Развитие интеракционных коммуникативных умений младших школьников в коллективно-творческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 3

Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………

7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23

Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………

24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51

Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79

Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………

Работа содержит 1 файл

8Bсоев V курс последний вариант.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

    II категория (6-11 вопросы) – посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а также, трудности, связанные с этим.

    III категория (11-17 вопросы) – позволяют выяснить круг общения и предпочтения.

    Первый  вопрос «Умеете ли вы общаться?», дает возможность выявить умение ребят  строить и поддерживать отношения. Второй вопрос позволяет выяснить, с кем преимущественно общаются ребята. Вопросы 3 и 4 выявляют, что такое общение и для чего они (ребята) общаются. Пятый вопрос позволяет выявить, «Нужно ли учиться общению?». Вопросы 6 и 7, 8 раскрывают возникающие трудности в общении (из-за чего и с кем они связаны). Вопрос 9 дает возможность выяснить, насколько интересными собеседниками считают себя ребята. Вопросы 10 и 11 позволяют выявить умение вступать в контакт и поддерживать его. Вопросы 12, 13, 14, 15 ,16 и 17 позволяют выявить, с кем предпочитают ребята проводить свободное время; с кем делятся радостью и проблемами.

    При обработке подсчитывается количество наиболее типичных ответов по всем классам, а также динамика некоторых  ответов, связанных с возрастными особенностями.

Бланк анкеты

1.Как ты думаешь, умеешь ли ты общаться?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

2.C кем чаще всего ты общаешься?

  • Друзьями
  • Родителями
  • Учителями
  • Знакомыми
  • Другое ______________________________________________________

3.Как ты понимаешь, что такое общение?________________________________________

_____________________________________________________________________________

4.Для  чего ты общаешься  (для чего тебе  нужно общение)?___________________________

_____________________________________________________________________________

5.Как  ты считаешь, нужно  ли учиться общению?  Почему ты так считаешь?____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6.Возникают  ли у тебя трудности  в общении?__________________________

7.В  общении с кем у тебя возникают трудности?

  • С друзьями
  • Родителями
  • Учителями
  • Другое-______________________________________________________

8.Как  ты думаешь, почему  у тебя возникают  трудности при  общении с этими  людьми?______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9.Ты  считаешь себя  интересным собеседником?

  • Да
  • Нет

10. Всегда ли с  тобой интересно  общаться?

  • Да
  • Нет

11..Ты  общаешься только  с хорошо  знакомыми  тебе людьми?

  • Да
  • Нет
  • Не всегда

12. Быстро ли ты  сможешь найти  общие интересы, темы  для разговора  с человеком, с которым недавно познакомился?

  • Да
  • Нет
  • Не всегда

13.Всегда  ли тебе интересно  общаться со своим  собеседником?

  • Да
  • Нет
  • Не всегда

14.Тебе  быстро надоедает  общение с собеседником?

  • Да
  • Нет
  • Не всегда

15.С  кем ты любишь  проводить свое  свободное время?

  • С друзьями
  • С родителями
  • Одноклассниками
  • С другими-___________________________________________________

16.С  кем ты делишься  своей радостью?

  • С друзьями
  • С родителями
  • Одноклассниками
  • С другими-___________________________________________________

17.С  кем ты делишься  своими проблемами?

  • С друзьями
  • С родителями
  • Одноклассниками
  • С другими-___________________________________________________
 
 

    Анкета  по общению №2 (М.И. Мнацаканян).

    Цель: изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки при общении.

    Для подтверждения некоторых данных, полученных при проведении первой анкеты (а так же для получения дополнительной информации «Из-за чего не получается общаться как хочется?» и «Кто в этом виноват?») была предложена данная анкета. Данная методика состоит из 6 вопросов, цель которых выявить: позитивные и негативные стороны, связанные с опытом общения.

    Первый  вопрос «От чего вам бывает скучно?»  позволяет выявить, когда и от чего ребятам бывает скучно? Вопрос второй позволяет выявить, как складываются отношения подростков и взрослых. Вопрос 3 позволяет выявить открытость ребят по отношению к людям. Вопрос 4 и 6 позволяют  раскрыть негативные переживания, связанные с опытом общения. Вопрос 5 позволяет выявить качества личности, которые ребята ценят в людях больше всего. Результаты обрабатываются и структурируются. 

    Текст анкеты

1.От  чего и когда  тебе бывает скучно?__________________________________________

2.Нравится  ли тебе общаться  со взрослыми?

  • Да
  • Нет
  • Не очень

3.Часто  ли ты доверяешь  свои проблемы  и переживания  окружающим?

  • Да
  • Нет
  • Не очень

4.Часто  ли ты приходишь  на помощь и  выручаешь кого-то?

  • Да
  • Нет
  • Не очень

5.Какие  качества ты ценишь  в окружающих больше  всего?

  • Понимание
  • Верность
  • Отзывчивость (желание придти на помощь)
  • Другое_________________________________________

6.Приходят  ли к тебе друзья  на помощь, когда  тебе это нужно?

  • Да
  • Не всегда
  • Никогда

Информация о работе Развитие интеракционных коммуникативных умений младших школьников в коллективно-творческой деятельности