Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 13:37, дипломная работа
Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников…………
7
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... 7
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках……………………… 8
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... 9
4. Специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.. 14
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников……………………..
16
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее……………………………….
20
Выводы по главе №1………………………………………………………………… 23
Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника…………………………………………………………………
24
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... 24
2. Описание методики и организации изучения особенностей развития коммуникативных умений у младших школьников……………………………………………..
25
3 Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………………... 29
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. 51
Глава III. Формирующий эксперимент……………………………………………...
52
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. 52
2. Система КТД………………………………………………………………………. 53
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. 68
Выводы по главе №3………………………………………………………………… 79
Заключение…………………………………………………………………………..
80
Библиография………………………………………………………………………... 81
Приложение………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И.
ГЕРЦЕНА»
Институт
детства
Кафедра
педагогики и психологии
начального образования
Дипломная работа
на тему
Развитие интеракционных
коммуникативных умений
младших школьников
в коллективно-творческой
деятельности
Выполнил:
студент 5 курса
Сысоев
Валентин Анатольевич
Научный руководитель:
кандидат психологических наук
доцент кафедры педагогики и
психологии начального обучения
Денисова
А.А.
Рецензент:
кандидат педагогических наук
доцент кафедры педагогики и
психологии начального обучения
Савинова
Л.Ю.
Допущена к защите
_____________/Г.И.
Вергелес/
«____»_____________2010г.
Санкт-Петербург
2010 г.
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников………… |
7 |
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения……………………... | 7 |
2. Понятие
«коммуникативные умения» в |
8 |
3. Обзор классификаций коммуникативных умений………………………………... | 9 |
4. Специфика
развития коммуникативных |
14 |
5. КТД как форма воспитательной работы, направленной на развитие интеракционной группы коммуникативных умений младших школьников…………………….. | 16 |
6. Обоснование выбора группы интеракционных коммуникативных умений для рассмотрения и КТД как средства воздействия на нее………………………………. | 20 |
Выводы
по главе №1………………………………………………………… |
23 |
Глава II. Изучение особенностей и уровня развития коммуникативных умений младшего школьника……………………………………………………… |
24 |
1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. Описание выборки……... | 24 |
2.
Описание методики и |
25 |
3
Анализ результатов |
29 |
Выводы по главе №2…………………………………………………………………. | 51 |
Глава III. Формирующий эксперимент…………………………………………….. |
52 |
1. Гипотеза, цели, задачи формирующего эксперимента……………………………. | 52 |
2. Система
КТД……………………………………………………………………… |
53 |
3 Анализ результатов формирующего эксперимента……………………………….. | 68 |
Выводы по главе №3………………………………………………………………… | 79 |
Заключение…………………………………………………… |
80 |
Библиография……………………………………………… |
81 |
Приложение…………………………………………………… |
84 |
Введение
Актуальность данной проблемы сложно переоценить. Важнейшим фактором психического развития школьника является его общение со взрослыми и сверстниками.
Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и нестабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Характерной чертой современной школы является усиливающийся процесс гуманизации образования, ориентированного на личность ребенка, которая формируется прежде всего в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме выдвигается в настоящее время на первый план.
Исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка – дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.
К сожалению, практика показывает, что многие выпускники общеобразовательных школ и других средних учебных заведений коммуникативными умениями владеют на низком уровне. На наш взгляд, у этого существует ряд причин.
Во-первых, работе по формированию коммуникативных умений уделяется недостаточное внимание в начальной школе.
Во-вторых, не в полной мере учитываются возрастные особенности младшего школьника.
Учитывая все вышесказанное, и опираясь на мысли, высказанные психологами, педагогами и методистами (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.Д. Алферов, К.Б. Бархин, В.А.Добромыслов, В.С. Мухина, М.А. Рыбникова, Л.В. Занков, И.П.Иванов и др.), считаем, что проведение коллективного творческого дела внесет в учебный процесс разнообразие и занимательность, создаст эффект новизны, организует новую речевую ситуацию и, тем самым, мотивирует младших школьников на составление речевого произведения, создаст условия для целенаправленного развития учителем коммуникативных умений младших школьников, особенно интеракционных.
Тем не менее, использование проведения коллективного творческого дела для формирования и развития коммуникативных умений видится изученным недостаточно, а, возможно, и недооцененным. Ведь нет лучше способа развить умение общаться, чем непосредственно дать детям общаться, тем более в ситуации интересной им и подконтрольной, подчиненной задумке учителя. Исходя из этого, тема работы кажется актуальной.
Из всего многообразия различных коммуникативных умений, нами для исследования выбрана группа интеракционных, т.е. влияющих на способность адекватно влиять на партнеров по общению, как недостаточно развитая, но при этом наиболее важная для дальнейшей социализации детей.
Цель исследования – изучить особенности развития интеракционных коммуникативных умений младших школьников и разработать систему КТД, направленную на их развитие.
Объектом исследования выступают особенности развития интеракционных коммуникативных умений.
Предметом эмпирического исследования является целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников.
В связи с вышеизложенным мы выдвигаем следующую гипотезу констатирующего эксперимента: существуют особенности развития интеракционных коммуникативных умений в зависимости пола детей. Исследование строилось в рамках изучения детей, обучающихся в начальной школе (3 класс).
Гипотеза формирующего эксперимента такова: целенаправленное развитие интеракционных коммуникативных умений будет успешно осуществляться в процессе коллективно-творческой деятельности младших школьников. Психолого-педагогическими условиями эффективности работы учителя по развитию коммуникативных умений младшего школьника в КТД будут:
В соответствии с выдвинутой гипотезой нами были поставлены следующие задачи:
1.Установить уровень развития у учащихся интеракционных коммуникативных умений.
2.Проанализировать
особенности развития
3.Разработать
систему КТД, направленную на
развитие интеракционных
Для реализации всех поставленных задач был проведен констатирующий эксперимент в 3 классах начальной школы.
База для проведения эксперимента была предоставлена государственным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой №534 Приморского района Санкт-Петербурга.
Выборка состояла из 28 испытуемых, учащихся в третьем классе. Состав учащихся по полу: 14 мальчиков, 14 девочек.
Для проведения констатирующего эксперимента отобраны следующие методики: методика коммуникативная дистанция (А.Н. Андреев, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкина.), анкета по общению (Мудрик А.В. 1988), анкета по общению (М.И. Мнацаканян, 1993), проективная визуально-вербальная методика Рене Жиля.
Формирующий эксперимент включает в себя проведение системы КТД, направленной на последовательное развитие вышеприведенных умений. То есть совокупность КТД, позволяющих задать необходимый вектор развития, а не случайный набор, несфокусированный на поставленной цели.
В конце исследования был проведен контрольный эксперимент, который позволяет судить, насколько успешным было наше предположение об эффективности воздействия на интеракционные коммуникативные умения при помощи КТД.
Глава I
Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений
младших школьников
1. Понятие «коммуникативные умения». Проблемы общения.
Общение – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. В ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т.п. Но из-за недостаточно развитых коммуникативных умений, часто могут возникать трудности в общении.
Во
время общения у его участников
наблюдаются различные
Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которое общение обслуживало.
Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.
При изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перспективных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения [23].
И
именно здесь встает проблема развития
коммуникативных умений -способностей
личности, обеспечивающих эффективность
ее коммуникативной деятельности - как
необходимая ступень к успешной социализации
личности, как способ избежать в детстве
возможных проблем с общением в будущем.
В данной работе нас интересуют, прежде
всего, возможности развития коммуникативных
умений в младшем школьном возрасте, но
прежде чем перейти к описанию специфики
работы по их развитию – остановимся на
коммуникативных умениях как таковых
рассмотрим их различные классификации.
2. Понятие «коммуникативные умения» в различных науках.
Понятие “коммуникативные умения” рассматривается в психологии, психолингвистике, методике, но трактуется в каждой науке по-разному. Представляется необходимым дать краткий обзор известных классификаций коммуникативных и речевых умений.
В психологии (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Р.М. Фрумкина) [8] коммуникативная деятельность рассматривается как деятельность общения и указывается, что для полноценного общения человек должен располагать такими умениями: правильно и быстро ориентироваться в условиях общения, правильно спланировать свою речь, выбрать содержание общения, найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.