раза больше количества девочек, обладающих низким уровнем. Это объясняется природной склонностью девочек сглаживать конфликты, решать их мирно, а также тем, что девочки в этом возрасте обладают большей потребностью в общении (см. табл. 7).Очевидно, что на развитие этого умения у мальчиков педагогу необходимо обратить особое внимание. При этом и у девочек это умение должно развиваться педагогом. 

      Следующее изученное умение - умение аргументировать свои просьбы.

      Высокий уровень - ребенок умеет аргументировать свои просьбы, желания, распоряжения, оценки.

      Средний уровень – ребенок в меньшей степени умеет аргументировать свои просьбы, наблюдается некоторая скованность в разговоре.

      Низкий  уровень умение аргументировать свои пожелания, распоряжения, просьбы, оценки практически отсутствует. Ребенок либо совсем не обосновывает свои действия, либо обосновывает важность чего-либо для сохранения собственного положения в системе межличностных отношений.  

Таблица 2: Распределение  испытуемых по уровням  развития умения аргументировать свои просьбы (критерий – аргументированность). 

      Уровень

Выборка

Высокий Средний Низкий
Экспериментальный класс 32% 50% 18%
Контрольный класс 35% 47% 18%
Мальчики 29% 64% 7%
Девочки 36% 36% 28%
 

      В прошлогоднем констатирующем эксперименте было выявлено, что динамика развития данного умения достаточно высока, и в этом году мы видим, что, в целом, данное коммуникативное умение развито у большинства учеников хорошо: высокий и средний уровень развития преобладает (32 и 50% соответственно).

      Экспериментальные данные позволяют нас заключить, что данное коммуникативное умение развито достаточно хорошо. Это позволит ученику объяснить, рассказать что-либо одноклассникам, учителям, друзьям, будет способствовать более успешному установлению контактов с окружающими, а значит и более благоприятному самочувствию в своем окружении. Кроме того, умение аргументировать свои просьбы, связано с усвоением, развитием и совершенствованием речи, которая, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

      Показатели  экспериментального и контрольного классов существенных различий не имеют (см. диаграмму 17).

      Сравним результаты констатирующего эксперимента текущего года с прошлогодними.

Диаграмма 3: Сопоставление  результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения аргументировать свои просьбы всей выборки (критерий – аргументированность)

     В этом году был выявлен чуть менее  высокий уровень развития данного умения по сравнению с предыдущим. Тем не менее умение выглядит все равно одним из наиболее развитых из группы интеракционных. Тем не менее, более низкие результаты этого года не позволяют не уделять данному умению внимания, несмотря на то, что есть умения, вызывающие гораздо более сильные опасения. Остановимся на анализе уровня развития этого умения у младших школьников в зависимости от пола

Информация о работе Развитие интеракционных коммуникативных умений младших школьников в коллективно-творческой деятельности