Работа с дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Работа содержит 1 файл

проект.docx

— 130.13 Кб (Скачать)

 

 

Позиция воспитателя —  Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется  развитие способностей. Вместо этого  дети овладевают набором задаваемых воспитателем заданий, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю  иначе), которая в конечном итоге  приводит к двойной морали.

 

 

Мальвина — благовоспитанная девочка. Она точно знает, что  следует мыть руки перед едой, чистить  зубы, читать книжки и т .д. Она искренне считает, что все должны следовать  этим правилам. Когда же поведение  Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно  правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые  она считает истинными, но у нее  отсутствует гибкость, она не допускает  иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в  непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной  проявить инициативу, предложить нестандартный  выход из положения. Позиция воспитателя  — Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению  стереотипных способов поведения и  решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям  в качестве единственного образца  для подражания, что не способствует формированию у них собственных  побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к  познавательным задачам, гасит детскую  любознательность, тем самым ограничивая  развитие способностей.

 

 

Красная Шапочка ведет  себя так, как это свойственно  ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит  результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной  бабушке, идти по лесу не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала и с волком поговорила и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.

 

 

Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки  — предъявление своего натурально-ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным  для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная  Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия. Позиция воспитателя —  Красной Шапочки приводит детей  к трудностям планирования и прогнозирования  собственных действий, что проявляется  в неорганизованности поведения  и неэффективных способах решения  познавательных задач. У детей, присвоивших  в качестве образца способ поведения  Красной Шапочки, нарушается регуляция  собственных действий, не формируются  усилия по преодолению сиюминутных  желаний, нарушается волевая регуляция  поведения.

 

 

Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее  не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как  помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет  их самим себе. Для нормального  развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач  с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим  себе, они «варятся в собственном  соку», т.е. перенимают друг у друга  как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные  формы поведения. Проводя ежедневно  по 8 — 9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель — Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.

 

 

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где  и как следует добывать червячков  и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая  цыплят под свое крыло, под свой неусыпный  контроль.

 

 

Воспитатель, занявший позицию  наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает  желание узнавать, они не хотят  учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики».

 

 

Снежная королева обучает  как складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «...эти фигуры были чудом  искусства, а складывание их —  занятием первостепенной важности. Так  ему казалось потому, что в глазу  у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок  льда. «Ледяное сердце» Кая —  символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы — власть над миром, и в частности над  Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить  осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она  обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом  разума — самым совершенным зеркалом в мире».

 

 

Воспитатель, занимающий позицию  Снежной Королевы, обучает такому же движению, т.е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к  тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями  чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает  рабов и функционеров.

 

 

Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно  представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как  в сказочных, так и в реальных). С ругой стороны, Мери Поппинс  прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель — Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель — развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

 

Приложение 5.

 

Тест для молодого воспитателя  на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

 

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые  в наибольшей степени отражают особенности  Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

 

1. Поступление на работу  в детский сад:

 

А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.

 

Б. Ехал к вам, да заехал к  нам.

 

В. Попался, как ворона в  суп.

 

2. Посвящение в должность  воспитателя:

 

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

 

Б. Летать летаю, а сесть  не дают.

 

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

 

3. Первый самостоятельный  опыт:

 

А. Прежде веку не помрешь.

 

Б. Его пошли, да сам за ним иди.

 

В. Как ступил, так и  по уши в воду.

 

4. Отношение к наставничеству:

 

А. Наука учит только умного.

 

Б. Болящий ожидает здравия  даже до смерти.

 

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

 

5. Проведение занятий  с детьми:

 

А. Не бьет стрела татарина.

 

Б. Учи других – и сам  поймешь.

 

В. Ехала кума неведомо куда.

 

6. Проведение режимных  моментов:

 

А. День в день, топор в  день.

 

Б. Жив, жив Курилка.

 

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

 

7. Родительские собрания:

 

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

 

Б. Первый блин комом.

 

В. Жаловался всем, да никто  не слушает.

 

8. Участие в педагогических  советах в ДОУ:

 

А. Живет и эта песня  для почину.

 

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

 

В. Фасон дороже приклада.

 

9. Конец учебного года:

 

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго  мастерства.

 

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

 

В. Вечер - плач, а заутре - радость.

 

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают  ответы:

 

"А" – у Вас  сформированы устойчивые представления  о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким  бы Вы могли стать) и "реальном  педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

 

"Б" – у Вас  недостаточно дифференцированы  представления о себе как о  реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что  меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя  со стороны – и увидите,  что у Вас уже вырабатывается  свой собственный, присущий только  Вам, стиль педагогической деятельности.

 

"В" – У Вас  занижена самооценка как самообразовательной,  так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности  в своих силах и пассивности.  Попробуйте придумать себе идеальный  образ себя – педагога и  Вы убедитесь, что разница между  Вашими возможностями и желаниями  намного меньше, чем Вам кажется!

 

Стрессоустойчивость:

для ответов типа "А" – нормальная.

 

для ответов типа " Б" – неустойчивая.

 

для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости  оказания психологической помощи в  процессе адаптации к требованиям  педагогической профессии.

 

Приложение 6

 

Тест для молодого воспитателя  на определение эффективности работы педагога стажника.

(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

 

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в  наибольшей степени соответствуют  представлениям о Вашей деятельности:

 

1. Воспитатель детского  сада – это:

 

А. Добрая лошадка все  свезет.

 

Б. Без матки пчелки –  пропащие детки.

 

В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом

копия вскормлены.

 

2. Педагогический коллектив  – это:

 

А. В мире, что в море.

 

Б. У одной овечки да семь пастухов.

 

В. Склеенная посуда два  века живет.

 

3. Обучать детей – значит:

 

А. Что посеешь – то и пожнешь.

 

Б. Была бы нитка, дойдем и  до клубка.

 

В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

 

4. Воспитывать детей –  значит:

 

А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.

 

Б. Перемелется – все  мука будет.

 

В. Наказом воевода крепок.

 

5. Развивать детей –  значит:

 

А. Сей день не без завтра.

 

Б. Высоко летаешь, да низко  садишься.

 

В. Палка о двух концах.

 

6. Работа с родителями  – это:

 

А. Бумага некупленная, письмо домашнее.

 

Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.

 

В. По способу пешего хождения.

 

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают  ответы:

 

"А" – Вы в большей  степени ориентированы на выполнение  преподавательской, коррекционно-развивающей  и культурно-просветительской функций  воспитателя. Следовательно, можно  говорить о том, что Вы уже  обладаете собственным, индивидуальным  стилем психолого-педагогической  деятельности. Преимущество Вашей  работы в качестве наставника  заключается в том, что Вы  ориентированы на когнитивную  практику работы с молодыми  специалистами, т. е. способны  показать, чему нужно учить детей  и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения  с Вами молодого специалиста  может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!

 

"Б" – у Вас  преобладает мотивация личностного  общения с детьми, родителями, коллегами.  Это выражается в том, что  лучше всего Вам удается реализация  научно-методической и воспитательной  функций педагога. Преимущество  работы Вас в качестве наставника  молодых специалистов заключается  в том, что Вы ориентированы  на эмотивную и креативную  практику работы с ними, т. е.  способны оказать психологическую  поддержка и продемонстрировать  весь педагогический потенциал  Вашего подопечного. Отрицательным  моментом общения с Вами молодого  специалиста может стать преобладание  излишне демократического и либерального  стиля взаимодействия. Иногда Вашему  подопечному может понадобиться  и четкая инструкция для ориентирования  в сложных педагогических ситуациях.

 

"В" – приоритетным  направлением Вашей деятельности  в ДОУ являются управленческая  и социально-педагогическая. Преимущество  работы Вас в качестве наставника  молодых специалистов заключается  в том, что Вы можете научить  их усматривать педагогическую  проблему в разных ее проявлениях  и упрощать ее (в сложных ситуациях  выделять 1–2 ключевые составляющие  проблемы), а также объединять  свои усилия с другими специалистами  ДОУ и родителями детей для  достижения оптимальных результатов  педагогического процесса. Отрицательным  моментом общения с Вами молодого  специалиста может стать формирование  у него представлений о Вас  как об идеальном педагоге, уровня  которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам  чувством юмора объяснить, что  Вы начинали точно так же.

Информация о работе Работа с дошкольниками