Развитие диалогической речи в средней группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др.). Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1.Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………............................................6
1.2.Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………......20
1.3.Игровая деятельность как средства развития диалогической речи..............32
Выводы по первой главе..................................................................................41
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика, результаты констатирующего эксперимента………..44
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию диалогической речи в игровой деятельности…...............................................................................................53
Выводы по второй главе…………………………………………………......55
Заключение……………………………………………………………………......57
Список использованной литературы……………………………….......66

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 365.00 Кб (Скачать)
 

      Выводы  об уровне развития:

Высокий уровень - 1 ребенок (10%);

Достаточный уровень –  3 ребенка (30%);

Средний уровень – 4 ребенка (40%);

Низкий  уровень - 2 ребенка (20%) 

      Методика  №1 показала, что дети довольно легко  вступают в разговор , но не всегда готовы поддерживать его, менее половины детей  задавали вопросы, своевременно вступали в диалог. Трудно детям дается завершение разговора, делать выводы, заключения. У детей ещё не выработаны правила этикета – выслушивать товарища, не перебивать его. Для развития полноценной диалогической речи детей нужно большее внимание уделять на развитие коммуникативных умений детей.

      Метод 2: игры парами.

     Цель: Обследовать способы владения диалогическим  общением.

     Подготовка  исследования. Приготовили 20 открыток (сюжетных и предметных), на которых  изображены действующие лица и предметы, в названиях которых есть звук [c] (собака, снеговик везет детей на санках, слон едет на автомобиле).

     Проведение  исследования. Исследование проводили  со всеми детьми, но по два человека. Детям давали рассмотреть открытки и предлагали вместе с товарищем выбрать те, в названиях которых слышится звук [c].

     Обработка данных. Подсчитывали умение соблюдать следующие игровые правила: соблюдать очередность, слушать партнера, договариваться и сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера.

Данные  оформили в таблицу.

     Выводы  об уровне развития:

5 баллов  – высокий уровень освоения умения,

4 –  достаточный,

3 –  средний, 

 2 – низкий.

                                                                                                            
 
 

Таблица 2

Фамилия и имя  ребенка Умение 

соблюдать

очередность

Умение 

слушать

партнера

Умение

договариваться 

и сказанного

не повторять

 Умение

дополнять высказывания

партнера

Количество  баллов Уровень развития
1 Амиров Салом + + + + - 4- достаточ.
2 Барсегян Саша + - + - - 2- низкий
3  Верховцева Полина + + + + + 5-высокий
4 Вараксина Полина + + + - - 3-средний
5 Вараксин Леня + + + - + 4-достаточ.
6 Здунова Катя + + + + - 4-достаточ.
7 Машкина Даша + + + - - 3-средний
8 Облезов Андрей + + - - - 2-низкий
9 Рощин Сережа + + + - - 3-средний
10 Фадеева Аксинья + + + - - 3-средний
 

Выводы  об уровне развития:

Высокий уровень - 1 ребенок (10%);

Достаточный уровень – 5 детей (50%);

Средний уровень – 4 ребенка (40%);

Низкий  уровень - 2 ребенка (20%)

      Методика  №2 показала, что в дидактических играх парами дети не всегда соблюдают следующие игровые правила: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.

          Метод 3. Игры с телефоном.

     Цель: выяснить умения детей вести диалоги  по телефону, соблюдая существующие правила  телефонного этикета.

Подготовка  исследования. Приготовили игрушечный телефон, соединенный с проводами.

     Проведение  исследования. Исследование проводили индивидуально и небольшими группами. Детям в телефонных играх предлагалось разыграть различные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни детей: приглашение друга на прогулку (в гости, на день рождения и т.п.); вызов врача на дом; экстренной звонок родителям на работу; звонок бабушке или другим родственникам или друзьям, чтобы справиться о самочувствии; и т.д.

     Обработка данных. Подсчитывали умение соблюдать  культуру диалога: поддерживать тему разговора  и соблюдать очередность.

Данные  оформили в таблицу.

     Выводы  об уровне развития:

5 баллов  – высокий уровень освоения  умения,

4 –  достаточный,

3 –  средний, 

2 –  низкий.  
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3

Имя ребенка Умение поддерживать тему разговора Умение 

соблюдать

очередность

Количество  баллов Уровень развития
1 Амиров Салом 4 4 4-достаточный
2 Барсегян Саша 2 2 2-низкий
3 Верховцева  Полина 4 4 5-высокий
4 Вараксина Полина 3 3 3-средний
5 Враксин Леня 4 4 4-достаточный
6 Здунова Катя 4 4 4-достаточный
7 Машкина Даша 3 3 3-средний
8 Облезов Андрей 2 2 2-низкий
9 Рощин Сережа 3 3 3-средний
10 Фадеева Аксинья 3 3 3-средний
 

      Выводы  об уровне развития:

Высокий уровень - 1 ребенок (10%);

    Достаточный уровень – 3 ребенка (30%);

    Средний уровень – 4 ребенка (40%);

    Низкий уровень - 2 ребенка (20%)

      Методика  №3 показала, что у детей отмечалась содержательная бедность, структурная неполнота используемой речевой продукции Дети общались между собой очень эмоционально, бурно, но не учитывали общие интересы, часто перебивали друг друга и не соблюдали существующие правила телефонного этикета.

     Таким образом, нами было проведено наблюдение за речью ребенка в процессе повседневного общения, игры парами и с телефоном по методике Бизиковой О.А. направленная на обследование ведущей формы диалогической речи.  

Результаты  констатирующего  эксперимента

     В процессе анализа результатов констатирующего  эксперимента была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей диалогического речи у детей среднего дошкольного возраста.

     Анализ  обследования диалогической речи детей  показал, что у одного ребенка (10%) отмечается высокий уровень активности. Дети данной группы быстро устанавливают в контакт со взрослыми и сверстниками и вступают в диалог, поддерживают тему разговора соблюдая очередность, в их речи присутствуют вопросы делового, познавательного и социально-личностного содержания. Они использовали все формы вопросов, отвечали на вопросы охотно. Дети хорошо владели повседневным речевым этикетом, употребляли различные его формы в зависимости от ситуации. Пользовались различными типами предложений, включая в них обращение к собеседнику и фразы вежливости; разнообразные варианты формул речевого этикета использовались адресно и мотивировано, доброжелательным тоном. Речь правильная, наблюдались отдельные синтаксические ошибки.

       Группу детей с достаточным уровнем развития диалогической речи составили 3 ребенка (30%). Дети быстро устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками, своевременно выкупают в диалог и стремятся поддержать тему разговора соблюдая очередность, в их речи присутствуют вопросы делового и познавательного характера, но изредка используются вопросы социально-личностного характера, используя в речи 2-3 формы вопросов изредка уходят от ответа на вопросы сверстников.

     А у пяти детей средний (40%) уровень  сформированности диалогической речи. Они не всегда стараются устанавливать  контакты со взрослыми и сверстниками.  У них стереотипный способ общения. Вопросы однообразны; отсутствие логики и последовательности в формулировке вопросов (оставляли вопрос без внимания). Для этой группы детей характерно использование единичных форм речевого этикета, использование их не во всех ситуациях побуждений, лишь в тех ситуациях, которые часто встречаются в повседневном обиходе: приветствие, просьба, извинение; прослеживалась краткость, свернутость реплик, включающих только речевой штамп; расширенные реплики употреблялись значительно реже; обращение к собеседнику в них всегда отсутствовало; доброжелательность проявлялась ситуативно.

        Группу детей с низким уровнем развития диалогической речи составили 2 (20%) ребенка. Дети пассивно включались в диалог, проявляли слабую речевую активность. Разговор длился, пока взрослый проявлял инициативу. Реплик-стимулов почти нет, реплики-реакции краткие, однословные, однотипные. Отмечалось ограниченное количество вопросов; в обращениях чаще использовались реплики сообщения. Дети почти не прибегали к формулам речевого этикета, т.к. объем фраз речевого этикета ограничен; формы обращения к ребенку и взрослому смешаны («Здравствуй» — «Здравствуйте»); предложения, используемые детьми, неполные, неоконченные, часто с грамматическими ошибками.

      Анализируя  полученные данные констатирующего  эксперимента, мы выявили преобладание достаточного и среднего уровней  развития диалогических умений.

      Таким образом, можно сделать вывод  о том, что у детей среднего дошкольного возраста отмечается недостаточное развитие диалогической речи, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, вопросы детей однообразны и просты, ответы не отличаются исчерпанностью, не всегда умеют поддержать тему разговора и соблюдать очередность.

      Высокий уровень (В) — 1 ребенок (10%)

      Достаточный уровень (Д) — 3 ребенка (30%)

      Средний уровень (С) — 4 ребенка (40%)

      Низкий  уровень (Н) — 2 ребенка (20%) 
 

2.2. Методические рекомендации  педагогам по развитию  диалогической речи  в игровой деятельности

  1. Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.
  2. Учить развёртывать совместную игру в небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.                             
  3. Формировать в игре у детей умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик). 
  4. Уделять внимание формированию у детей более сложных игровых умений, поведения в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
  5. Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.    
  6. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).  
  7. Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.                                                                  
  8. Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
  9. Воспитатель играя с детьми  развивает диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре  не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем (прежде всего о социальных отношениях), через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.                                                                          
  10. Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге.
  11. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.                                  
  12. Воспитатель при организации дидактических игр, или игр с правилами, обращает внимание не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.                                            
  13. Воспитатель дидактические игры парами проводит по желанию детей в специально отведенное время в групповой комнате, следующим образом: двое детей играют, а остальные наблюдают за ними и учатся игре. При этом очень важно, чтобы дети начали играть друг с другом самостоятельно. Только в этом случае возникает взаимодействие со сверстником.  
  14. Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.

 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по второй главе

     1. Анализ обследования диалогической  речи детей показал, что у  одного ребенка (10 %) отмечается  высокий уровень активности. Дети  данной группы быстро устанавливают  контакт со взрослыми и сверстниками  и вступают в диалог,  поддерживают тему разговора соблюдая очередность, в их речи присутствуют вопросы делового, познавательного и социально – личностного содержания. Они используют все формы вопросов, отвечают на вопросы охотно, их предложения полные, имеют интонационную выразительность.

     У трех детей отмечается достаточный(30%) уровень сформированности диалогической  речи. Они быстро устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками, своевременно вступают в диалог и стремятся  поддерживать тему разговора соблюдая очередность, в их речи присутствуют вопросы делового и познавательного характера, но изредка используются вопросы социально – личностного характера, используя в речи 2-3 формы вопросов изредка уходят от ответа на вопросы сверстников.

     А у четырех детей средний (40%) уровень  сформированности диалогической речи. Они не всегда стараются устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками. У них стереотипный способов общения. Вопросы детей однообразны, преобладают простые вопросы Они затрудняются отвечать на некоторые вопросы, иногда могут оставить без ответа вопросы как взрослых, так и сверстников. В речи у них встречаются отдельные неточности, единичные аграмматизмы.

     И, наконец, у двух детей  отмечается низкий (20%) уровень диалогической  речи. У них отмечается узкий спектр круга общения, затруднение в смене партнера по общению, избирательность и узкий круг общения. Дети данной группы крайне редко задают вопросы, используя только простые формы вопросов, сами отвечают на них с неохотой.

      Анализируя  полученные данные констатирующего  эксперимента, мы выявили преобладание достаточного и среднего уровней развития диалогических умений.

                                   Высокий уровень  - 1 ребенок (10%)

                                   Достаточный  - 3 детей (30%)

                                   Средний уровень  - 5 ребенка (50%)

Информация о работе Развитие диалогической речи в средней группе