Развитие диалогической речи в средней группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др.). Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1.Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………............................................6
1.2.Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………......20
1.3.Игровая деятельность как средства развития диалогической речи..............32
Выводы по первой главе..................................................................................41
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика, результаты констатирующего эксперимента………..44
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию диалогической речи в игровой деятельности…...............................................................................................53
Выводы по второй главе…………………………………………………......55
Заключение……………………………………………………………………......57
Список использованной литературы……………………………….......66

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

         Сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплики, которая начинает диалог (стимул), и ответной реплики (реакции) называется диалогическим единством. Выделяют три вида диалогических единств: «вопрос — ответ», «сообщение — реакция на сообщение», «побуждение — реакция на побуждение». Каждая реплика в диалоге, как отдельное речевое высказывание, отличается краткостью. Развернутые предложения не свойственны репликам в диалоге, т.к. «ситуация, жест, выражение лица, интонация — все это настолько помагает взаимопониманию, что речь легко сводится к одному словечку» [59, c. 115-116]

         Диалогическая речь —   это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа — основная форма речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками, при которой диалог имеет тематическую направленность. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но таких занятий бывает, как правило, одно-два в месяц; в свободном же общении ребенок вступает в диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени пребывания в детском саду[32].

         Пятый год жизни — период наивысшей речевой активности. В этот период ярко проявляется способность к внеситуативному общению со взрослыми, к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками, к играм со словами, звуками, рифмами. В общении со взрослыми особую ценность приобретают инициативные высказывания детей. Инициативная речь контекстна, развернута, грамматически структурирована. В ней чаще встречаются сложные предложения. Важное значение в становлении коммуникативной функции речи имеет общение детей со сверстниками. На начальных этапах оно носит практический характер. Речевое взаимодействие имеет форму отдельных диалогических циклов (единств), часто взаимосвязанных («эго-речь»: «коллективный монолог», «а-я-высказывания»).

         С детьми этого возраста воспитатель является активным участником и организатором общения: разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов; предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям. 

         Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, если он понятен ребенку или затрагивает его личные интересы. При этом они спешат высказаться, перебивают воспитателя и друг друга, обижаются (обидчивость — возрастной феномен) на приятеля, перехватившего инициативу в разговоре. Дети этого возраста достаточно часто сопровождают речью собственные действия. С возрастом желание оформлять свои действия речью усиливаются. Так, ребенок старше четырех с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие (данные Г.М. Ляминой). Дети любят делиться впечатлениями. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом). На шестом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка.

         В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.                              

     Поставив  перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А. М. Леушина  собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. А.М. Леушиной было установлено, что у одних и тех же детей их речь может быть то более ситуативной, то более контекстной в зависимости от задач и условий общения. Этим было показано, что ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной для детей дошкольного возраста, и что даже у самых маленьких дошкольников при определенных условиях общения возникает и проявляется контекстная речь. Вместе с тем было показано, что на протяжении дошкольного возраста заметно снижаются показатели ситуативности и нарастают черты контекстности в речи детей, даже при задачах и в условиях, стимулирующих ситуативные формы речи. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к  заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка[27].

     Игры  и упражнения по развитию диалогической  речи дошкольников разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также  научными сотрудниками, преподавателями  педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова). В книгах Ушаковой О. С. «Развитие речи дошкольника» и в «Программе и методике развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», автор-составитель Ушакова О. С. описывает некоторые приемы развития диалогической речи детей. Она считает, диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. [48]. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи.

     В статьях на тему диалогического общения  авторов Арушановой А., Рычаговой  Е., Дуровой Н. даны некоторые сценарии для детей 3-5 лет по развитию диалогической  речи. Авторы разработали сценарии и внедрили их в практику развития диалогического общения в дошкольные учреждения. В качестве основной формы обучения они использовали игры-занятия[2].   Обучение диалогическому общению в форме сценариев активизирующего общения, может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры – драматизации. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является  пробуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой коммуникативной самодеятельности. Взрослый выступает как партнер по общению, он старший и более взрослый, более сильный и более умный. Но вместе с тем, это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие темы, уходить от неприятных ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы, не повторять за воспитателем то, что уже все слышали и т.п.). Более того, именно эти проявления субъективности  в общении и представляют основную ценность для педагога [4, с.128].

     В хрестоматии по теории и методике развития речи детей дошкольного  возраста (М. М. Алексеева, В. И. Яшина), говорится  о том, что формирование диалогической речи реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед. Методика проведения разговора с детьми излагается в работах Е.И.Тихеевой и Е.А.Флериной[56]. Классификация бесед, их целевая установка и метод проведения разработаны Е.А.Флериной[57].

     Роль  обобщающей беседы и методика ее проведения находят отражение в фундаментальном  исследовании Е.И.Радиной (1948). Представляют интерес и сегодня ее мысли  о принципах отбора содержания для  бесед, месте беседы среди других методов, структура беседы и приемы активизации мышления и речи детей. Дальнейшее развитие идеи Е.И.Радиной находим в публикациях Э.П.Коротковой, В.ИЛогиновой, Н.М.Крыловой и других. В частности, Н.М.Крылова (1973) проверяла влияние беседы на развитие мышления и речи в процессе систематизации и обобщения знаний детей.

     В учебном пособии Бородич А. М. «Методика развития речи детей»  рассматриваются основные вопросы  формирования разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказывать детям, что если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.[7].

     Колодяжная  Т. П., Колунова Л. А. подчеркивают, что  в дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую форму  речи. На протяжении всего дошкольного  возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.[18; 11, с. 78-80].

     Новое поколение программ дошкольного  образования внесло изменения в  процесс определения содержания работы по развитию диалогической речи у детей. Программа «Радуга» (1989г.) ( Авторы: Т.Н. Доронова, С.Я. Якобсон, Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик, В.В.Гербова. Науч.руководит: Т.Н. Доронова) предлагает для детей пятого года жизни создать в группе развивающую речевую среду, правильно и успешно осуществлять речевое общение со своими воспитанниками на занятиях и вне занятий. Программа предусматривает развитие не только умений задавать вопросы и отвечать на них, но и умений «делиться впечатлениями»[c.78], «делиться наблюдениями и переживаниями» [c.54]. Программа советует воспитателям средней группы «подсказывать разнообразные формы обращений детей друг к другу» [c. 78]. Такая постановка задач уже позволяет уйти от ущербной «вопросно-ответной» формы диалога и рассматривать его как форму речи, характеризующуюся разнообразием инициативных и ответных реплик.

     С детьми пятого года жизни при решении  задачи диалогической речи предстоит:

     Формировать умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении). Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы, выводящие ребенка за пределы ближайшего окружения. Постепенно формировать у детей более-менее целостную картину взаимосвязанных представлений о достаточно удаленных от ребенка сферах и областях жизни.

     Воспитывать общительность, сдержанность, тактичность  — качества необходимые человеку для общения с окружающими. Помогать детям усваивать лексику и  грамматику родного языка, овладевать произношением слов

     Достижением программы «Радуга» можно рассматривать  и то, что обучение речевому этикету, включается как одна из задач развития диалогической речи. Но в этой программе не существует разработанного конкретного содержания методики развития диалогической речи детей 3-5 лет, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения [39].

     И так, возникает противоречие между  потенциальными возможностями программы "Радуга" в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью  педагогов дошкольного образования  методиками развития диалогической речи детей 3-5 лет.

     Вышедшая  в 1995 году программа «Детство» и  ее переизданные варианты также представили  уточненное содержание работы по развитию диалогической речи. В данной программе  центральным направлением работы по развитию речи детей четырех-пяти лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога [15,c.49]. Поскольку инициативные реплики (вопросы, сообщения и побуждения) адресуются не только взрослым, но и сверстникам, то ясно, что при такой постановке задач предполагается, что дети параллельно будут учиться и соответствующим ответным репликам. Наряду с этим, «Детство» включает освоение правил ведения диалога:

  • использование дружелюбного, спокойного тона общения (с I младшей группы);
  • в общем разговоре слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаться от темы беседы (со II младшей группы);
  • проявлять внимание к ответам товарищей, говорить по очереди (со средней группы);
  • исправлять ошибочные суждения товарищей, не ущемляя их достоинств (в старшем дошкольном возрасте).

        Также дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

        По программе «Детство» ребенок средней группы должен осваивать умения диалогической и полилогической речи: охотно вступать в речевое общение с окружающими; задавать вопросы, отвечать на вопросы; слушать ответы товарищей; участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая собеседника; в разговорном общении пользоваться (с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса. Знать формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой. Замечать неточности и ошибки в своей речи и в речи товарищей, доброжелательно исправлять их. Осваивать умения монологической речи и пользоваться элементарными формами объяснительной речи [15, с. 119-122].

    Согласно  «Программе воспитания и обучения в  детском саду» (Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) в разделе умственное воспитание включена новая рубрика «Развивающая речевая среда». Её цель — содействие в совершенствовании речевых коммуникаций в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего и старшего возраста. В средней группе в разделе развитие речи предлагает совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Авторы программы по-прежнему ориентируют воспитателей на обучение детей вопросно-ответным репликам диалога [36].

Информация о работе Развитие диалогической речи в средней группе