Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………
7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23
Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………
24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51
Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79
Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………
Рассмотрим
уровень развития данного умения
в зависимости от пола испытуемых.
Диаграмма 10: Сопоставление результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения организовывать сверстников в какой-либо деятельности в зависимости от п0ла.
Из таблицы мы можем сделать вывод, что умение развито недостаточно хорошо у обоих полов, разница же непосредственно между полами в уровне его развития колеблется от незначительной в прошлогодней эксперимент, до весьма ощутимой в эксперименте этого года.
Следующее направление анализа – это уровень сформированности умения проявлять инициативу в общении
Высокий уровень – дети, всегда берущие инициативу в общении на себя, легко вступают в контакт с окружающими (легко находят общий язык с окружающими).
Средний уровень – дети в меньшей степени инициативные в общении, их инициативность в большей степени зависит от того, с кем они общаются.
Низкий
уровень – ребята никогда не проявляющие
инициативы в общении, тяжело находят
общий язык с одноклассниками, избегают
разговоров.
Таблица
6: Распределение
испытуемых по уровням
развития умения проявлять
инициативу в общении
(критерий – инициативность).
Уровень
Выборка |
Высокий | Средний | Низкий |
Экспериментальный класс | 14% | 43% | 43% |
Контрольный класс | 10% | 47% | 43% |
Мальчики | 7% | 50% | 43% |
Девочки | 21% | 36% | 43% |
Процент младших школьников, обладающих высокой степенью развития данного коммуникативного умения, не слишком велик. Однако, как было выявлено в прошлогоднем констатирующем эксперименте, динамика его развития неплоха.
Показатели экспериментального и контрольного классов существенных различий не имеют (см. диаграмму 17).
Сравним результаты констатирующего эксперимента текущего года с прошлогодними.
Диаграмма 11: Сопоставление результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения проявлять инициативу в общении всей выборки (критерий – инициативность).
Необходимо
заметить, что, как и в случае со
многими другими
Остановимся на особенностях развития данного умения в зависимости от пола испытуемых.
Диаграмма 12: Сопоставление результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням развития умения проявлять инициативу в общении в зависимости от пола (критерий – инициативность).
Проанализировав данную диаграмму, мы можем увидеть, что разница между уровнем развития данного умения у мальчиков и девочек недостаточно велика, чтобы можно было говорить о какой-либо вообще разнице, зависимой непосредственно от пола.
Также мы рассмотрим желание вступать в контакт (потребность в общении)
Высокий уровень - ученик охотно вступает в контакт с другими детьми (общительный), охотно принимает и делится информацией как с ребятами из своей микрогруппы так и с членами других групп.
Средний уровень – ученики, активно общающиеся в своих микрогруппах, в меньшей степени выражено желание вступать в контакты с ребятами из других микрогрупп.
Низкий
уровень – избегает разговоров, преимущественно
общается с одним или несколькими одноклассниками
(которые чаще всего принадлежат одной
группе и имеют тождественный социальный
статус).
Таблица 7: Распределение испытуемых по уровням потребности в общении со сверстниками в зависимости от возраста.
Уровень
Выборка |
Высокий | Средний | Низкий |
Экспериментальный класс | 25% | 39% | 36% |
Контрольный класс | 25% | 39% | 36% |
Мальчики | 14% | 43% | 43% |
Девочки | 36% | 36% | 28% |
Всего около четверти испытуемых обладают высоким уровнем развития потребности в общении. Но, как было установлено в прошлогоднем констатирующем эксперименте, динамика ее развития весьма хорошая. Что позволяет подтвердить многочисленные данные о том, что к концу обучения в начальной школе дети начинают испытывать потребность в общении со сверстниками.
Проанализировав группу учащихся 3-го класса имеющих высокий уровень развития данного умения, мы пришли к выводу о том, что желание учащихся вступать в контакт, напрямую связано с их полом. Среди детей, принадлежащих данному уровню 2 мальчика, составляющие 14% (от общего количества мальчиков) и 5 девочек, составляющих 36%(от общего количества девочек). Таким образом, 71% данной группы – это девочки, что подтверждает наше предположение о том, что потребность в общении у девочек выражена больше (по природной склонности), чем у мальчиков. На это также указывают и научные сведения: девочки больше готовы к общению, нежели мальчики; О.А. Тырнов, например, выявил, что мальчики чаще, чем девочки используют шаблонные типы взаимодействия, в меньшей степени владеют приемами и способами общения; девочки же более гибки и вариативны.
Результаты представлены на диаграмме 13.
Диаграмма 13: Сопоставление результатов констатирующих экспериментов прошлого и текущего годов в 3-х классах по уровням потребности в общении со сверстниками в зависимости от пола.
Полученные результаты по всем критериям мы объединили в диаграммах 14, 15.
Диаграмма 14: Распределение испытуемых по уровням развития интеракционных коммуникативных умений (по каждому в отдельности).
В % к общему количеству
испытуемых
Диаграмма 15: Распределение испытуемых по уровням развития интеракционных коммуникативных умений в зависимости от пола (по каждому в отдельности).
Из диаграмм видно, что у испытуемых есть желание и потребность в общении, существует готовность к коллективным формам деятельности и общения, и они уже на достаточном уровне умеют аргументировать свои просьбы. Между тем, младшие школьники еще не умеют на достаточном уровне разрешать конфликты мирным путем, устанавливать дружеские взаимоотношения и организовывать сверстников в какой-либо деятельности. А также видно, что существуют особенности развития изученных коммуникативных умений в зависимости от возраста и пола испытуемых. Все это необходимо учитывать при разработке коррекционно-развивающей программы (КТД в нашем случае) и направить в первую очередь ее на развитие в недостаточной степени сформированных умений младших школьников.
Преобладающий уровень развития всех коммуникативных умений у испытуемых – средний. Это говорит о том, что необходимость в целенаправленной работе педагога по дальнейшему развитию интеракционных коммуникативных умений младших школьников, безусловно, существует.
Проанализировав результаты развития умений по всем 7 критериям, мы выделили 3 группы учащихся в зависимости от развития всех коммуникативных умений. Каждой группе был присвоен свой уровень:
1.высокий уровень – высокие показатели по 7-5 критериям (умениям)
2.средний уровень – средние показатели по 5-4 критериями
3.низкий уровень – низкие показатели по 5-4 критериям
Диаграмма 16: Распределение испытуемых на группы в зависимости от развития всех коммуникативных умений.
В% к общему количеству испытуемых
Таким образом, 62% испытуемых обладает коммуникативными умениями, которые развиты на среднем уровне, 28% - на низком и лишь 10% ребят – это, те у кого все коммуникативные умения развиты сильно. Особое внимание при разработке КТД стоит обратить на группу учащихся с низким уровнем развития коммуникативных умений. Нами были получены данные по контрольному и экспериментальному классу. В диаграмме 17 приведено их сравнение.
Из данной диаграммы мы видим, что существенных различий, которые могли бы повлиять на чистоту эксперимента, нет. В целом, показатели контрольного класса немного более высокие, но разница мала, в большинстве умений всего около 3-4%, и вполне может объясняться погрешностью исследования. После проведения формирующего эксперимента будет осуществлен контрольный срез, на котором в результате сравнения показателей экспериментального и контрольного классов, мы увидим, верна ли была наша гипотеза, и успешен ли был процесс развития интеракционных коммуникативных умений.
Выводы по главе №2:
В ходе эксперимента было выяснено, что такие интеракционные коммуникативные умения как: умение разрешать конфликт мирным путем, умение устанавливать дружеские взаимоотношения и умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности являются наименее развитыми у младших школьников. Динамика развития этих умений также выражена не в достаточной степени. Следовательно, логично будет нашу систему КТД направить в первую очередь именно на развитие этих умений. При этом необходимо будет учесть различия в уровне развития умений, связанные с полом испытуемых, выявленные в следующих умениях: умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, умение аргументировать свои просьбы, умение разрешать конфликт мирным путем. Ранжируя коммуникативные умения по степени необходимости улучшения, то есть соответственно и вмешательства педагога, получаем следующую их последовательность: 1. умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности, 2. умение устанавливать дружеские взаимоотношения, 3. умение разрешать конфликт мирным путем, 4. умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей, 5. умение проявить инициативу в общении, 6. умение аргументировать свои просьбы.
Таким образом, мы выполнили две первые задачи нашей работы.
Выполнение третьей задачи, а именно проведение формирующего эксперимента, направленного на развитие коммуникативных умений, особо нуждающихся в этом, описано в 3-й главе.
Глава III
Формирующий эксперимент
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента
Сделанные выводы об особенностях развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников позволяют в качестве психолого-педагогических рекомендаций предложить разработку формирующего эксперимента по развитию интеракционных коммуникативных умений в виде проведения системы коллективно-творческих дел.
Общая цель программы: Развитие интеракционных коммуникативных умений младших школьников в КТД.
Гипотеза формирующего эксперимента такова: целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений будет успешно осуществляться в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников. Психолого-педагогическими условиями эффективности работы учителя по развитию коммуникативных умений младшего школьника в КТД будут:
В ходе проведения КТД должны быть реализованы следующие задачи: