Развитие интеракционных коммуникативных умений младших школьников в коллективно-творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 3

Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………

7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23

Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………

24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51

Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79

Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………

Работа содержит 1 файл

8Bсоев V курс последний вариант.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Диаграмма 4: Сопоставление  результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения аргументировать свои просьбы в зависимости от пола (критерий – аргументированность).

      Итак, мы видим, что, как и в предыдущем рассмотренном умении, девочки обладают более высоким уровнем его развития, впрочем, разница в количестве испытуемых разного пола, обладающих высоким уровнем развития умения, не так значительна – 36% у девочек против 29% у мальчиков. И у мальчиков и у девочек это умение развито в достаточной степени, различия в данных в зависимости от пола здесь не столь велики.

      Следующее направление анализа - умение устанавливать дружеские взаимоотношения.

      Высокий уровень – ученик, умеющий поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками, уважающий себя и товарищей, отзывчивый к просьбам товарищей (друзей), развито чувство взаимопомощи.

      Средний уровень - ребенок в меньшей степени способен поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками, охотно приходит на помощь, но только если его об этом попросят.

      Низкий  уровень – ученик, не умеет устанавливать дружеские отношения, никогда не оказывает никому никакой помощи, не знает, как общаться с разными детьми.

Таблица 3: Распределение  испытуемых по уровням  развития умения устанавливать дружеские взаимоотношения (критерий – дружественность). 

      Уровень

Выборка

Высокий Средний Низкий
Экспериментальный класс 21% 43% 36%
Контрольный класс 20% 47% 33%
Мальчики 29% 21% 50%
Девочки 15% 64% 21%
 
---

       Мы  видим, что очень большой процент  учеников обладает низким уровнем развития данного умения (36%). В то время, как  на высоком уровне данным умением  владеет совсем небольшая часть  учеников. Также прошлогоднее исследование показало, что динамика развития умения – низка. Это заставляет всерьез озаботиться проблемой устранения этого отставания, ведь очевидно, что умение устанавливать дружеские взаимоотношения – очень важно в жизни как младшего школьника, так и в более взрослом возрасте.

       Упрямство, грубость, не тактичность, капризность  и высокомерие – качества личности ребенка, обладающего низким уровнем изучаемого умения не ценятся другими детьми. Такой ребенок оказывается изолированным от других и чаще всего навязывает свою дружбу. Отсутствие дружеских взаимоотношений у таких ребят в средней школе может представлять собой риск возникновения коммуникативной и поведенческой дезадаптации.

      Показатели  экспериментального и контрольного классов существенных различий не имеют (см. диаграмму 17).

      Сравним результаты констатирующего эксперимента текущего года с прошлогодними.

Диаграмма 5: Сопоставление  результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития  умения устанавливать дружеские взаимоотношения всей выборки (критерий – дружественность).

       Вновь исследование текущего года выявляет более низкие результаты. Однако разница не так велика и с равной степенью вероятности ее причиной может быть и погрешность, и чуть боле низкий общий уровень развития коммуникативных умений класса, в котором проводилось исследование этого года. Вместе с тем, в этом году класс показал чуть более ровные результаты, тем не менее, они все равно низки.

       Остановимся на особенностях развития данного умения в зависимости от пола испытуемых.

Диаграмма 6: Сопоставление  результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития  умения устанавливать дружеские взаимоотношения в зависимости от пола (критерий – дружественность).

      Итак, анализ таблицы позволяет утверждать, что уровень сформированности данного умения низок и у мальчиков, и у девочек, причем в практически одинаковой степени. Существенные отличия есть в количестве испытуемых с низким уровнем сформированности данного умения, здесь мальчиков более чем в 2 раза больше, чем девочек. Но в целом можно говорить, что это умение развито недостаточно у всех младших школьников.

      Следующим мы рассмотрим умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей

      Высокий уровень – ученики всегда готовые выполнять совместное коллективное дело, общаться в большой группе детей.

      Средний уровень – ученики, в меньшей степени принимающие участие в коллективных формах работы, но чаще тянутся к общению в группе сверстников.

      Низкий  уровень – ученики, у которых наблюдаются трудности в общении с одноклассниками, учителями, чаще всего любят выполнять свою работу в одиночестве, избегают контактов и коллективных форм работы.

Таблица 4: Распределение  испытуемых по уровням  развития умения взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей (критерий – коллективность). 

      Уровень

Выборка

Высокий Средний Низкий
Экспериментальный класс 18% 68% 14%
Контрольный класс 20% 71% 9%
Мальчики 7% 71% 22%
Девочки 29% 64% 7%
 

      Уровень развития данного умения схож с предыдущим – он тоже очень низок. Всего 18% учеников обладают высоким уровнем развития, в то время, как, средним и низким – 68% и 14% соответственно. Здесь также, очевидно, необходимо вмешательство педагога.

      Высокий уровень развития данного коммуникативного умения будет способствовать развитию деятельностного общения учащихся, представляющего собой межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками и оказывающий на ребенка прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

      Показатели  экспериментального и контрольного классов существенных различий не имеют (см. диаграмму 17).

      Сравним результаты констатирующего эксперимента текущего года с прошлогодними.

Диаграмма 7: Сопоставление  результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей всей выборки (критерий – коллективность).

     Мы  видим практически одинаково  низкие показатели, разница совсем невелика. Это подтверждает необходимость уделить данному умению повышенное внимание.

       Теперь  рассмотрим особенности развития данного  умения в зависимости от пола испытуемых.

Диаграмма 8: Сопоставление  результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей в зависимости от пола (критерий – коллективность).

       Итак, мы видим, что данное умение развито  лучше у девочек, чем у мальчиков (29% против 7% испытуемых с высоким уровнем развития). В то же время у подавляющего большинства мальчиков это умение развито на среднем уровне, в то время, как у мальчиков больше и испытуемых, обладающих низким уровнем развития умений. В прошлом же году мы наблюдали несколько иную ситуацию: высокий уровень развития данного умения у мальчиков преобладал. Такие данные  были связаны с тем, что мальчики в младшей школе проводят больше времени, чем девочки, в играх между собой, однако в классе, где проводился эксперимент текущего года игры обычно проводятся организованно и совместно, отсюда, очевидно, и разница в результате. В то же время среди мальчиков появляется больше «изгоев», чем среди девочек, отсюда большее количество испытуемых с низким уровнем развития умения.

       Далее рассмотрим умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности

       Высокий уровень – дети, пользующиеся авторитетом в группе сверстников, с ними интересно проводить свое время, умеют организовывать детей вокруг себя и заинтересовать их интересным делом, к ним часто обращаются за помощью, с ними охотно дружат или хотят дружить.

       Средний уровень - ученики, умеющие организовывать сверстников в своих маленьких группах, с ними интересно проводить время, чаще всего находятся в равных положениях с остальными членами группы.

       Низкий  уровень – ученики не умеющие организовывать сверстников вокруг себя и в какой-либо деятельности, имеют низкий социометрический статус, стремятся к дружбе и общению с лидерами (однако, этот выбор является односторонним).

Таблица 5: Распределение испытуемых по уровням умения организовывать сверстников в какой-либо деятельности. 

      Уровень

Выборка

Высокий Средний Низкий
Экспериментальный класс 4% 36% 60%
Контрольный класс 7% 33% 60%
Мальчики 7% 50% 43%
Девочки 0% 21% 79%
 

       По результатом нашего исследования, это умение, пожалуй, было выявлено как самое слабо развитое. Учеников, обладающих низким уровнем развития его – 60 %. Несомненно, ему стоит уделить повышенное внимание, хоть и не у всех детей есть врожденные организаторские способности, но даже если такого таланта и нет, то «подтянуть» детей в этом направлении представляется вполне возможным.

      Показатели  экспериментального и контрольного классов существенных различий не имеют (см. диаграмму 17).

      Сравним результаты констатирующего эксперимента текущего года с прошлогодними. 

Диаграмма 9: Сопоставление  результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения организовывать сверстников в какой-либо всей выборки.

      Исследование  текущего года выявило больший процент  учеников, владеющим данным умением на низком уровне, в то время, как процент владеющих им на высоком – остался неизменно низким. Это подтверждение тревожной статистики, педагог обязательно должен обратить внимание на данное умение.

Информация о работе Развитие интеракционных коммуникативных умений младших школьников в коллективно-творческой деятельности