Развитие диалогической речи в средней группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др.). Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1.Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………............................................6
1.2.Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………......20
1.3.Игровая деятельность как средства развития диалогической речи..............32
Выводы по первой главе..................................................................................41
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика, результаты констатирующего эксперимента………..44
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию диалогической речи в игровой деятельности…...............................................................................................53
Выводы по второй главе…………………………………………………......55
Заключение……………………………………………………………………......57
Список использованной литературы……………………………….......66

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

      В процессе словесных дидактических  игр парами, обучающими моментами  являются, осознание игровых правил, как правил общения, а также обогащение опыта взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами.

      Само  название — игры парами, подчеркивает главный принцип диалога —  парное взаимодействие. Организатором  взаимодействия выступает сначала  взрослый. Но он нацелен на то, чтобы дети взаимодействовали самостоятельно.

      Дидактические игры парами проводятся по желанию  детей в специально отведенное время  в групповой комнате следующим  образом: двое детей играют, а остальные  наблюдают за ними и учатся игре. При этом очень важно, чтобы дети начали играть друг с другом самостоятельно. Только в этом случае возникает взаимодействие со сверстником. (Иначе это фронтальная форма все того же общения со взрослым.) При неоднократном обращении к одной и той же игре дети усваивают правила и содержание игры и начинают получать от нее удовольствие.

      Большую радость доставляют детям такие  традиционные словесные дидактические  игры, как «Угадай на ощупь» (дифференцирование  звуков), «Чего не стало?» (родительный  падеж множественного числа), «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?» (обобщающие наименования «Овощи», «Фрукты»), «Бывает — не бывает» (рассуждение)[14, c.54].

      Опыт  работы по развитию диалогического общения  детей со сверстниками говорит о  том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.

      Совершенствование усвоенных навыков на этом этапе  обучения при решении проблемной коммуникативной задачи используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых. Кроме того, в совместной игре неизбежно сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовывать для создания единого, общего плана. Наиболее эффективным способом согласования замыслов можно назвать попеременное пошаговое планирование. Причем дети обязательно должны осознать расхождение собственных замыслов с замыслами партнеров. В сюжетно-ролевых отношениях такой игры актуализируются ролевая и комментирующая речь, а в отношениях, возникающих по поводу ее организации, - оценивающая, корректирующая и планирующая функции речи (Н.А. Короткова).

      Такие особенности позволяют использовать сюжетно-ролевую игру как средство для закрепления навыков диалогического общения. Естественная речь порождается не необходимостью, а потребностью ребенка. Развитию навыков диалога способствует и организованный в отделении детский театр. При подготовке тематических представлений ребята в неформальной обстановке активно общаются и друг с другом, и с персоналом. При соблюдении взрослыми правил диалогического общения создаются условия для совершенствования коммуникативных умений и навыков детей.

      Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы: формировать у детей  умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик); отражать естественную логику формирования речевых умений: к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

      Использование игр для развития диалогической  речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по первой главе

      1. В первой главе, раскрывается понятие «речь».

        Таким образом, речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В. И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева и др.). Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

        Согласно современным методическим подходам к речевому развитию дошкольников, важным является не только формирование отдельных диалогических умений, но и обучение осознанному диалогу. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, а также ориентации на особенности партнера. 

      Так же нами были рассмотрены особенности развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста, и мы можем сделать вывод о том, что диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог является естественной средой развития личности.

      Пятый год жизни – это период высокой  речевой активности детей и интенсивного развития их диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.                                                                                                                

    1. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

         В процессе общения и взаимодействия ребенка с окружающей действительностью ребенок овладевает диалогической речью, а взрослый создает для этого условия, организует материальную и языковую среду, вовлекает в совместную деятельность. Нами были рассмотрены разнообразные формы, методы, средства, приемы формирования диалогических умений дошкольников, которые раскрываются в различных методических пособиях и разными авторами. Единой в описанных технологиях является мысль о том, что диалогическая речь дошкольников — необходимое условие успешности взаимодействия с окружающим миром, важнейшее направление социально-личностного развития детей.

     В современных программах, методических пособиях предлагаются разнообразные методы и приемы  развития коммуникативно — речевых умений. В методике развития речи (А.М. Бородич) рассматриваются два основных метода развития диалога: разговор воспитателя с детьми и беседа.

     Таким образом, разговоры, беседы с детьми формируют умение слушать, поддерживать диалог, учитывать эмоциональное состояние партнера, что помогает дошкольнику обеспечить благоприятное вхождение в социум.

      3. Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы: формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик); отражать естественную логику формирования речевых умений: к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

     Использование игр для развития диалогической  речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование  игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников. 
 

 

Глава 2. Экспериментальное  изучение развития диалогической  речи у детей среднего дошкольного возраста

2.1. Цель, задачи, методика, результаты констатирующего  эксперимента

     Эксперимент проводился на базе МДОУ «Центр развития ребёнка детский сад № 81 города Магнитогорска. Количество участников в эксперименте составило 10 воспитанников в возрасте четырех - пяти лет. Список детей прилагается (см. Приложение №1).

     Целью констатирующего эксперимента было выявление и изучение особенностей диалогической формы речи у детей среднего дошкольного возраста.

      В соответствии с целью исследования в констатирующем эксперименте были поставлены следующие задачи:

      1.  Выявить особенности и критерии  сформированности диалогической   речи у детей среднего дошкольного  возраста.

      2. Провести качественный и количественный  анализ результатов обследования.

      3.   Распределить детей на дифференцированные группы в зависимости от уровня развития диалогической речи.

     Для экспериментального исследования мы выбрали  методики при помощи, которых определили уровень развития диалогических умений и развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с опорой на серию сюжетных картинок.

      В констатирующем эксперименте использовались методики Бизиковой О.А [8].

     Для решения поставленных задач использовала следующие методы Бизиковой О.А.:

  • наблюдение за речью ребенка в процессе повседневного общения.
  • игры парами
  • игры с телефоном

      Аспекты изучения:

1. Умение  задавать вопросы:

  • использует разнообразные по содержанию формы вопросов.
  • использует простые, двучастные, альтернативные, расчлененные вопросы.

2. Умение  отвечать на вопросы. 

3. Культура  диалога

  • поддерживает тему разговора.
  • соблюдает очередность.

     Методы  обследования детей и критерии оценки диалогических умений детей представлены в приложении (см. Приложение №2,3,4).

     Уровни  оценки умений (в баллах):

       5 баллов – высокий уровень освоения умения,

       4 – достаточный,

       3 – средний,

       2 – низкий.

     Все данные оформили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные умения оценки диалогической речи детей среднего дошкольного возраста (см. Таблицу 1, 2 и 3).

     Метод 1: наблюдение за речью ребенка в  процессе повседневного общения  в условиях ДОУ.

     Подготовка  исследования. Группа испытуемых из 10 человек и предметно-развивающая  среда, режимные моменты.

Проведение исследования. Исследование проводили в детском саду в процессе повседневного общения детей.

     Выводы  об уровне развития:

5 баллов  – высокий уровень освоения  умения,

4 –  достаточный,

3 –  средний, 

 2 – низкий.

Таблица 2

Фамилия и имя  ребенка Легко и свободно вступает в общение со взрослыми Легко и свободно вступает в общение с детьми Умеет отвечать на вопросы взрослого Пользуется  формами речевого этикета  Умеет задавать вопросы по поводу ближайшего окружения Количество  баллов Уровень развития
1 Амиров Салом + + + - + 4- достато
2 Барсегян Саша + - + - - 2-

низкий

3  Верховцева Полина + + + + + 5-высокий
4 Вараксина Полина + + + - - 3-средний
5 Вараксин Леня + + + - + 4-достато.
6 Здунова Катя + + + - + 4-достато
7 Машкина Даша + + + - - 3-средний
8 Облезов Андрей + - + - - 2-низкий
9 Рощин Сережа + - -  + - 3-средний
10 Фадеева Аксинья + +  -  + - 3-средний

Информация о работе Развитие диалогической речи в средней группе