Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………
7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23
Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………
24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51
Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79
Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………
Диаграмма 4: Сопоставление результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения аргументировать свои просьбы в зависимости от пола (критерий – аргументированность).
Итак, мы видим, что, как и в предыдущем рассмотренном умении, девочки обладают более высоким уровнем его развития, впрочем, разница в количестве испытуемых разного пола, обладающих высоким уровнем развития умения, не так значительна – 36% у девочек против 29% у мальчиков. И у мальчиков и у девочек это умение развито в достаточной степени, различия в данных в зависимости от пола здесь не столь велики.
Следующее направление анализа - умение устанавливать дружеские взаимоотношения.
Высокий уровень – ученик, умеющий поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками, уважающий себя и товарищей, отзывчивый к просьбам товарищей (друзей), развито чувство взаимопомощи.
Средний уровень - ребенок в меньшей степени способен поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками, охотно приходит на помощь, но только если его об этом попросят.
Низкий уровень – ученик, не умеет устанавливать дружеские отношения, никогда не оказывает никому никакой помощи, не знает, как общаться с разными детьми.
Таблица
3: Распределение
испытуемых по уровням
развития умения устанавливать
дружеские взаимоотношения (критерий
– дружественность).
Уровень
Выборка |
Высокий | Средний | Низкий |
Экспериментальный класс | 21% | 43% | 36% |
Контрольный класс | 20% | 47% | 33% |
Мальчики | 29% | 21% | 50% |
Девочки | 15% | 64% | 21% |
Мы видим, что очень большой процент учеников обладает низким уровнем развития данного умения (36%). В то время, как на высоком уровне данным умением владеет совсем небольшая часть учеников. Также прошлогоднее исследование показало, что динамика развития умения – низка. Это заставляет всерьез озаботиться проблемой устранения этого отставания, ведь очевидно, что умение устанавливать дружеские взаимоотношения – очень важно в жизни как младшего школьника, так и в более взрослом возрасте.
Упрямство, грубость, не тактичность, капризность и высокомерие – качества личности ребенка, обладающего низким уровнем изучаемого умения не ценятся другими детьми. Такой ребенок оказывается изолированным от других и чаще всего навязывает свою дружбу. Отсутствие дружеских взаимоотношений у таких ребят в средней школе может представлять собой риск возникновения коммуникативной и поведенческой дезадаптации.
Показатели экспериментального и контрольного классов существенных различий не имеют (см. диаграмму 17).
Сравним результаты констатирующего эксперимента текущего года с прошлогодними.
Диаграмма 5: Сопоставление результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения устанавливать дружеские взаимоотношения всей выборки (критерий – дружественность).
Вновь исследование текущего года выявляет более низкие результаты. Однако разница не так велика и с равной степенью вероятности ее причиной может быть и погрешность, и чуть боле низкий общий уровень развития коммуникативных умений класса, в котором проводилось исследование этого года. Вместе с тем, в этом году класс показал чуть более ровные результаты, тем не менее, они все равно низки.
Остановимся на особенностях развития данного умения в зависимости от пола испытуемых.
Диаграмма 6: Сопоставление результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения устанавливать дружеские взаимоотношения в зависимости от пола (критерий – дружественность).
Итак, анализ таблицы позволяет утверждать, что уровень сформированности данного умения низок и у мальчиков, и у девочек, причем в практически одинаковой степени. Существенные отличия есть в количестве испытуемых с низким уровнем сформированности данного умения, здесь мальчиков более чем в 2 раза больше, чем девочек. Но в целом можно говорить, что это умение развито недостаточно у всех младших школьников.
Следующим мы рассмотрим умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей
Высокий уровень – ученики всегда готовые выполнять совместное коллективное дело, общаться в большой группе детей.
Средний уровень – ученики, в меньшей степени принимающие участие в коллективных формах работы, но чаще тянутся к общению в группе сверстников.
Низкий уровень – ученики, у которых наблюдаются трудности в общении с одноклассниками, учителями, чаще всего любят выполнять свою работу в одиночестве, избегают контактов и коллективных форм работы.
Таблица
4: Распределение
испытуемых по уровням
развития умения взаимодействовать
в коллективе и общаться
в больших группах детей (критерий
– коллективность).
Уровень
Выборка |
Высокий | Средний | Низкий |
Экспериментальный класс | 18% | 68% | 14% |
Контрольный класс | 20% | 71% | 9% |
Мальчики | 7% | 71% | 22% |
Девочки | 29% | 64% | 7% |
Уровень развития данного умения схож с предыдущим – он тоже очень низок. Всего 18% учеников обладают высоким уровнем развития, в то время, как, средним и низким – 68% и 14% соответственно. Здесь также, очевидно, необходимо вмешательство педагога.
Высокий уровень развития данного коммуникативного умения будет способствовать развитию деятельностного общения учащихся, представляющего собой межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками и оказывающий на ребенка прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.
Показатели экспериментального и контрольного классов существенных различий не имеют (см. диаграмму 17).
Сравним результаты констатирующего эксперимента текущего года с прошлогодними.
Диаграмма 7: Сопоставление результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей всей выборки (критерий – коллективность).
Мы видим практически одинаково низкие показатели, разница совсем невелика. Это подтверждает необходимость уделить данному умению повышенное внимание.
Теперь рассмотрим особенности развития данного умения в зависимости от пола испытуемых.
Диаграмма 8: Сопоставление результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей в зависимости от пола (критерий – коллективность).
Итак, мы видим, что данное умение развито лучше у девочек, чем у мальчиков (29% против 7% испытуемых с высоким уровнем развития). В то же время у подавляющего большинства мальчиков это умение развито на среднем уровне, в то время, как у мальчиков больше и испытуемых, обладающих низким уровнем развития умений. В прошлом же году мы наблюдали несколько иную ситуацию: высокий уровень развития данного умения у мальчиков преобладал. Такие данные были связаны с тем, что мальчики в младшей школе проводят больше времени, чем девочки, в играх между собой, однако в классе, где проводился эксперимент текущего года игры обычно проводятся организованно и совместно, отсюда, очевидно, и разница в результате. В то же время среди мальчиков появляется больше «изгоев», чем среди девочек, отсюда большее количество испытуемых с низким уровнем развития умения.
Далее рассмотрим умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности
Высокий уровень – дети, пользующиеся авторитетом в группе сверстников, с ними интересно проводить свое время, умеют организовывать детей вокруг себя и заинтересовать их интересным делом, к ним часто обращаются за помощью, с ними охотно дружат или хотят дружить.
Средний уровень - ученики, умеющие организовывать сверстников в своих маленьких группах, с ними интересно проводить время, чаще всего находятся в равных положениях с остальными членами группы.
Низкий уровень – ученики не умеющие организовывать сверстников вокруг себя и в какой-либо деятельности, имеют низкий социометрический статус, стремятся к дружбе и общению с лидерами (однако, этот выбор является односторонним).
Таблица
5: Распределение испытуемых
по уровням умения организовывать
сверстников в какой-либо
деятельности.
Уровень
Выборка |
Высокий | Средний | Низкий |
Экспериментальный класс | 4% | 36% | 60% |
Контрольный класс | 7% | 33% | 60% |
Мальчики | 7% | 50% | 43% |
Девочки | 0% | 21% | 79% |
По результатом нашего исследования, это умение, пожалуй, было выявлено как самое слабо развитое. Учеников, обладающих низким уровнем развития его – 60 %. Несомненно, ему стоит уделить повышенное внимание, хоть и не у всех детей есть врожденные организаторские способности, но даже если такого таланта и нет, то «подтянуть» детей в этом направлении представляется вполне возможным.
Показатели экспериментального и контрольного классов существенных различий не имеют (см. диаграмму 17).
Сравним
результаты констатирующего эксперимента
текущего года с прошлогодними.
Диаграмма 9: Сопоставление результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения организовывать сверстников в какой-либо всей выборки.
Исследование текущего года выявило больший процент учеников, владеющим данным умением на низком уровне, в то время, как процент владеющих им на высоком – остался неизменно низким. Это подтверждение тревожной статистики, педагог обязательно должен обратить внимание на данное умение.