Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др.). Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Введение……………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1.Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………............................................6
1.2.Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………......20
1.3.Игровая деятельность как средства развития диалогической речи..............32
Выводы по первой главе..................................................................................41
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика, результаты констатирующего эксперимента………..44
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию диалогической речи в игровой деятельности…...............................................................................................53
Выводы по второй главе…………………………………………………......55
Заключение……………………………………………………………………......57
Список использованной литературы……………………………….......66
Сравнительный анализ программ по развитию диалогической речи детей средней группы в детском саду представлен в таблице 1.
Таблица 1
Название программы и ее авторы | Цели и задачи работы с детьми | Основные пути их решения |
1.
«Радуга»
Авторы: Т.Н.Доронова, С.Я.Якобсон, Е.ВСоловьева, Т.И.Гризик, В.В.Гербова Науч. Руководититель Т.Н. Доронова
|
Способствовать
развитию связной речи детей. |
Формировать умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении). Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы, выводящие ребенка за пределы ближайшего окружения. Постепенно формировать у детей более-менее целостную картину взаимосвязанных представлений о достаточно удаленных от ребенка сферах и областях жизни. Воспитывать общительность, сдержанность, тактичность — качества необходимые человеку для общения с окружающими. |
2.
Программа воспитания и Под ред. М.А.ВасильевойВ.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. |
Совершенствовать диалогическую речь. | Учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. |
3. «Детство»
Авторы:
В.И, Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. |
Осваивать умения диалогической и полилогической речи. | Учить детей
охотно вступать в речевое общение
с окружающими; задавать вопросы, отвечать
на вопросы; слушать ответы товарищей;
участвовать в коллективном разговоре,
поддерживать общую беседу; говорить
по очереди, не перебивая собеседника;
в разговорном общении пользоваться
(с помощью воспитателя) разными типами
предложений в зависимости от характера
поставленного вопроса.
Знать формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой. Замечать неточности и ошибки в своей речи и в речи товарищей, доброжелательно исправлять их. |
Из обзора программ можно заключить, что к настоящему времени в методике уже наметился новый взгляд на диалог, на содержание работы по его развитию. Но эта позиция сосуществует с традиционным подходом к диалогу как вопросно-ответной форме. Причем традиционный подход к диалогу занимает до настоящего времени главенствующую позицию в отечественной методике развития речи. Это проявляется и в программном содержании, и в методической продукции, и в научных исследованиях.
Требования
программы в части обучения диалогической
речи в основном сводятся к тому,
чтобы научить детей
Последние исследования, посвященные проблемам, связанным с развитием диалогической речи детей, с одной стороны свидетельствуют об интересе и внимании к ней, а с другой – о стойкости сложившегося традиционного представления о диалоге. В работах посвященных развитию диалогического общения и развитию диалогической речи по-прежнему предполагается развивать только умения детей отвечать на вопросы (краткими и полными предложениями) и задавать вопросы. Это имеет место и в тех случаях, когда авторы рассматривают лингвистические основы обучения детей диалогической речи.
Из анализа современных научных и методических источников по проблемам развития диалогической речи у дошкольников выявляются изменения в использовании средств и приемов. Если до недавнего времени в качестве основного средства развития диалога рассматривалось общение воспитателя с детьми, осуществляемое через разговоры и беседы, то в настоящее время наметились попытки использования игровой деятельности и игровых приемов обучения. Но в этом направлении лишь намечены возможности обогащения технологий развития диалогической речи игровыми способами.
Таким образом, речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В. И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева и др.). Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Согласно современным методическим подходам к речевому развитию дошкольников, важным является не только формирование отдельных диалогических умений, но и обучение осознанному диалогу. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, а также ориентации на особенности партнера.
Пятый
год жизни – это период высокой
речевой активности детей и интенсивного
развития их диалогической речи. Диалогическая
речь выступает как основная форма речевого
общения, в недрах которой зарождается
связная речь.
1.2.Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными. В диалоге принимают участие прежде всего два лица, которые понимают друг друга, а монолог чаще всего адресуется ряду лиц, и это заставляет прибегать говорящего к литературному языку.
Это
явление наблюдается и в
Как
известно, первичной формой существования
языка является устная речь. Русский
литературный язык имеет две основные
формы существования: устную и письменную.
В дошкольном возрасте развитие устной
речи рассматривается как одна из важнейших
задач для дальнейшего развития письменной
речи.
Многие исследователи отмечают, что между устной и письменной речью есть много общего: обе эти формы являются средством общения, и для той и для другой необходим словарный запас, а кроме того, необходимо применять разнообразные способы связи слов внутри предложения и способы связей между предложениями. Эту связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм лежит внутренняя речь, в которой формируется мысль. Выделяя особенности устной речи, которая, играя большую самостоятельную роль, является фундаментом для дальнейшего развития письменной речи. На основе устной речи идет усвоение лексического богатства языка; она является первоосновой синтаксиса письменной речи.
Владение
связной монологической речью —
одна из центральных задач речевого
развития дошкольников. Ее успешное решение
зависит от многих условий ( речевой среды,
социального окружения, семейного благополучия,
индивидуальных особенностей личности,
познавательной активности ребенка и
т.п.), которые должны и могут быть учтены
в процессе целенаправленного речевого
воспитания.
В
дошкольном детстве ребенок овладевает
прежде всего диалогической речью,
которая имеет свои специфические
особенности, проявляющиеся в использовании
языковых средств, допустимых в разговорной
речи, но неприемлемых в построении монолога.
Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Важно также учитывать условия, формы и цели речевого общения.
Диалог — не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения» (Л.П. Якубинский). Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения. Эти правила определяют поведение людей в диалоге, регулирует их речевое взаимодействие. Диалог характеризуется сменой высказываний (реплик) двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой — либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений с минимальной синтаксической сложностью, использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой. Выявление умения строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику) показывает, может ли ребенок пользоваться разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.
Именно
в диалоге развивается умение
выслушать собеседника, задать вопрос,
ответить в зависимости от контекста.
Все эти навыки и умения необходимы
для развития монологической речи детей.
Способность ребенка вступать в общение
со взрослым и сверстником является важной
для характеристики его коммуникативных
умений. Взрослые (воспитатели, их помощники)
поощряют инициативные высказывания детей
(вопрос, просьбу показать, назвать, объяснить,
дать любую понравившуюся игрушку), внимательно
их выслушивают, отвечают, выполняют просьбу.
Любое инициативное высказывание ребенка
показывает его коммуникативную напрвленность
и может быть оценено взрослым как положительный
факт в стремлении ребенка к общению [50,
с.178,179].
Для ведения диалога характерны выполнение таких правил, как:
Поскольку в диалоге жесты или мимика могут заменять словесную реплику, возникает необходимость в том, чтобы смотреть на собеседника. Нарушение этого правила приводит к потере связи с собеседником. Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.
В спонтанном диалоге репликам не свойственны
сложные предложения, в них встречаются
фонетические сокращения, неожиданные
формообразования и непривычные словообразования,
а также нарушения синтаксических норм.
Вместе с тем именно в процессе диалога
ребенок учится произвольности своего
высказывания, у него развивается умение
следить за логикой своего высказывания,
т.е. в диалоге происходит зарождение и
развитие навыков монологической речи.
Основная цель работы
по развитию диалогической речи у
детей дошкольного возраста состоит
в том, чтобы научить их пользоваться
диалогом как формой общения.
Информация о работе Развитие диалогической речи в средней группе