Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др.). Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Введение……………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1.Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………............................................6
1.2.Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………......20
1.3.Игровая деятельность как средства развития диалогической речи..............32
Выводы по первой главе..................................................................................41
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика, результаты констатирующего эксперимента………..44
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию диалогической речи в игровой деятельности…...............................................................................................53
Выводы по второй главе…………………………………………………......55
Заключение……………………………………………………………………......57
Список использованной литературы……………………………….......66
Приложение
5
Приложение № 6
№ п/п | Фамилия и имя ребенка | Умение задавать разнообразные вопросы |
Умение
отвечать на вопрос развернуто |
Культура диалога | Оценка в баллах | |||||
по содержанию | по форме | поддерживать тему | соблюдать очередность, не перебивать | I | II | III | ||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 |
Список использованной литературы:
1. Алексеева,
М.М. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников: Учеб. пособие
для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений
/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип.
- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-
Гл. 7.- 400с.
2. Арушанова,
А.Г. Речь и речевое общение
детей 3-7 лет: Методическое пособие
для воспитателей детского
3. Арушанова, А.Г. Истоки диалога [5-7 лет]: Книга для воспитателей / А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванова, Е.С. Рычагова/ Под ред. А.Г. Арушановой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 216 с.
4. Арушанова,А.Г. Истоки диалога [3-5 лет]: Книга для воспитателей / А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванова, Е.С. Рычагова Под ред. А.Г. Арушановой.-М.: «Мозаика-Синтез», 2005.- 216с.
5. Арушанова,
А.Г., Рычагова, Е., Дурова Н. Истоки диалога
/А.Г.Арушанова, Е. Рычагова, Н. Дурова //
Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с.
82-90.
6. Арушанова,
А.Г. Организация
7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология»/ А.М. Бородич. - 2 – е изд. – М.: Просвещение,1981. – 255 с., ил.
8. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.- С. 6-9;121;125;130.
9. Выготский,
Л.С. Мышление и речь Изд. 5, испр.
— М.: Лабиринт, 1999. — 352с.
10. Выготский, Л.С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Т.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – С. 19-35.
11. Гербова
В. Занятия по развитию речи в средней
группе // Дошкольное воспитание. – 2000.
- №3. – С. 78-80.
12. Горшкова, Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - С.91-93
13. Градусова
Л. В. Диагностические
14. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – С. 54.
15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. под ред.Т.И. Бабаевой, Д.М. Гурович, З.А. Михайловой. Изд. 3-у, перераб. Спб.: Детство — Пресс, 2007.
16. Запорожец, А.В. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М., 1964
17. Козлова, С.А Дошкольная педагогика: учебное пособие / С.А.Козлова Т.А. Куликова Т.А. . – 4-е изд., стер. –М. : «Академия», 2002. – 415с.
18. Колодяжная, Т. П., Колунова, Л. А. «Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы». – Ростов-н/Д:ТЦ «Учитель», 2002. 21с.
19. Короткова,
Э.П. Беседа как средство
20. Короткова,
Э.П. Обеспечение речевой
23. Леонтьев,
А.А. Язык, речь, речевая деятельность/
А.А. Леонтьев. - М. : Просвещение. 1969. -214с.
24. Леонтьев, А.А. (отв. ред.) Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974. – 368 с.
25.Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов ВУЗов,
обучающихся по специальности "Психология". - М.: Смысл, 2007.
26. Лисина, М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под. ред. М.И. Лисиной. – М, 1985, Г.8.
27. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина.- М.: 2000. - С. 358-369
28. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: ,1986. - 144 с.-С.32, 36.
29. Лурия, А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320с.
30. Лямина,
Г.М. Особенности развития
31. Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга».4-е издание. Просвещение, 2002. -159 с.
32. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с.
33. Немов, Р.С. Психология в 3кн. Кн. 2. Психология образования : учебник для вузов / Р.С. Немов. 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2001.- 608с.
34. Новотровцева,
Н. В. Развитие речи детей.
Дидактический материал по
35. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд. Испр. И доп. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.-208с.
36. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой и др. - М., 2004. - С. 75-76; 104-106; 138- 140.
37. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка Союз Спб. 1997
38. Радина, Е. И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина – М.: Академия, 2000. – С.393-402.
39. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. Возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др. ;Науч. Рук. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2003. - 78с.
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштей. - СПб: издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
41. Рузская, А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками // Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева - М.: Академия, 1997.-456с.
42. Развитие
речи детей дошкольного
43. Российская
Федерация. Министерство
44. Сохин,
Ф. А. Психолого-
45. Сохин,
Ф.А. Обучение родному языку
и проблемы умственного
46. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160с.
47. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2001. – 144с С.124-144.
48. Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников : коллективная моногр. / под ред. Н. И. Левшиной, Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 207 с.
49. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.
50. Ушакова,
О.С. Методика развития речи
детей дошкольного возраста: учеб.
– метод. пособие для
51. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду /О.С. Ушакова. - М., 2002.
52. Ушакова, О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников Под редакцией О.С. Ушаковой. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – С.93.
53. Ушакова,
О. С. Развитие речи
54. Ушакова, О.С. Развитие речи детей четырех- семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995.- №1.-С.59-66
55. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.
56. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2000. – С.380-382.
Информация о работе Развитие диалогической речи в средней группе