Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др.). Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Введение……………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1.Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………............................................6
1.2.Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………......20
1.3.Игровая деятельность как средства развития диалогической речи..............32
Выводы по первой главе..................................................................................41
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика, результаты констатирующего эксперимента………..44
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию диалогической речи в игровой деятельности…...............................................................................................53
Выводы по второй главе…………………………………………………......55
Заключение……………………………………………………………………......57
Список использованной литературы……………………………….......66
Министерство образования и науки Российской
Федерации
ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный
университет»
Факультет дошкольного образования
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Развитие диалогической речи
Курсовая работа по педагогике
студентки 301 группы
заочной формы обучения
Кумушкуловой Альфии Баймуратовны
Научный руководитель: Градусова
Лилия
Вениаминовна, к.п.н., доцент
Оценка
научного руководителя:
__________________________
(научный
руководитель)
«____» ____________________2011г.
Магнитогорск, 2012г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы
Выводы
по первой главе.........................
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика, результаты констатирующего эксперимента………..44
2.2. Методические
рекомендации педагогам по
Выводы
по второй главе…………………………………………………......
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………….......
ВВЕДЕНИЕ
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др.). Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Развитие диалога – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу. Даже если один из них – ребенок.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе игры. Игра по праву заняла в практике дошкольных учреждений важное место. Нет нужды доказывать, что она имеет большое значение для всего хода развития детей в дошкольном возрасте. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека – речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами.
Таким образом, игровая ситуация требует от каждого ребенка определенного уровня развития речевой коммуникации.
Игры и упражнения по развитию диалогической речи дошкольников разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова).
В детском саду развитие диалога определено программными задачами. Дети четырех – пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. Но, не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию дошкольников, существуют определенные проблемы в данном разделе работы. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают друг с другом в ходе диалога, то есть не умеют слышать друг, друга, инициативно высказываться.
Исследования А. М. Шахнаровича, К. Менг показали, что дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии.
Неслучайно в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (2003г.) подчеркивают, что в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи». И хотя приоритетность данной задачи признается и ведущими специалистами в области отечественной методики (М.М. Алесеева, А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.), и современными программами, в методической литературе отмечается низкий уровень усвоения данной формы речи даже детьми старшего дошкольного возраста.
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.
В связи с этим проблема исследования, была поставлена следующим образом: развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста.
Предмет: развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель: изучить особенности игровой деятельности как средства развития диалогической речи.
Задачи работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. В литературе описываются исследования посвященные особенностям развития диалогической речи таких ученых, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения[42, с.50]. Диалогическая форма общения — наиболее естественная и привычная — не дана человеку от рождения. Ее осваивают так же, как и любой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытном партнером — носителем коммуникативной культуры. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В. И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева и др.). В развитых формах диалог — не просто бытовой ситуативный разговор; это богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение. Т. И. Гризик считает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Диалогу предшествует «коллективный монолог» (Ж. Пиаже) — речевое общение, когда каждый партнер активно высказывается в присутствии сверстника, но не отвечает на его реплики, не замечая реакции с его стороны на собственные высказывания. Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой в овладении монологом.
Алексеева М.М. И Яшина В.И.[1] выделяют несколько групп диалогических умений:
1. Собственно речевые умения:
— вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
— поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
— говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извенение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.
4.
Умение общаться для
5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.
Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличии от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих. Все реплики в диалоге связаны между собой, поэтому Л.В. Щерба характеризовал диалог как «цепь реплик»[59,c.114]. Отдельные реплики в диалоге могут быть понятны только в единстве с другими репликами и с учетом ситуации, в которой притекает общение. Это происходит из-за того, что в каждой последующей реплике сокращается все, что известно из предыдущих. Содержание диалога раскрывается не только в репликах, но и в паузах, жестах, мимике, интонации.
Открывают диалог инициативные реплики, это реплики-стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.
Реплики имеют различное назначение:
Информация о работе Развитие диалогической речи в средней группе