Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………
7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23
Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………
24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51
Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79
Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………
Участники проводят общее обсуждение, определяются команды, выбирается способ проведения турнира-викторины, затем на коротких совещаниях (15–20 минут) каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана и подготавливает предложение о теме (если решено провести турнир-викторину на общую тему или на общие темы — в два-три тура). В заключение общего сбора команды объявляют свои названия, представляют своих капитанов (которые вместе с ведущими составляют совет дела — штаб турнира-викторины) и выдвигают предложения о теме. На короткой летучке (несколько минут) отбирается самая удачная тема.
После общего сбора-старта сразу же проводится турнир-викторина («молнией») или дается время (день или несколько дней) для подготовки по командам. В первом случае команды тут же, в течение 10–15 минут, придумывают вопросы для противников (и свою тему, если решено проводить турнир-викторину не по общей теме). Во втором случае ученики думают дольше, знакомятся с литературой, советуются со старшими и т. д.
Необходимо ориентировать участников на интересные вопросы, требующие работы мысли, особенно типа «почему?», чтобы работы была эффективней.
Главное в турнире-викторине не тренировка памяти, а коллективный поиск решения трудных познавательных задач, обмен опытом — мыслями, впечатлениями, предположениями. Педагог направляет этот поиск и, если необходимо, участвует в нем.
Необходимо придерживаться правила: после того как задан вопрос, никто не должен «выскакивать» с ответом, а вся команда тихонько совещается. На это дается одинаковое время, например полминуты. Если команда, задавшая вопрос, не удовлетворена ответом, то педагог предлагает ответить любой другой команде. Если никто не сможет внести ясности, слово предоставляется самой атакующей команде.
Если и ответ атакующей команды не удовлетворил участников, то педагог объявляет продолжение поиска. Пусть ребята поищут ответ в последующие дни, поспорят, пороются в литературе.
Можно оценивать ответы в баллах (например, за правильный и полный — 2 балла, за неполный — 1 балл), премируя также и наиболее удачные вопросы, остроумие участников, дружную работу команды и т. д. Можно и не делать этого, чтобы азарт «набирания баллов» не отвлекал внимания от главного, не снижал интереса к процессу поиска истины.
По вопросам, которые вызвали наибольший интерес во время турнира-викторины, стоит продолжить коллективную работу и использовать другие познавательные дела, например вечер разгаданных и неразгаданных тайн, защиту фантастических проектов, пресс-конференцию.
Такова система КТД, предложенная нами для развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников. Чтобы определить, насколько она эффективна практически, обратимся к результатам второго констатирующего эксперимента.
3. Анализ результатов формирующего эксперимента.
На
базе 3-го класса общеобразовательной
школы №534 нами была проведена данная
система КТД по развитию интеракционных
умений. Ввиду ограниченного количества
времени на работу с классом, к сожалению,
вся система проведена не была. Однако,
были проведены 3 КТД, т.е. большая ее часть.
После этого был проведен второй констатирующий
эксперимент по той же схеме, что и первый,
чтобы можно было определить наличие прогресса
в степени развитости интеракционных
коммуникативных умений у класса. Результаты
второго констатирующего эксперимента
были сравнены с результатами первого
путем составления сводных диаграмм. Рассмотрим
динамику развития каждого умения отдельно.
Умение разрешать конфликты мирным путем
Таблица 8: Распределение испытуемых по уровням развития умения разрешать конфликты мирным путем (критерий - конфликтность).
Уровень
Выборка |
Высокий | Средний | Низкий |
Экспериментальный класс | 11%* | 68% | 21% |
Контрольный класс | 8%* | 65% | 27% |
Мальчики | 7%** | 57% | 36% |
Девочки | 15%** | 79% | 6% |
*Здесь и далее: в % к общему количеству испытуемых.
**Здесь
и далее: в %
к общему количеству
испытуемых одного
пола.
Из таблицы мы видим, что преобладает средний уровень развития данного умения. Чтобы проследить динамику, сравним результаты после формирующего эксперимента в экспериментальном и контрольном классах.
Диаграмма 18: Сопоставление результатов после формирующего эксперимента в экспериментальном и контрольном классах по уровням развития умения разрешать конфликты мирным путем всей выборки (критерий - конфликтность).
Мы
видим незначительную положительную
динамику. Необходимо понимать, что
за столько короткий период невозможно
добиться кардинального изменения картины,
поэтому такое незначительное изменение
в результатах – очевидный прогресс. Количество
учеников, обладающих низким уровнем развития
данного умения упало на 6% по сравнению
с контрольным классом- это неплохой результат.
Рассмотрим следующее умение - умение аргументировать свои просьбы.
Таблица 9: Распределение испытуемых по уровням развития умения аргументировать свои просьбы (критерий – аргументированность).
Уровень
Выборка |
Высокий | Средний | Низкий |
Экспериментальный класс | 32% | 47% | 21% |
Контрольный класс | 38% | 47% | 15% |
Мальчики | 36% | 50% | 14% |
Девочки | 28% | 44% | 28% |
Данное умение было хорошо неплохо развито у учеников изначально, поэтому акцент в нашей системе КТД был сделан не на него, хотя оно, безусловно, тоже подверглось воздействию, т.к. коммуникативные умения развиваются комплексно.
Сравним результаты после формирующего эксперимента в экспериментальном и контрольном классах.
Диаграмма 19: Сопоставление результатов после формирующего эксперимента в экспериментальном и контрольном классах по уровням развития умения аргументировать свои просьбы всей выборки (критерий – аргументированность)
Мы видим, что результат практически не изменился, количество учеников, владеющих на выском уровне данным умением, упало на 4% по сравнению с контрольным классом, но это можно связать и с погрешностью. В целом данное умение осталось на прежнем хорошо развитом уровне.
Следующее умение - умение устанавливать дружеские взаимоотношения.
Таблица 10: Распределение испытуемых по уровням развития умения устанавливать дружеские взаимоотношения (критерий – дружественность).
Уровень
Выборка |
Высокий | Средний | Низкий |
Экспериментальный класс | 29% | 54% | 17% |
Контрольный класс | 23% | 47% | 30% |
Мальчики | 36% | 43% | 21% |
Девочки | 21% | 65% | 14% |
Из таблицы мы видим, что преобладающий уровень владения данным умением – средний, затем идет – высокий, это весьма хороший показатель.
Сравним результаты после формирующего эксперимента в экспериментальном и контрольном классах.
Диаграмма 20: Сопоставление результатов после формирующего эксперимента в экспериментальном и контрольном классах по уровням развития умения устанавливать дружеские взаимоотношения всей выборки (критерий – дружественность).
Прогресс очевидный и довольно сильный. Число учеников, владеющих умением на низком уровне упало на 13% в сравнении с контрольным классом, а на высоком – возросло на 6%. Нами было проведено КТД, направленное в особенности на развитие данного умения, и результат был достигнут. Также, конечно, данное умение развивается при проведении любого КТД в той или иной степени, поэтому прогресс более выраженный, чем мог бы быть после всего одного КТД.
Следующим мы рассмотрим умение взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей.
Таблица 11: Распределение испытуемых по уровням развития умения взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей (критерий – коллективность).
Уровень
Выборка |
Высокий | Средний | Низкий |
Экспериментальный класс | 39% | 57% | 4% |
Контрольный класс | 21% | 70% | 9% |
Мальчики | 21% | 72% | 7% |
Девочки | 57% | 43% | 0% |
Мы
видим очень хорошие
Диаграмма 21: Сопоставление результатов после формирующего эксперимента в экспериментальном и контрольном классах по уровням развития умения взаимодействовать в коллективе и общаться в больших группах детей всей выборки (критерий – коллективность).
На данной диаграмме мы наблюдаем самое большой из всех интеракционных коммуникативных умений улучшение относительно контрольного класса. Это объясняется тем, что было проведено успешное КТД с акцентом именно на данное умение, а также тем, что, очевидно, это умение лучше всех поддается развитию при любом организованном взаимодействии детей, то есть, фактически, каждое из 3-х проведенных КТД оказало сильное влияние на уровень развития данного умения.
Далее рассмотрим умение организовывать сверстников в какой-либо деятельности
Таблица 12: Распределение испытуемых по уровням умения организовывать сверстников в какой-либо деятельности.