Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Многие специалисты считают: умению вести диалог нужно учить (В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др.). Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Введение……………………………………………………………………..............3
Глава 1. Теоретические основы проблемы
1.1.Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста……………………………………………………............................................6
1.2.Пути развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………………......20
1.3.Игровая деятельность как средства развития диалогической речи..............32
Выводы по первой главе..................................................................................41
Глава 2. Экспериментальное изучение развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методика, результаты констатирующего эксперимента………..44
2.2. Методические рекомендации педагогам по развитию диалогической речи в игровой деятельности…...............................................................................................53
Выводы по второй главе…………………………………………………......55
Заключение……………………………………………………………………......57
Список использованной литературы……………………………….......66
Сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплики, которая начинает диалог (стимул), и ответной реплики (реакции) называется диалогическим единством. Выделяют три вида диалогических единств: «вопрос — ответ», «сообщение — реакция на сообщение», «побуждение — реакция на побуждение». Каждая реплика в диалоге, как отдельное речевое высказывание, отличается краткостью. Развернутые предложения не свойственны репликам в диалоге, т.к. «ситуация, жест, выражение лица, интонация — все это настолько помагает взаимопониманию, что речь легко сводится к одному словечку» [59, c. 115-116]
Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа — основная форма речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками, при которой диалог имеет тематическую направленность. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но таких занятий бывает, как правило, одно-два в месяц; в свободном же общении ребенок вступает в диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени пребывания в детском саду[32].
Пятый год жизни — период наивысшей речевой активности. В этот период ярко проявляется способность к внеситуативному общению со взрослыми, к игровому и речевому взаимодействию со сверстниками, к играм со словами, звуками, рифмами. В общении со взрослыми особую ценность приобретают инициативные высказывания детей. Инициативная речь контекстна, развернута, грамматически структурирована. В ней чаще встречаются сложные предложения. Важное значение в становлении коммуникативной функции речи имеет общение детей со сверстниками. На начальных этапах оно носит практический характер. Речевое взаимодействие имеет форму отдельных диалогических циклов (единств), часто взаимосвязанных («эго-речь»: «коллективный монолог», «а-я-высказывания»).
С детьми этого возраста воспитатель является активным участником и организатором общения: разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов; предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям.
Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, если он понятен ребенку или затрагивает его личные интересы. При этом они спешат высказаться, перебивают воспитателя и друг друга, обижаются (обидчивость — возрастной феномен) на приятеля, перехватившего инициативу в разговоре. Дети этого возраста достаточно часто сопровождают речью собственные действия. С возрастом желание оформлять свои действия речью усиливаются. Так, ребенок старше четырех с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие (данные Г.М. Ляминой). Дети любят делиться впечатлениями. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом). На шестом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка.
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А. М. Леушина собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. А.М. Леушиной было установлено, что у одних и тех же детей их речь может быть то более ситуативной, то более контекстной в зависимости от задач и условий общения. Этим было показано, что ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной для детей дошкольного возраста, и что даже у самых маленьких дошкольников при определенных условиях общения возникает и проявляется контекстная речь. Вместе с тем было показано, что на протяжении дошкольного возраста заметно снижаются показатели ситуативности и нарастают черты контекстности в речи детей, даже при задачах и в условиях, стимулирующих ситуативные формы речи. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка[27].
Игры и упражнения по развитию диалогической речи дошкольников разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова). В книгах Ушаковой О. С. «Развитие речи дошкольника» и в «Программе и методике развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», автор-составитель Ушакова О. С. описывает некоторые приемы развития диалогической речи детей. Она считает, диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. [48]. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи.
В статьях на тему диалогического общения авторов Арушановой А., Рычаговой Е., Дуровой Н. даны некоторые сценарии для детей 3-5 лет по развитию диалогической речи. Авторы разработали сценарии и внедрили их в практику развития диалогического общения в дошкольные учреждения. В качестве основной формы обучения они использовали игры-занятия[2]. Обучение диалогическому общению в форме сценариев активизирующего общения, может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры – драматизации. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются задачи коммуникативного развития детей, но при этом целью педагога является пробуждение собственной речевой активности ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой коммуникативной самодеятельности. Взрослый выступает как партнер по общению, он старший и более взрослый, более сильный и более умный. Но вместе с тем, это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие темы, уходить от неприятных ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы, не повторять за воспитателем то, что уже все слышали и т.п.). Более того, именно эти проявления субъективности в общении и представляют основную ценность для педагога [4, с.128].
В хрестоматии по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста (М. М. Алексеева, В. И. Яшина), говорится о том, что формирование диалогической речи реализуется в процессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед. Методика проведения разговора с детьми излагается в работах Е.И.Тихеевой и Е.А.Флериной[56]. Классификация бесед, их целевая установка и метод проведения разработаны Е.А.Флериной[57].
Роль
обобщающей беседы и методика ее проведения
находят отражение в
В учебном пособии Бородич А. М. «Методика развития речи детей» рассматриваются основные вопросы формирования разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказывать детям, что если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.[7].
Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. подчеркивают, что в дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую форму речи. На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.[18; 11, с. 78-80].
Новое поколение программ дошкольного образования внесло изменения в процесс определения содержания работы по развитию диалогической речи у детей. Программа «Радуга» (1989г.) ( Авторы: Т.Н. Доронова, С.Я. Якобсон, Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик, В.В.Гербова. Науч.руководит: Т.Н. Доронова) предлагает для детей пятого года жизни создать в группе развивающую речевую среду, правильно и успешно осуществлять речевое общение со своими воспитанниками на занятиях и вне занятий. Программа предусматривает развитие не только умений задавать вопросы и отвечать на них, но и умений «делиться впечатлениями»[c.78], «делиться наблюдениями и переживаниями» [c.54]. Программа советует воспитателям средней группы «подсказывать разнообразные формы обращений детей друг к другу» [c. 78]. Такая постановка задач уже позволяет уйти от ущербной «вопросно-ответной» формы диалога и рассматривать его как форму речи, характеризующуюся разнообразием инициативных и ответных реплик.
С детьми пятого года жизни при решении задачи диалогической речи предстоит:
Формировать умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении). Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы, выводящие ребенка за пределы ближайшего окружения. Постепенно формировать у детей более-менее целостную картину взаимосвязанных представлений о достаточно удаленных от ребенка сферах и областях жизни.
Воспитывать общительность, сдержанность, тактичность — качества необходимые человеку для общения с окружающими. Помогать детям усваивать лексику и грамматику родного языка, овладевать произношением слов
Достижением программы «Радуга» можно рассматривать и то, что обучение речевому этикету, включается как одна из задач развития диалогической речи. Но в этой программе не существует разработанного конкретного содержания методики развития диалогической речи детей 3-5 лет, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения [39].
И
так, возникает противоречие между
потенциальными возможностями программы
"Радуга" в речевом развитии
дошкольников и недостаточной
Вышедшая в 1995 году программа «Детство» и ее переизданные варианты также представили уточненное содержание работы по развитию диалогической речи. В данной программе центральным направлением работы по развитию речи детей четырех-пяти лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога [15,c.49]. Поскольку инициативные реплики (вопросы, сообщения и побуждения) адресуются не только взрослым, но и сверстникам, то ясно, что при такой постановке задач предполагается, что дети параллельно будут учиться и соответствующим ответным репликам. Наряду с этим, «Детство» включает освоение правил ведения диалога:
Также дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.
По программе «Детство» ребенок средней группы должен осваивать умения диалогической и полилогической речи: охотно вступать в речевое общение с окружающими; задавать вопросы, отвечать на вопросы; слушать ответы товарищей; участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая собеседника; в разговорном общении пользоваться (с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса. Знать формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой. Замечать неточности и ошибки в своей речи и в речи товарищей, доброжелательно исправлять их. Осваивать умения монологической речи и пользоваться элементарными формами объяснительной речи [15, с. 119-122].
Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) в разделе умственное воспитание включена новая рубрика «Развивающая речевая среда». Её цель — содействие в совершенствовании речевых коммуникаций в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего и старшего возраста. В средней группе в разделе развитие речи предлагает совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Авторы программы по-прежнему ориентируют воспитателей на обучение детей вопросно-ответным репликам диалога [36].
Информация о работе Развитие диалогической речи в средней группе