Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………
7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23
Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………
24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51
Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79
Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………
Ход исследования: из 42-х предложенных заданий были выбраны 22 задания, среди которых 12 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 10 текстовых заданий. Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает, как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.
Студенту
можно рекомендовать
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных. В соответствие с предметом исследования было отобрано 4 переменные, каждая из которых образует самостоятельную шкалу. В таблице 1, где представлены все шкалы, указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале: Табл. 1:
№ шкал |
Название шкал |
№№ заданий |
общее кол-во заданий |
1 | отношение к другу (подруге) |
1-22 | 22 |
2 | стремление к общению в больших группах детей |
6-10,13-16,18 | 10 |
3 | стремление к уединению | 6,8-11,14,16,18,19. | 9 |
4 | конфликтность | 14-17,20-22. | 7 |
Регистрационный
лист к методике исследования
межличностных отношений
ребенка
Отношение. Поведен ческие характерис-тики |
Проценты
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Друг подруга | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общи-тельность в группе детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отгоро-
женность |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конфликт-ность |
Соотнеся полученный от испытуемого ответ с той или иной переменной, студент вписывает номер выполненного задания в клеточку соответствующей шкалы. В итоге заполнения регистрационного листа получается профиль особенностей системы отношений ребенка и связанных с нею некоторых личностных и поведенческих характеристик испытуемого.
Кроме того, можно соотнести уровни распределения выраженности разных отношений с числовыми значениями в процентах. С помощью процентных шкал вверху и внизу регистрационного листа полученные сырые количественные оценки переводятся в школьные, вычисляемые на основе отношения набранного количества баллов к максимальному, приравненному к 100%. Полученные процентные значения облегчают сравнительный анализ различных групп испытуемых.
Студент должен помнить, что обработка и интерпретация данных не может быть ограничена количественными оценками. Возможности методики позволяют получить много важной психологической информации, как в ходе проведения, так и с помощью дополнительных вопросов и беседы с испытуемым.
В
дополнение к инструкциям в каждом
задании важно после выбора, сделанного
ребенком, спросить его, кто другие люди,
нарисованные, но не обозначенные на картинках
(например, на рис. 1). Необходимо записать
порядок, в котором их называет и показывает
испытуемый, а в тех картинках, где он показывает
свое место рядом с необозначенными персонажами,
спросить, кто эти находящиеся с ним рядом
люди. Однако эти выборы (названные испытуемым,
но не обозначенные на картинках теста),
если они не учтены по данной картинке
в соответствующей шкале таблицы 1, на
основе которой исчисляются проценты,
количественно не оцениваются и в «профиль»
(регистрационный лист) не вносятся. Они
учитываются лишь как дополнительные
и анализируются и интерпретируются только
на качественном уровне.
Материал теста.
1.
Решено преподнести одному
2. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, а второе - для другого человека. Кого бы ты взял с собой?
3. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
4.
У тебя болят зубы, и ты должен
идти к зубному врачу, чтобы
вырвать больной зуб. Ты
5.
Вот стол, во главе которого сидит человек,
которого ты хорошо знаешь. Где сел бы
ты? Кто этот человек?
Рис 1.
6. Ты
долгое время гостишь у
|
|
|
||
| ||||
|
|
|
|
|
7.
Ты на прогулке за городом.
Покажи или обозначь крестиком,
рис.2
8. Другая
прогулка. Покажи или обозначь
крестиком, где ты на этот
раз.
рис.3
9. Где ты на этот раз? Покажи или обозначь крестиком.
рис.4
10.
Теперь на этом рисунке
Рис.5
11. С кем ты любишь играть? С товарищами твоего возраста? Младше тебя? Старше тебя?
12. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть тебе все равно?
13. Вот твои товарищи идут на прогулку. Напиши или обозначь крестиком, где находишься ты.
Рис.6
14.
Это площадка для игр. Покажи или
обозначь крестиком, где находишься ты.
Расскажи, что здесь происходит.
рис.7
15. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Покажи или обозначь крестиком, где будешь ты. Расскажи, что произошло?
16. Это твои товарищи, они ссорятся из-за правил игры. Покажи или обозначь крестиком, где ты.
рис.9
17. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать? Будешь плакать? Пожалуешься учителю? Ударишь его? Сделаешь ему замечание? Не скажешь ничего?
18. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Покажи или обозначь крестиком, где ты.
19. Во
время прогулки все
Рис.11
20. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить?
21. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить?
22..
Товарищ взял твою ручку без
разрешения. Что будешь делать? Плакать?
Жаловаться? Кричать? Попытаешься отобрать?
Начнешь его бить?
Методика «Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкина.).
Цель:
определить, на сколько испытуемые хотят
«принимать» и «делиться информацией»
со взрослыми и сверстниками. С помощью
этой методики мы выясняли (в подтверждение
данных присутствующих в науке по этому
вопросу) насколько дети данного возраста
стремятся получать и передавать информацию
ровесникам ( т.е на сколько общение со
сверстниками и друзьями значимо для ребенка
в данный возрастной период).
Методика. Испытуемому предлагается оценить:
родителей;
учителей;
одноклассников;
друзей вне школы,
как партнеров по общению при помощи «техники прямого шкалирования». В качестве тестового материала используются две точки, расположенные на расстоянии 100 мм одна от другой, расстояние не сообщается и предварительно не проградуировано. Испытуемый должен сам оценить интенсивность общения, проводя линию нужной ему длины от одной точки к другой. Такой прием дает возможность испытуемому установить «коммуникативную дистанцию» между собой и партнерами, не перекодируя своего отношения в цифры и баллы. Для решения задачи расчленения коммуникативного акта на процессы приема и передачи информации испытуемому предлагается дать два независимых графических ответа для каждого партнера по общению (родителей, учителей, одноклассников, друзей вне школы), в первом случае оценивая коммуникацию с точки зрения коммуникатора, во втором – реципиента.
1.
В жизни вам постоянно
Перед вами две точки. Представьте себе, что в левой точке находитесь вы сами, а в правой – ваши родители, учителя, одноклассники, друзья вне школы. Расстояние между точками представляет (символизирует) первоначальное расстояние (исходную дистанцию) между вами. У вас возникло желание что-то рассказать, высказать свое мнение, свою точку зрения.. Насколько вы хотели бы «подойти», «приблизиться» для этого к собеседнику (родители, учителя, одноклассники, друзья)?
Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проведя линию от себя к нему. Для этого поставьте карандаш (ручку) в левую точку и с удобной для вас скоростью проведите отрезок прямой линии в сторону точки с указанием партнера (родителям, учителям, одноклассникам, друзьям вне школы), считая, что чем длиннее линия, тем больше вы заинтересованы в передаче ему (им) информации.
2. Перед вами те же две точки. Представьте себе, что вы хотели бы выслушать мнение, точку зрения, интересную для вас информацию от родителей, учителей, одноклассников, друзей вне школы. Насколько вы хотели бы «подпустить», «приблизить» его (их) к себе? Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проведя линию от него к себе. Для этого поставьте карандаш (ручку) в правую точку с указанием партнера (-ов) и, не спеша, проведите прямую линию в сторону точки «я», считая, что чем длиннее линия, тем больше вы заинтересованы в получении информации.
Получив заполненные бланки, производится их интерпретация, в зависимости от того какой длины испытуемые провели отрезки в качестве коммуникатора и реципиента, т.е. формулируются выводы, насколько дети данного возраста хотят получать и делиться информацией с различными собеседниками.
Данная методика состоит из 17 вопросов, цель которых выявить: умение учащихся общаться, а также круг их общения. Анкета содержит как открытые так и закрытые вопросы.
Вопросы анкеты, в свою очередь, можно подразделить на 3 категории:
I категория (1-5 вопросы) – посвящены общему представлению учащихся об общении в 5-ом классе.