Развитие диалогической речи в средней группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др.). Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1.Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………............................................6
1.2.Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………......20
1.3.Игровая деятельность как средства развития диалогической речи..............32
Выводы по первой главе..................................................................................41
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика, результаты констатирующего эксперимента………..44
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию диалогической речи в игровой деятельности…...............................................................................................53
Выводы по второй главе…………………………………………………......55
Заключение……………………………………………………………………......57
Список использованной литературы……………………………….......66

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

                                   Низкий уровень  - 1 ребенок (10%)

      1. Итак, можно сделать вывод, что дети среднего дошкольного возраста мало владеют диалогической речью. Диалогическая речь детей в основном состоит от 2 до 4 слов Дети умеют слушать и понимать речь, участвуют в общении чаще по инициативе других. Часть детей малоактивна и малоразговорчива в общении со сверстниками, невнимательны, редко пользуются, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передать их содержание Дети довольно легко вступают в разговор, но не всегда готовы поддерживать его, менее половины детей задавали вопросы, своевременно вступали в диалог. Трудно детям дается завершение разговора, делать выводы, заключения. У детей ещё не выработаны правила этикета – выслушивать товарища, не перебивать его. Для развития полноценной диалогической речи детей нужно большее внимание уделять на развитие коммуникативных умений детей.
      2. Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы: формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик); отражать естественную логику формирования речевых умений: к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.
      3. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

Заключение

     1. Согласно взглядам отечественных  психологов (Л.С. Выготский, А.В.  Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) диалогическая речь является наиболее социально значимым для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми.

     Проблемой развития диалогической речи детей  занимались многие ученые, такие психологи  как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина и др. Однако недостаточно разработаны методы и приемы, направленные на развитие диалогической речи ребенка, несмотря на разноаспектное изучение феномена общения в многочисленных научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов в области психологии и педагогики.

       В последнее время активизировалась разработка педагогических идей о роли диалогической речи детей в контексте личностных новообразований (познание мира и преобразование самого себя) (Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин, М.В. Кларин, С.В. Кульневич).

     Обилие  материала, в котором получили раскрытие  отдельные стороны проблемы (при  этом, как правило, с разных авторских позиций) не обеспечивает педагогов достаточно ясным и целостным представлением о ее сущности и путях реализации в условиях современных дошкольных образовательных учреждений. Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование. художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.

     2. По результатам констатирующего эксперимента выяснилось, что дети среднего дошкольного возраста мало владеют диалогической речью не умеют высказываться. В диалоги у детей чаще преобладают простые вопросы, другие формы встречаются редко. Дети могут оставить вопросы без внимания,  как взрослых, так и сверстников. В процессе общения не всегда поддерживают тему разговора, не соблюдают очередность, перебивают друг друга.

        3. Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста отмечается недостаточное развитие диалогической речи, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, вопросы детей однообразны и просты, ответы не отличаются исчерпанностью, не всегда умеют поддерживать тему разговора и соблюдать очередность, слушать партнера и вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.  
 
 
 

                                                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

      Список  детей:

1. Амиров  Салом – 4,5мес.

2. Барсегян  Саша– 4,8 мес.

3. Верховцева Полина– 4,6мес.

4. Вараксина  Полина– 4,7 мес.

5. Вараксин  Леня – 4,7 мес.

6. Здунова  Катя– 4,8 мес.

7  Машкина  Даша– 4, 7мес.

8  Облезов  Андрей– 4,8 мес.

9. Рощин  Сережа – 4,6 мес.

10.Фадеева  Аксинья -  4,7 мес.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                                                                                                                                            Приложение 2

                                                                      Методы обследования и критерии оценки

п/п

Аспекты изучения     Методы  Оборудование                 Оценка овладения (в баллах)
  1.

.

Умение задавать вопросы

1.Использует  разнообразные по содержанию  формы вопросов.

 

1.Наблюдение  за речью ребенка в процессе  повседневного общения. 

2.Игры парами. 

3.Игры с телефоном.

 
 
 
 
«Разрезные картинки» 

Игрушка телефон

5 баллов –  в речи присутствуют вопросы  делового, познавательного и социально-  личностного содержания;

4 балла  – наличие вопросов делового  и познавательного характера,  изредко используются вопросы социально- личностного характера;

3 балла  – вопросы однообразны (по  поводу деятельности);

2 балла  – крайне редко задает вопросы

  2. 2.Использует  простые, двучастные,альтернативные, расчлененные вопросы.

Умение отвечать на вопросы.

5 баллов –  использует все формы вопросов

4 балла  – испльзует 2-3 формы вопросов

3 балла  – преобладают простые вопросы,  другие формы всречаются редко

2 балла  – использует только простые  формы вопросов

  Культура диалога 1.Поддерживает тему разговора.

2.соблюдает очередность.

5 баллов –  отвечает охотно, коммуникативно  целесообразно, по теме

4 балла  – изредко уходит от ответа  на вопросы сверстников

3 балла  – может оставить вопросы как  взрослых, так и сверстников, ответы  не отличаются исчерпанностью

2 балла – отвечает неохотно

 

5 баллов –  высокий уровень освоения умения, 4 – достаточный, 3 – средний, 2 –  низкий.

                                                                                                                                                                                   

 Приложение 3

 Методы обследования и критерии оценки

п/п

Аспекты изучения     Методы  Оборудование                 Оценка овладения (в баллах)
  1.

.

Умение высказывать  свою точку зрения

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Наблюдение  за речевым общением детей. 

Наблюдение за речью в ситуации рассматривания новых книг (открыток) вдвоем 
 
 

Игры с телефоном. 
 
 
 

Беседы 

с ребенком, в которых педагог «провоцирует»  его на несогласие с мнением собеседника 
 
 
 
 
 
 

Наблюдение  за речевым общением детей

Новые книги, иллюстрированные альбомы, открытки 
 
 
 

Игрушечный  телефон

5 баллов –  спокойно, аргументированно высказывают  свое мнение; 
 

4 балла  – не всегда может аргументировать  свое мнение;

3 балла  – редко прибегает к словесным  аргументам;

2 балла  – с трудом формулирует мнение

02.05.11 Делится впечатлениями, сообщает новости 5 баллов –  всегда охотно сообщает о своих  чувствах, впечатлениях, делится новостями;

4 балла  – делится впечатлениями со  сверстниками, близкими взрослыми,  высказывает жалобы на сверстников;

3 балла  – редко по своей инициативе  вступает в общение, жалуется  на сверстников; 

2 балла  – почти не использует реплик- сообщений

3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.

Умение толерантно реагировать на сообщения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Избегать нескромных или категоричных высказываний

5 баллов –  ребенок адекватно и доброжелательно  реагирует на разные сообщения,  аргументированно отклоняет мнение  собеседников;

4 балла  – иногда недастаточно адекватен  в реакции на сообщение. Не  всегда аргументирует свое несогласие  с точкой зрения собеседника;

3 балла  – может оставить без внимания  сообщения собеседников, не поддержать  тему разговора или проявить  нетерпимость к сообщению товарищей;

2 балла  – чаще неадекватен в реакции,  в грубой форме отклоняет мнение  товарищей 
 

5 баллов  – не допускает хвастливости;сдержанно высказывается о своих впечатлениях; чувствах; не котегоричен в сообщениях и реакциях на них;

4 балла  – изредка проявляется желание  не хвастать, старается сдержать  негативные эмоции, категорично  отвергая суждения, с которыми  не согласен, однако это удается не всегда;

3 балла  – ситуативен в проявлении  нескромности или категоричности, чаще нарушает это правило,  чем придерживается его;

2 балла  –  нескромен или категоричен  в суждениях и в реакциях  на сообщения

 

5 баллов  – высокий уровень освоения умения, 4 – достаточный, 3 – средний, 2 – низкий

 Приложение 4

                                                                   Методы обследования и критерии оценки

п/п

Аспекты изучения     Методы

и оборудование

                Оценка овладения (в баллах)
  1.

.

Умение пользоваться разнообразием реплик -побуждений

 

1.Наблюдение  за общением детей 
 
5 баллов –  легко и свободно обращается  к собеседнику (с просьбами,  советами, предложениями и другими  видами побуждений);

4 балла  – чаще всего может выразить побуждения, но изредка наблюдаются затруднения при формулировании некоторых побуждений (разъяснении, приглашении и др.)

3 балла  – затрудняется в использовании  побуждений, не всегда адекватно  формулирует их;

2 балла  – слабое проявление умения  или его полное отсутствие

  2. Умение вежливо  реагировать на побуждения 5 баллов –  использует все формы вопросов

4 балла  – испльзует 2-3 формы вопросов

3 балла  – преобладают простые вопросы,  другие формы всречаются редко

2 балла  – использует только простые  формы вопросов

  Умение осознанно  пользоваться формулами речевого этикета 5 баллов –  отвечает охотно, коммуникативно  целесообразно, по теме

4 балла  – изредко уходит от ответа  на вопросы сверстников

3 балла  – может оставить вопросы как  взрослых, так и сверстников, ответы не отличаются исчерпанностью

2 балла  – отвечает неохотно

 

      5 баллов – высокий уровень освоения  умения, 4 – достаточный, 3 – средний, 2 – низкий.  
 
 

Информация о работе Развитие диалогической речи в средней группе