Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………
7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23
Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………
24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51
Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79
Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………
В психолингвистике и основывающейся на ней методике обучения иностранному языку основанием классификации являются виды речевой деятельности, а именно: слушание, говорение, чтение и письмо (как процесс создания высказывания в письменной форме). Следовательно, коммуникативные умения будут следующие: 1) умение говорить; 2) умение слушать; 3) умение читать; 4) умение писать, создавать текст.
В методике преподавания русского языка как иностранного коммуникативные умения называются речевыми и определяются через виды речевой деятельности. Речевые умения – это способность говорить, слушать, читать, писать, реализуя в процессе общения (обмена мыслями) речевые навыки через понятие “управление”: речевое умение есть способность управлять речевой деятельностью в условиях решения коммуникативных задач общения.
Первоисточником коммуникативно-речевых умений являются риторические умения, а именно: 1) умение изобретать, находить материал; 2) умение располагать материал в логической последовательности; 3) умение выражать мысли; 4) умение запоминать подготовленную речь; 5) умение произносить подготовленную речь, используя звуковые средства эмоционально-смысловой выразительности (М.С. Гаспаров, А.А. Волков, С.Ф. Иванова, Н.Ф. Кошанский).[23] В работах ученых, которые считают риторику самостоятельной наукой, выделяются основные (общие) и специфические (частные) коммуникативно-речевые умения для устной и письменной речи.
В
методике преподавания русского языка
как родного под
Коммуникативные
умения – сложное понятие, они
не имеют единой классификации. Рассмотрим
различные варранты классификации.
3. Обзор классификаций коммуникативных умений.
Коммуникативные умения как “способность”, как готовность к выполнению речевого действия на основе усвоенных знаний или имитации (по образцу) представляют собой сложные психофизиологические и информационно-деятельностные явления действительности, не поддающиеся простой и однозначной систематизации.
В настоящее время в методической науке существуют различные подходы в классификации коммуникативных умений. Отличие подходов кроется в основаниях, взятых за основу той или иной классификации.
М.Т. Баранов [6], например, под коммуникативными понимает умения, связанные, во-первых, с подготовкой к работе над текстом, во-вторых, с работой над созданием текста. М.Т. Баранов относит к коммуникативным умениям следующие: “создавать текст на заданную тему с учетом адресата, цели и стиля; отграничивать текст от нетекста (здесь и далее выделены умения, в классификациях других исследователей не встречающиеся); собирать материал в соответствии с темой; систематизировать его, создавая рабочие материалы; отбирать языковые средства, соответствующие теме, адресату и стилю будущего текста; связно излагать мысли в форме того или иного типа речи; редактировать (улучшать) написанное” [6].
Т.А. Ладыженской [5] в 60-е годы были сформулированы коммуникативные умения, характерные для письменной и устной форм речи. Так, для письменной речи специфичным является умение, направленное на совершенствование написанного. Также к коммуникативным умениям письменной речи Т.А. Ладыженская относит: “умение раскрывать тему высказывания; умение раскрывать основную мысль высказывания; умение собирать материал к высказыванию; умение систематизировать собранный к высказыванию материал; умение строить высказывание в определённой композиционной форме; умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко” [5]. Таким образом, в основу классификации Т.А. Ладыженской положена форма речи.
М.Р. Львов [23] к коммуникативным умениям относит следующие: выбирать тему устного и письменного сочинения, формулировать ее, определять ее границы, выделять подтемы (микротемы), раскрывать тему с разной степенью полноты; собирать, накапливать материал на избранную тему как из собственного опыта, так и из книг и других источников; ставить перед собой цель сочинения, определять его задачу, идею; в соответствии с авторским замыслом и границами темы отбирать и систематизировать накопленный материал, располагать его в нужной последовательности, работать над композицией сочинения, составлять план сочинения, корректировать его; подготавливать языковые средства - словарь, обороты речи, изобразительные средства, составлять наброски, фрагменты текста; создавать письменный или устный текст, то есть писать сочинения или рассказывать, используя подготовительный материал, придерживаясь плана, реализовать авторский замысел; соблюдать при этом требования языковой нормы в отборе слов, в построении предложений и текста. В устном варианте соблюдать требования орфоэпии и выразительности, в письменном - орфографии, пунктуации, каллиграфии; совершенствовать написанное: находить и исправлять ошибки, улучшать структуру предложений и текста, заменять слова более точными и т. п.
Классификация Т.Г. Рамзаевой [23] строится на основе выделения компонентов высказывания: содержательной стороны, структуры и изобразительных средств. Автор выделяет четыре группы речевых умений: 1) “информационно-содержательные умения: умение определять тему текста при его восприятии, умение воспроизводить текст с учётом его темы, отбирать материал на тему, составлять текст на тему, умение определять основную мысль текста, подчинять своё высказывание (в устной и письменной форме) основной мысли, умение озаглавливать текст, отражая в заголовке тему или основную мысль; 2) структурно-композиционные умения, обеспечивающие правильное построение текста: связность и последовательность изложения, умение при восприятии текста разделить его на структурные части в зависимости от вида текста и установить между ними связь, умение делить текст на смысловые части (составлять логический план), умение создавать текст с учётом его структуры в зависимости от вида текста (текст-повествование, текст-рассуждение), умение устанавливать в тексте связи между предложениями; 3) изобразительно-выразительные умения, обеспечивающие точность выражения мысли в соответствии с целями высказывания и типом речи: умение при восприятии текста соотносить замысел автора (позицию автора) и изобразительные средства, которые он использовал в тексте (сравнения, метафоры, олицетворения и др.), умение использовать изобразительно-выразительные средства в своих высказываниях, умение правильно употреблять грамматические формы слов, синонимы, антонимы; 4) умения, направленные на совершенствование текста (редактирование): умения в соответствии с замечаниями учителя уточнять содержание текста, учитывая его тему, правильность передачи информации, объём каждой части и связь между ними, правильность построения предложений и связь между предложениями в тексте, точность употребления слов, правильность их написания”.
В рассматриваемой классификации Т.Г. Рамзаевой 1-3 группы умений содержат умения, направленные на восприятие, воспроизведение и создание текста, 4-я же группа не содержит умений, необходимых для восприятия; для ряда умений не определена форма речи.
М.С. Соловейчик [34] классифицирует коммуникативные умения с позиций теории речевой деятельности. К умениям, необходимым для создания высказывания (говорения и письма), она относит:
Для восприятия высказывания (чтения и слушания) необходимы следующие умения:
• умение осознавать свою коммуникативную задачу;
• умение по заголовку, по началу, а также по другим внешним признакам предполагать общий характер сообщения, его тему, цель, дальнейшее продолжение;
• умение понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слов, конструкций, интонации; выделять элементы высказывания: отдельные факты, сведения, микротемы, по ним определять общую тему текста; разграничивать основную информацию и вспомогательную, известную и новую для себя, особо важную и т. п.; понимать ход развития мысли автора, его основную мысль, задачу речи; в ходе общения соблюдать нормы поведения (в том числе и правила обращения с книгой);
• умение осознавать степень понимания текста, глубину проникновения в его смысл, понимание авторской позиции, отношение к ней; пользоваться приемами совершенствования понимания сообщения (возвращение к прочитанному, выяснение значения незнакомых слов, постановка вопросов и др.)
В психологических исследованиях Р.В. Овчаровой, Е.А. Киянченко [26] структура коммуникативных умений представлена тремя взаимосвязанными сторонами: 1) гностической, 2) экспрессивной и 3) интеракционной.
Эти структурные компоненты (коммуникативные умения) наполнены следующим содержанием:
1. Гностические (умения) – способность и стремление к пониманию другого:
2.Экспрессивные – способность к самовыражению своей личности: доброжелательность, а именно:
3.Интеракционные - способность адекватно влиять на партнеров по общению:
В дальнейшем в нашей работе мы будем придерживаться именно этой классификации, так как она лучше других подходит для достижения целей и решения задач, поставленных нами, наиболее полно описывает умения, необходимые для успешного общения младших школьников. При этом интеракционные умения описываются авторами как наиболее важные для социализации ученика после выпуска из младшей школы, поэтому в эксперименте мы исследовали именно их уровень сформированности.
Теперь
подробнее рассмотрим специфику, проблемы
и способы развития коммуникативных
умений младших школьников.
4. Специфика развития коммуникативных умений
в младшем школьном возрасте.
В младшем школьном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие люди. Если в конце дошкольного возврата, потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.
Общение младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:
-
первая и наиболее важная
- вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности.
-
третья специфическая
- четвертая особенность - преобладание инициативных действий над ответными.
Перечисленные особенности отражают специфику конфликтов среди детей младшего школьного возраста. Однако содержание общения существенно изменяется от 7 к 10 годам. На протяжении младшего школьного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы:
- первый перелом внешне
- второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Младшие школьники общаются в группах, состав которых очень не постоянен – в зависимости о дела или игры, которыми они заняты, или от легко меняющихся настроений и привязанностей. На их симпатии большое влияние оказывают оценки и мнение учителя. Со взрослыми они общаются много, откровенно и ждут от них помощи, сотрудничества, понимания. Дружба младших школьников основана на соседстве, совместных играх.