Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др.). Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Введение……………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1.Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………............................................6
1.2.Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………......20
1.3.Игровая деятельность как средства развития диалогической речи..............32
Выводы по первой главе..................................................................................41
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика, результаты констатирующего эксперимента………..44
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию диалогической речи в игровой деятельности…...............................................................................................53
Выводы по второй главе…………………………………………………......55
Заключение……………………………………………………………………......57
Список использованной литературы……………………………….......66
Выводы об уровне развития:
Высокий уровень - 1 ребенок (10%);
Достаточный уровень – 3 ребенка (30%);
Средний уровень – 4 ребенка (40%);
Низкий
уровень - 2 ребенка (20%)
Методика №1 показала, что дети довольно легко вступают в разговор , но не всегда готовы поддерживать его, менее половины детей задавали вопросы, своевременно вступали в диалог. Трудно детям дается завершение разговора, делать выводы, заключения. У детей ещё не выработаны правила этикета – выслушивать товарища, не перебивать его. Для развития полноценной диалогической речи детей нужно большее внимание уделять на развитие коммуникативных умений детей.
Метод 2: игры парами.
Цель: Обследовать способы владения диалогическим общением.
Подготовка исследования. Приготовили 20 открыток (сюжетных и предметных), на которых изображены действующие лица и предметы, в названиях которых есть звук [c] (собака, снеговик везет детей на санках, слон едет на автомобиле).
Проведение исследования. Исследование проводили со всеми детьми, но по два человека. Детям давали рассмотреть открытки и предлагали вместе с товарищем выбрать те, в названиях которых слышится звук [c].
Обработка данных. Подсчитывали умение соблюдать следующие игровые правила: соблюдать очередность, слушать партнера, договариваться и сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера.
Данные оформили в таблицу.
Выводы об уровне развития:
5 баллов – высокий уровень освоения умения,
4 – достаточный,
3 – средний,
2 – низкий.
Таблица 2
№ | Фамилия и имя ребенка | Умение
соблюдать очередность |
Умение
слушать партнера |
Умение
договариваться и сказанного не повторять |
Умение
дополнять высказывания партнера |
Количество баллов Уровень развития |
1 | Амиров Салом | + | + | + + | - | 4- достаточ. |
2 | Барсегян Саша | + | - | + - | - | 2- низкий |
3 | Верховцева Полина | + | + | + + | + | 5-высокий |
4 | Вараксина Полина | + | + | + - | - | 3-средний |
5 | Вараксин Леня | + | + | + - | + | 4-достаточ. |
6 | Здунова Катя | + | + | + + | - | 4-достаточ. |
7 | Машкина Даша | + | + | + - | - | 3-средний |
8 | Облезов Андрей | + | + | - - | - | 2-низкий |
9 | Рощин Сережа | + | + | + - | - | 3-средний |
10 | Фадеева Аксинья | + | + | + - | - | 3-средний |
Выводы об уровне развития:
Высокий уровень - 1 ребенок (10%);
Достаточный уровень – 5 детей (50%);
Средний уровень – 4 ребенка (40%);
Низкий уровень - 2 ребенка (20%)
Методика №2 показала, что в дидактических играх парами дети не всегда соблюдают следующие игровые правила: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.
Метод 3. Игры с телефоном.
Цель: выяснить умения детей вести диалоги по телефону, соблюдая существующие правила телефонного этикета.
Подготовка исследования. Приготовили игрушечный телефон, соединенный с проводами.
Проведение исследования. Исследование проводили индивидуально и небольшими группами. Детям в телефонных играх предлагалось разыграть различные ситуации, наиболее часто встречающиеся в жизни детей: приглашение друга на прогулку (в гости, на день рождения и т.п.); вызов врача на дом; экстренной звонок родителям на работу; звонок бабушке или другим родственникам или друзьям, чтобы справиться о самочувствии; и т.д.
Обработка данных. Подсчитывали умение соблюдать культуру диалога: поддерживать тему разговора и соблюдать очередность.
Данные оформили в таблицу.
Выводы об уровне развития:
5 баллов – высокий уровень освоения умения,
4 – достаточный,
3 – средний,
2 –
низкий.
Таблица 3
№ | Имя ребенка | Умение поддерживать тему разговора | Умение
соблюдать очередность |
Количество баллов Уровень развития |
1 | Амиров Салом | 4 | 4 | 4-достаточный |
2 | Барсегян Саша | 2 | 2 | 2-низкий |
3 | Верховцева Полина | 4 | 4 | 5-высокий |
4 | Вараксина Полина | 3 | 3 | 3-средний |
5 | Враксин Леня | 4 | 4 | 4-достаточный |
6 | Здунова Катя | 4 | 4 | 4-достаточный |
7 | Машкина Даша | 3 | 3 | 3-средний |
8 | Облезов Андрей | 2 | 2 | 2-низкий |
9 | Рощин Сережа | 3 | 3 | 3-средний |
10 | Фадеева Аксинья | 3 | 3 | 3-средний |
Выводы об уровне развития:
Высокий уровень - 1 ребенок (10%);
Достаточный уровень – 3 ребенка (30%);
Средний уровень – 4 ребенка (40%);
Низкий уровень - 2 ребенка (20%)
Методика №3 показала, что у детей отмечалась содержательная бедность, структурная неполнота используемой речевой продукции Дети общались между собой очень эмоционально, бурно, но не учитывали общие интересы, часто перебивали друг друга и не соблюдали существующие правила телефонного этикета.
Таким
образом, нами было проведено наблюдение
за речью ребенка в процессе повседневного
общения, игры парами и с телефоном по
методике Бизиковой О.А. направленная
на обследование ведущей формы диалогической
речи.
Результаты констатирующего эксперимента
В
процессе анализа результатов
Анализ обследования диалогической речи детей показал, что у одного ребенка (10%) отмечается высокий уровень активности. Дети данной группы быстро устанавливают в контакт со взрослыми и сверстниками и вступают в диалог, поддерживают тему разговора соблюдая очередность, в их речи присутствуют вопросы делового, познавательного и социально-личностного содержания. Они использовали все формы вопросов, отвечали на вопросы охотно. Дети хорошо владели повседневным речевым этикетом, употребляли различные его формы в зависимости от ситуации. Пользовались различными типами предложений, включая в них обращение к собеседнику и фразы вежливости; разнообразные варианты формул речевого этикета использовались адресно и мотивировано, доброжелательным тоном. Речь правильная, наблюдались отдельные синтаксические ошибки.
Группу детей с достаточным уровнем развития диалогической речи составили 3 ребенка (30%). Дети быстро устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками, своевременно выкупают в диалог и стремятся поддержать тему разговора соблюдая очередность, в их речи присутствуют вопросы делового и познавательного характера, но изредка используются вопросы социально-личностного характера, используя в речи 2-3 формы вопросов изредка уходят от ответа на вопросы сверстников.
А у пяти детей средний (40%) уровень сформированности диалогической речи. Они не всегда стараются устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками. У них стереотипный способ общения. Вопросы однообразны; отсутствие логики и последовательности в формулировке вопросов (оставляли вопрос без внимания). Для этой группы детей характерно использование единичных форм речевого этикета, использование их не во всех ситуациях побуждений, лишь в тех ситуациях, которые часто встречаются в повседневном обиходе: приветствие, просьба, извинение; прослеживалась краткость, свернутость реплик, включающих только речевой штамп; расширенные реплики употреблялись значительно реже; обращение к собеседнику в них всегда отсутствовало; доброжелательность проявлялась ситуативно.
Группу детей с низким уровнем развития диалогической речи составили 2 (20%) ребенка. Дети пассивно включались в диалог, проявляли слабую речевую активность. Разговор длился, пока взрослый проявлял инициативу. Реплик-стимулов почти нет, реплики-реакции краткие, однословные, однотипные. Отмечалось ограниченное количество вопросов; в обращениях чаще использовались реплики сообщения. Дети почти не прибегали к формулам речевого этикета, т.к. объем фраз речевого этикета ограничен; формы обращения к ребенку и взрослому смешаны («Здравствуй» — «Здравствуйте»); предложения, используемые детьми, неполные, неоконченные, часто с грамматическими ошибками.
Анализируя полученные данные констатирующего эксперимента, мы выявили преобладание достаточного и среднего уровней развития диалогических умений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей среднего дошкольного возраста отмечается недостаточное развитие диалогической речи, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, вопросы детей однообразны и просты, ответы не отличаются исчерпанностью, не всегда умеют поддержать тему разговора и соблюдать очередность.
Высокий уровень (В) — 1 ребенок (10%)
Достаточный уровень (Д) — 3 ребенка (30%)
Средний уровень (С) — 4 ребенка (40%)
Низкий
уровень (Н) — 2 ребенка (20%)
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию диалогической речи в игровой деятельности
Выводы по второй главе
1.
Анализ обследования
У трех детей отмечается достаточный(30%) уровень сформированности диалогической речи. Они быстро устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками, своевременно вступают в диалог и стремятся поддерживать тему разговора соблюдая очередность, в их речи присутствуют вопросы делового и познавательного характера, но изредка используются вопросы социально – личностного характера, используя в речи 2-3 формы вопросов изредка уходят от ответа на вопросы сверстников.
А у четырех детей средний (40%) уровень сформированности диалогической речи. Они не всегда стараются устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками. У них стереотипный способов общения. Вопросы детей однообразны, преобладают простые вопросы Они затрудняются отвечать на некоторые вопросы, иногда могут оставить без ответа вопросы как взрослых, так и сверстников. В речи у них встречаются отдельные неточности, единичные аграмматизмы.
И, наконец, у двух детей отмечается низкий (20%) уровень диалогической речи. У них отмечается узкий спектр круга общения, затруднение в смене партнера по общению, избирательность и узкий круг общения. Дети данной группы крайне редко задают вопросы, используя только простые формы вопросов, сами отвечают на них с неохотой.
Анализируя полученные данные констатирующего эксперимента, мы выявили преобладание достаточного и среднего уровней развития диалогических умений.
Средний уровень - 5 ребенка (50%)
Информация о работе Развитие диалогической речи в средней группе