Развитие интеракционных коммуникативных умений младших школьников в коллективно-творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 3

Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………

7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23

Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………

24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51

Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79

Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………

Работа содержит 1 файл

8Bсоев V курс последний вариант.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

    Далее нам предстоит:

  • Описать общую структуру работы
  • Показать варианты работы, принципы, технологии

    Программа работы учителя должна состоять из двух частей. Первая часть – диагностическое обследование коммуникативных особенностей младших школьников (по приведенным во 2 главе методикам), определение групп детей с различными коммуникативными умениями.

    Вторая  часть – развитие коммуникативных  особенностей учеников начальной школы с помощью проведения системы коллективных творческих дел.

    Каждое  КТД должно проводиться по плану, подробно описанному в 1-й главе 

    Стоит обратить внимание, что работа по развитию коммуникативных умений с помощью КТД должна быть систематичной. Только систематичное проведение КТД позволит добиться весомых результатов в развитии умений.

    Далее, приведем разработанную нами краткосрочную  систему КТД, базирующуюся на работах И.П. Иванова, в частности – «Энциклопедии коллективных творческих дел» [20].

2. Система коллективных творческих дел

    Для проведения в 3-м классе общеобразовательной  школы нами была разработана следующая система коллективных творческих дел, направленная на развитие интеракционных коммуникативных умений:

    День  наоборот -> Эстафета любимых занятий -> Собрание-диспут -> Защита фантастических проектов -> Турнир-викторина

      Данная  последовательность была выбрана в  соответствии с определенными нами на этапе констатирующего эксперимента особенностями развития интеракционных коммуникативных умений у младших школьников, а именно – степени приоритета в развитии их. Несмотря на то, что все предложенные КТД, очевидно, затрагивают все или, по крайней мере, большинство коммуникативных умений младших школьников, и не только интеракционных, равно как и другие сферы развития личности (в чем состоит достоинство КТД, как метода развития), но, очевидно, каждое из предложенных КТД имеет в фокусе одно или два интеракционных коммуникативных умения. Так «День наоборот» оказывает наибольшее влияние на умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности, «Эстафета любимых занятий» - умение устанавливать дружеские отношения и умение общаться в больших группах детей, «Собрание-диспут» - умение разрешать конфликт мирным путем и умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, «Защита фантастических проектов» - умение разрешать конфликт мирным путем и умение проявить инициативу в общении, «Турнир-викторина» - умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности и умение взаимодействовать в коллективе. Как видим, акценты были распределены так, чтобы, с одной стороны, в каждом КТД активно развивалось как минимум одно из умений, выявленных как наиболее слабо развитые, но с другой - также и другие умения были задействованы.

      По  результатам констатирующего эксперимента были выделены три степени развития интеракционных коммуникативных умений: высокий уровень, средний и низкий. Перед проведением системы КТД необходимо провести исследование уровня развития интеракционных коммуникативных умений в классе, определив, кто из учеников на каком уровне находится и в процессе проведения КТД строить работу дифференцированно:

Низкий  уровень

  • Основные направления работы с учащимися: преодоление  эгоистической направленности, развитие способности к эмоциональной децентрации.
  • Задачи: формирование адекватной самооценки и положительного отношения к одноклассникам, способности к эмпатии, умений, необходимых для сотрудничества со сверстниками (вежливо обращаться к сверстникам,   просить о помощи,  помогать, благодарить, договариваться,  подчиняться,  слушать на уроке и в свободном общении).
  • Направленность содержания: творческое взаимодействие в группе, осознание влияния характера собственных действий на отношение окружающих, усиление внимания  к окружающим,   позитивное использование лидерских качеств.
  • Роли учащихся: «внимательный слушатель», «ведомый в паре», «вежливый продавец» и «покупатель» «говорящий комплименты»,   «дружелюбный лидер  микрогруппы», «организатор общего дела».
  • Планируемые  изменения личностных характеристик учащихся как субъектов общения: а) рефлексивный компонент («мои одноклассники достойны уважения, так же как и я» б)  аффективный компонент (« мне нравится играть и что-то делать вместе с ребятами в классе, помогать другим») в) поведенческий компонент (умение сочувствовать и сопереживать окружающим, работать в группе, оказывать помощь другим, там, где это необходимо).
  • Роли педагога: образец  дружелюбного общения и заботливого отношения к окружающим; организатор творческой деятельности учащихся, проектировщик форм взаимодействия и сотрудничества.
 

 Средний уровень

  • Основные направления работы с учащимися: формирование положительного отношения к себе,  уверенности в своих силах,  положительного отношения к одноклассникам.
  • Задачи: повышение самооценки, уровня эмоционального благополучия, развитие умения устанавливать контакты с одноклассниками и потребности в общении со сверстниками, совершенствование вербальной  стороны коммуникативных умений.
  • Направленность содержания: повышение компетентности в различных видах деятельности, пробуждение доверия к окружающим,  усиление потребности во взаимодействии с окружающими, повышение активности во взаимодействии, в речевой деятельности.
  • Роли учащихся: «доброжелательный слушатель», «успешный деятель», «рассказчик о своих увлечениях», «ведущий  в паре», «ответственный  за небольшую часть общего дела», «капитан, сообщающий мнение команды».
  • Планируемые  изменения личностных характеристик учащихся как субъектов общения: а) « я также значим в классе, как и другие»; б) «я уверенно обращаюсь к окружающим и высказываю свое мнение»;  в)  уверенное поведение в ситуациях публичного выступления, проявление волевых качеств в ситуациях отказа и  руководства сверстниками.
  • Роли педагога: образец уверенного поведения в процессе общения; организатор  коммуникативных ситуаций в малой группе и в паре; проектировщик  форм, требующих тренировки монологической и диалогической речи.
 

 Высокий уровень

  • Основные направления работы с учащимися: определение и коррекция индивидуальных барьеров общения.
  • Задачи: совершенствование базовых и процессуальных коммуникативных умений, исходя из индивидуальных показателей их развития.
  • Направленность содержания: творческое использование ситуаций повседневного общения и группового обучения для преодоления   индивидуальных барьеров общения и тренировки необходимых коммуникативных умений.
  • Роли учащихся: «показывающий пример уверенного поведения и дружелюбного отношения», «доброжелательный слушатель и успешный рассказчик», специальные роли для преодоления индивидуальных   барьеров общения и тренировки отдельных коммуникативных умений.
  • Планируемые  изменения личностных характеристик учащихся как субъектов общения: а) рефлексивный компонент: осознание индивидуальных барьеров общения; б) аффективный компонент: « я могу справиться с трудностями»; в) поведенческий компонент: уверенное владение этикетными нормами и умениями сотрудничества.
  • Роли педагога: фасилитатор рефлексивного развития учащихся; организатор ситуаций  преодоления индивидуальных барьеров общения школьников; проектировщик форм тренировки отдельных коммуникативных умений учащихся.[27]

    Вопрос  дифференциации будет еще затронут нами непосредственно в описании КТД.

    Далее приведем описания выбранных нами 5-и  КТД с подробным поэтапным описанием одного из них:

    1) КТД «День наоборот»

    Основная  направленность данного КТД –  развитие умения организовывать сверстников в какой-либо деятельности. Но на этом его влияние на коммуникативные умения не ограничивается. Рассмотрим данное КТД поэтапно.

    Первая  стадия — предварительная  работа

    Учитель объявляет ученикам, что в их классе будет проведен «День наоборот», а это такой день, когда сами учащиеся должны провести занятие. Проводится мозговой штурм с целью придумать как можно больше вариантов сделать этот день интересным. Наверняка, кто-то из учеников предлагает играть в этот день (если никто не предлагает – учитель сам ненавязчиво вносит эту идею). Когда мозговой штурм окончен, учитель подталкивает учеников к принятию идеи с проведением игр, поддерживая ее.

    Совместное  обсуждение развивает практически  все умения, на развитие которых направлено наше КТД: умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности, умение проявить инициативу в общении, умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, умение аргументировать свои просьбы. Причем здесь они развиваются в естественной ситуации общения.

    Вторая  стадия — коллективное планирование

    Ученики совместно с учителем планируют, как будет проведен этот день. В  ходе обсуждения приходят к тому, что  класс будет разбит на некоторое число малых групп, каждая из которых подготовит по игре. Учитель спрашивает, могут ли дети сами придумать игры, на что дети ему отвечают, что не могут. Тогда учитель предлагает такой вариант: он даст каждой команде на выбор несколько игр, участники каждой команды обсудят их, выберут одну и все вместе проведут ее для остальных команд. На таком варианте организации останавливаются окончательно. Также совместно планируется дата проведения.

    Как и первая стадия, коллективное планирование также в естественной ситуации общения развивает большую часть умений, на развитие которых направлено наше КТД: умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности, умение проявить инициативу в общении, умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, умение аргументировать свои просьбы,

    Третья  и четвертая стадии — коллективная подготовка дела и проведение КТД.

    Класс делится на команды. В соответствии с проведенными исследованиями коммуникативных умений учитель должен обеспечить деление на 4 группы: в 1-й группе дети с хорошим уровнем развития умения устанавливать дружеские взаимоотношения, во 2-й – с хорошим уровнем развития умения разрешать конфликт мирным путем, в 3-й - с хорошим уровнем развития умения взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, в 4-й – все дети, не попавшие в первые три группы. Деление должно проходить как будто бы случайно, но при этом учитель должен обеспечить разбиение именно на эти заранее составленные группы. Сделать это можно, например, так: бумажки четырех разных цветов сложены в стопку на столе учителя, и по алфавиту дети подходят и берут себе верхнюю бумажку, дети с одинаковыми цветами в итоге объединяются в команду. Разумеется, стопка бумажек заранее подготовлена учителем так, чтобы группы получились такими, какие ему нужны.

    Далее каждая группа садится за свой отдельный стол и учитель раздает заранее подготовленные игры на каждый из 4-х столов. Дети обсуждают между собой и с учителем и выбирают по одной игре. Игры раздаются по следующему принципу:

    1-я  группа получает игры, развивающие  умение устанавливать дружеские взаимоотношения: «Раскрасить любовью», «Цветочный дождь», «Очки», «Дружба».[40]

    2-я  группа получает игры, направленные  на обучение конструктивным способам  разрешения конфликтов. Развить  это умение - достаточно сложная  задача. Здесь важно не столько развить у детей данное умение, сколько способствовать поддержанию благоприятного психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми. («Камушек в ботинке», «Небеса и ад», «Ковер мира», «Рубка дров»).[40]

    3-я группа получает игры, направленные на развитие коллективного взаимодействия. («Неожиданные картинки», «Корабль среди скал», «Двое с одним мелком», «Конфета в бутылке», «Щепки», «история с продолжением»)[40]

    4-я  группа получает игры, направленные  на создание атмосферы дружественности в классе «Прогноз погоды», «Камушек в ботинке», «раскрасить любовью», «Ковер мира».[40]

    После того, как ученики выбрали игры для проведения и распределили роли, они проводят эти игры, разумеется, учитель помогает им при необходимости.

    Очевидно, что этот этап - наиболее важный в  данном КТД. Именно здесь проводятся заранее приготовленные учителем игры, направленные на развитие именно тех умений, которые мы выявили как имеющие наиболее низкий уровень развития у младших школьников.

    Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД.

    После проведения всех игр, ученики садятся  все вместе и совместно с учителем обсуждают прошедшее мероприятие: что получилось, что понравилось, что не понравилось, кто лучше всех вел и т.п.

    Как и на первых двух стадиях, здесь развиваются  умения организовывать сверстников в какой-либо деятельности, проявить инициативу в общении, умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, умение аргументировать свои высказывания.

    Шестая  стадия — ближайшее  последействие КТД.

    Обсуждение  накопленного опыта при планировании следующего КТД.

Информация о работе Развитие интеракционных коммуникативных умений младших школьников в коллективно-творческой деятельности