Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………
7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23
Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………
24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51
Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79
Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………
II категория (6-11 вопросы) – посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а также, трудности, связанные с этим.
III категория (11-17 вопросы) – позволяют выяснить круг общения и предпочтения.
Первый вопрос «Умеете ли вы общаться?», дает возможность выявить умение ребят строить и поддерживать отношения. Второй вопрос позволяет выяснить, с кем преимущественно общаются ребята. Вопросы 3 и 4 выявляют, что такое общение и для чего они (ребята) общаются. Пятый вопрос позволяет выявить, «Нужно ли учиться общению?». Вопросы 6 и 7, 8 раскрывают возникающие трудности в общении (из-за чего и с кем они связаны). Вопрос 9 дает возможность выяснить, насколько интересными собеседниками считают себя ребята. Вопросы 10 и 11 позволяют выявить умение вступать в контакт и поддерживать его. Вопросы 12, 13, 14, 15 ,16 и 17 позволяют выявить, с кем предпочитают ребята проводить свободное время; с кем делятся радостью и проблемами.
При обработке подсчитывается количество наиболее типичных ответов по всем классам, а также динамика некоторых ответов, связанных с возрастными особенностями.
1.Как ты думаешь, умеешь ли ты общаться?
2.C кем чаще всего ты общаешься?
3.Как
ты понимаешь, что такое
общение?______________________
______________________________
4.Для
чего ты общаешься
(для чего тебе
нужно общение)?_______________
______________________________
5.Как
ты считаешь, нужно
ли учиться общению?
Почему ты так считаешь?_____________________
______________________________
6.Возникают
ли у тебя трудности
в общении?____________________
7.В общении с кем у тебя возникают трудности?
8.Как
ты думаешь, почему
у тебя возникают
трудности при
общении с этими
людьми?_______________________
______________________________
9.Ты считаешь себя интересным собеседником?
10. Всегда ли с тобой интересно общаться?
11..Ты общаешься только с хорошо знакомыми тебе людьми?
12. Быстро ли ты сможешь найти общие интересы, темы для разговора с человеком, с которым недавно познакомился?
13.Всегда ли тебе интересно общаться со своим собеседником?
14.Тебе быстро надоедает общение с собеседником?
15.С кем ты любишь проводить свое свободное время?
16.С кем ты делишься своей радостью?
17.С кем ты делишься своими проблемами?
Анкета по общению №2 (М.И. Мнацаканян).
Цель: изучение проблем, с которыми сталкиваются подростки при общении.
Для
подтверждения некоторых
Первый
вопрос «От чего вам бывает скучно?»
позволяет выявить, когда и от
чего ребятам бывает скучно? Вопрос второй
позволяет выявить, как складываются отношения
подростков и взрослых. Вопрос 3 позволяет
выявить открытость ребят по отношению
к людям. Вопрос 4 и 6 позволяют раскрыть
негативные переживания, связанные с опытом
общения. Вопрос 5 позволяет выявить качества
личности, которые ребята ценят в людях
больше всего. Результаты обрабатываются
и структурируются.
Текст анкеты
1.От
чего и когда
тебе бывает скучно?___________
2.Нравится ли тебе общаться со взрослыми?
3.Часто ли ты доверяешь свои проблемы и переживания окружающим?
4.Часто ли ты приходишь на помощь и выручаешь кого-то?
5.Какие качества ты ценишь в окружающих больше всего?
6.Приходят ли к тебе друзья на помощь, когда тебе это нужно?