Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др.). Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Введение……………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1.Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………............................................6
1.2.Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………......20
1.3.Игровая деятельность как средства развития диалогической речи..............32
Выводы по первой главе..................................................................................41
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика, результаты констатирующего эксперимента………..44
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию диалогической речи в игровой деятельности…...............................................................................................53
Выводы по второй главе…………………………………………………......55
Заключение……………………………………………………………………......57
Список использованной литературы……………………………….......66
Заключение
1.
Согласно взглядам
Проблемой развития диалогической речи детей занимались многие ученые, такие психологи как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина и др. Однако недостаточно разработаны методы и приемы, направленные на развитие диалогической речи ребенка, несмотря на разноаспектное изучение феномена общения в многочисленных научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов в области психологии и педагогики.
В последнее время активизировалась разработка педагогических идей о роли диалогической речи детей в контексте личностных новообразований (познание мира и преобразование самого себя) (Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин, М.В. Кларин, С.В. Кульневич).
Обилие материала, в котором получили раскрытие отдельные стороны проблемы (при этом, как правило, с разных авторских позиций) не обеспечивает педагогов достаточно ясным и целостным представлением о ее сущности и путях реализации в условиях современных дошкольных образовательных учреждений. Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование. художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.
2. По результатам констатирующего эксперимента выяснилось, что дети среднего дошкольного возраста мало владеют диалогической речью не умеют высказываться. В диалоги у детей чаще преобладают простые вопросы, другие формы встречаются редко. Дети могут оставить вопросы без внимания, как взрослых, так и сверстников. В процессе общения не всегда поддерживают тему разговора, не соблюдают очередность, перебивают друг друга.
3. Таким образом, можно сделать вывод о
том, что у детей дошкольного возраста
отмечается недостаточное развитие диалогической
речи, выражающееся в трудности вступления
в контакт с людьми, вопросы детей однообразны
и просты, ответы не отличаются исчерпанностью,
не всегда умеют поддерживать тему разговора
и соблюдать очередность, слушать партнера
и вежливо высказывать предположения,
пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать
свои суждения.
Приложение 1
Список детей:
1. Амиров Салом – 4,5мес.
2. Барсегян Саша– 4,8 мес.
3. Верховцева Полина– 4,6мес.
4. Вараксина Полина– 4,7 мес.
5. Вараксин Леня – 4,7 мес.
6. Здунова Катя– 4,8 мес.
7 Машкина Даша– 4, 7мес.
8 Облезов Андрей– 4,8 мес.
9. Рощин Сережа – 4,6 мес.
10.Фадеева
Аксинья - 4,7 мес.
№
п/п |
Аспекты изучения | Методы | Оборудование | Оценка овладения (в баллах) |
1.
. |
Умение задавать
вопросы
1.Использует разнообразные по содержанию формы вопросов.
|
1.Наблюдение
за речью ребенка в процессе
повседневного общения. 2.Игры парами. 3.Игры с телефоном. |
«Разрезные картинки» Игрушка телефон |
5 баллов –
в речи присутствуют вопросы
делового, познавательного и социально-
личностного содержания;
4 балла – наличие вопросов делового и познавательного характера, изредко используются вопросы социально- личностного характера; 3 балла – вопросы однообразны (по поводу деятельности); 2 балла – крайне редко задает вопросы |
2. | 2.Использует
простые, двучастные, Умение отвечать на вопросы. |
5 баллов –
использует все формы вопросов
4 балла – испльзует 2-3 формы вопросов 3 балла
– преобладают простые вопросы, 2 балла – использует только простые формы вопросов | ||
Культура диалога
1.Поддерживает тему разговора.
2.соблюдает очередность. |
5 баллов –
отвечает охотно, коммуникативно
целесообразно, по теме
4 балла – изредко уходит от ответа на вопросы сверстников 3 балла – может оставить вопросы как взрослых, так и сверстников, ответы не отличаются исчерпанностью 2 балла – отвечает неохотно |
5 баллов –
высокий уровень освоения
Приложение 3
Методы обследования и критерии оценки
№
п/п |
Аспекты изучения | Методы | Оборудование | Оценка овладения (в баллах) |
1.
. |
Умение высказывать
свою точку зрения
|
Наблюдение
за речевым общением детей. Наблюдение за
речью в ситуации рассматривания
новых книг (открыток) вдвоем Игры с телефоном. Беседы с ребенком,
в которых педагог « Наблюдение за речевым общением детей |
Новые книги,
иллюстрированные альбомы, открытки Игрушечный телефон |
5 баллов –
спокойно, аргументированно высказывают
свое мнение; 4 балла
– не всегда может 3 балла – редко прибегает к словесным аргументам; 2 балла – с трудом формулирует мнение |
02.05.11 | Делится впечатлениями, сообщает новости | 5 баллов –
всегда охотно сообщает о 4 балла
– делится впечатлениями со
сверстниками, близкими взрослыми,
высказывает жалобы на 3 балла – редко по своей инициативе вступает в общение, жалуется на сверстников; 2 балла – почти не использует реплик- сообщений | ||
3. 4. |
Умение толерантно
реагировать на сообщения Избегать нескромных или категоричных высказываний |
5 баллов –
ребенок адекватно и 4 балла
– иногда недастаточно 3 балла
– может оставить без внимания
сообщения собеседников, не поддержать
тему разговора или проявить
нетерпимость к сообщению 2 балла
– чаще неадекватен в реакции,
в грубой форме отклоняет 5 баллов
– не допускает хвастливости; 4 балла – изредка проявляется желание не хвастать, старается сдержать негативные эмоции, категорично отвергая суждения, с которыми не согласен, однако это удается не всегда; 3 балла
– ситуативен в проявлении
нескромности или 2 балла – нескромен или категоричен в суждениях и в реакциях на сообщения |
5 баллов – высокий уровень освоения умения, 4 – достаточный, 3 – средний, 2 – низкий
Приложение 4
№
п/п |
Аспекты изучения | Методы
и оборудование |
Оценка овладения (в баллах) |
1.
. |
Умение пользоваться
разнообразием реплик -побуждений
|
1.Наблюдение
за общением детей |
5 баллов –
легко и свободно обращается
к собеседнику (с просьбами,
советами, предложениями и другими
видами побуждений);
4 балла – чаще всего может выразить побуждения, но изредка наблюдаются затруднения при формулировании некоторых побуждений (разъяснении, приглашении и др.) 3 балла
– затрудняется в 2 балла – слабое проявление умения или его полное отсутствие |
2. | Умение вежливо реагировать на побуждения | 5 баллов –
использует все формы вопросов
4 балла – испльзует 2-3 формы вопросов 3 балла
– преобладают простые вопросы, 2 балла – использует только простые формы вопросов | |
Умение осознанно пользоваться формулами речевого этикета | 5 баллов –
отвечает охотно, коммуникативно
целесообразно, по теме
4 балла – изредко уходит от ответа на вопросы сверстников 3 балла – может оставить вопросы как взрослых, так и сверстников, ответы не отличаются исчерпанностью 2 балла – отвечает неохотно |
5
баллов – высокий уровень
Информация о работе Развитие диалогической речи в средней группе