Работа с дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Работа содержит 1 файл

проект.docx

— 130.13 Кб (Скачать)

 

Приложение 7

 

Психолого-педагогическое сопровождение  педагога дошкольного образовательного учреждения в педагогической деятельности.

 

 

Одним из сложных и малоразработанных  направлений деятельности психолога, работающего в образовании, является психолого-педагогическое сопровождение  педагогов в их педагогической деятельности.

 

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее  и обучающее воздействие педагога на воспитанника, направленное на его  личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее  как основа его саморазвития и  самосовершенствования.

 

В рамках модернизации образования  акцент делается на личностно-ориентированную  модель взаимодействия взрослого и  ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства  психологической защищенности, доверия  к миру, радости существования (психическое  здоровье), формировать начала личности (базис личностной культуры, развивать  его индивидуальность).

 

Задача педагога – помочь ребенку адаптироваться в окружающей действительности (сверстники, воспитатели, родители, деятельность и т.д.). Результатом  деятельности педагога дошкольного  образовательного учреждения должен стать  ребенок, обладающий  следующими характеристиками: представляем вам  характеристику ребенка  перед поступлением в школу

 

Вдержка из концепции 12-летнего  образования.

 

Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное  отношение к себе, уверенность  в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности –  игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

 

Он активно взаимодействует  как со сверстниками, так и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывать  интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к  переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства  и  уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает  возникающие проблемы, правила, может  поддержать разговор на интересную для  него тему.

 

Волевое начало в действиях  ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он способен достигать  цели, старается сделать продукт  качественно, переделывает, если что-то не получилось. Ребенок может выполнять  инструкцию педагога, следовать установленным  правилам.

 

Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное  тело и телесные движения. Он с удовольствием  бегает, прыгает, лазает. Детские движения приобретают произвольный характер.

 

В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности  ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких  и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными  связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам  людей. Любит наблюдать, экспериментировать. Творческие способности также проявляются  в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Способность детей фантазировать  вслух, играть звуками и словами, тесно связана с развитием  речи, и свидетельствует о возникновении  внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становления  произвольности предметного действия.

 

Для формирования таких качеств  ребенка необходимо наличие не только педагогических, но и психолого-педагогических компетенций у педагога. В связи  с этим педагогу-психологу необходимо осуществлять просвещение педагогов  по вопросам психологического развития детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. А так же, о  возможных проблемах и причинах задержек в развитии, с целью решения  задач превентивного характера, предотвращающих наступление нежелательных  психологических последствий в  развитии ребенка (таких как отставания, задержек в развитии, обучении или  воспитании, появление нежелательных  черт характера, дурных привычек, склонностей).

 

Важными компонентами психолого-педагогической компетентности педагога являются не только психолого-педагогические знания, но  и умения использовать эти  знания на практике.

 

Для выявления затруднений  педагога в педагогической деятельности психологу необходимо осуществлять диагностику затруднений (путем  наблюдения, опроса, анкетирования), а  также  осуществлять  анализ стиля  педагогической деятельности и анализ занятия.

 

Для примера приводим тест определения психолого-педагогической компетенции воспитателя ДОУ, (он есть в раздаточном материале). Тест содержит 4 уровня психолого-педагогической компетенции:

 

I.  Репродуктивный уровень

 

II. Продуктивный уровень

 

III. Конструктивный уровень

 

YI. Творческий уровень

 

На основе полученных результатов  выстраивается дальнейшая коррекционно-развивающая  работа с педагогами.

 

Что касается анализа стилей педагогической деятельности и анализа  занятия психологом, то хочется отметить, что большинство педагогов отрицательно относятся к посещению своих  занятий психологом. Одной из причин является боязнь отрицательных суждений и оценок, страх оказаться некомпетентным.

 

Другая причина – ориентация на оценочную, а не аналитическую  работу с педагогом. На наш взгляд взаимодействие психолога и педагога должно принимать форму диалога  равноправных субъектов. Психолог должен использовать в качестве одного из основных способов познания – понимание, занять заинтересованную позицию, вживиться  в реальность педагога.

 

При анализе занятия психолог должен продумать план, который он будет использовать при анализе  занятия. В него могут быть включены следующие критерии анализа:

 

- стиль взаимоотношений  с детьми;

 

- особенности организации  познавательной деятельности на  занятии;

 

- формы и методы обучения;

 

- соответствие способов  работы возрастным и индивидуальным  особенностям детей.

 

В раздаточном материале  приведена примерная схема анализа  психологом занятия воспитателя (по Л.Т. Охотиной).

 

Обсуждение результатов  желательно проводить сразу же после  посещения занятия. В зависимости  от выявленных проблем в дальнейшем выстраивается и реализуется  психолого-педагогическое сопровождение  педагога.

 

Каждому возрасту характерны те или иные проблемы. На наш взгляд важно увидеть не только проблему, выяснить ее причины, но и в соответствии с этим выстроить дальнейшую работу, как с детьми, так и с воспитателями.

 

Вашему вниманию представляем возможные проблемы характерные  определенному возрасту, причины  их возникновения, а так же вероятные  способы решения этих проблем  в работе с педагогическим коллективом.

 

 

Возможные проблемы на разных возрастных этапах развития.

 

 

Возраст 

Возможные проблемы 

Причины возникновения 

Работа с пед. коллективом  по

 

коррекции проблем

 

2-3 г. 

- трудности адаптация  к ДОУ;

 

- страх расставания;

 

-повышенная тревожность;

 

- капризы …

 

  

- неготовность ребенка  к выходу из семьи;

 

- тип семейного воспитания (гиперопека);

 

- сильная эмоциональная  привязанность к родителям 

 

 

-обучение воспитателей  методам  проведения групповых  занятий в адаптационный период,  где основными средствами работы  служат разнообразные игры с  речевым сопровождением.

 

- также воспитателям необходимо  беседовать с родителями, где  важно вывести их на понимание  тесной эмоциональной связи с  ребенком и последствий гиперопеки.

 

3-4 г. 

- негативизм

 

- упрямство

 

- строптивость

 

- протест

 

- своеволие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- проблема речевой активности

 

 

 

 

 

- возрастной кризис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-мало разговаривают с  ребенком,

 

- ребенка понимают без  слов;

 

- могут быть какие-либо  органические нарушения  

-здесь должна быть  правильная реакция взрослого,  чтобы эта черта не закрепилось.  Важно в целом, позитивно оценивать  личность ребенка, тактично и  аргументировано указывать на  недостатки и промахи, уметь  поддержать и похвалить за  старание и инициативность, чтобы  ребенок научился гордиться собой  и своими успехами

 

 

 

- развитие мелкой моторики

 

- увеличение количества  вербального общения с детьми

 

-переадресация соответствующим  специалистам

 

4-5 лет 

- агрессивность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-гиперактивность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- тревожность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- снижение  познавательной  активности

 

 

- низкий уровень развития  коммуникативных и игровых навыков

 

 

- недостаток двигательной  активности;

 

-дефицит родительского  внимания;

 

-усвоение эталонов агрессивного  поведения в семье

 

- косвенно стимулируемая  агрессивность (СМИ, игрушек)

 

 

- пренатальная патология

 

- осложнения при родах

 

- стиль воспитания в  семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- завышенные требования  взрослых

 

- отсутствие единой системы  требований

 

- наличие тревожности  у самих родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- увеличение нагрузки  и неправильное чередование различных  видов деятельности

 

-эмоциональная деривация   

-изменение негативной  установки по отношению к ребенку  на позитивную;

 

- изменение стиля взаимоотношений  с детьми;

 

- расширение поведенческого  репертуара

 

родителей и педагогов  через развитие их коммуникативных  умений.

 

 

-при организации коррекционной  работы акцент должен делаться  на следующих умениях ребенка:

 

- концентрировать внимание;

 

- доводить начатое дело  до конца;

 

- контролировать свои  движения;

 

- снимать мышечное напряжение;

 

- контролировать свои  эмоциональные проявления;

 

- расширять поведенческий  репертуар во взаимодействии  со взрослыми и сверстниками

 

 

- обучение детей способам  саморасслабления

 

- проигрывание проблемных  ситуаций, являющихся травмирующими  (ситуация знакомства, публичное  выступление)

 

- подвижные игры для  развития коммуникативных навыков

 

-рисование для выявления  и отработки страхов

 

- использование элементов  сказкотерапии

 

- обучение диалоговому  общению в сюжетно-ролевых играх

 

- чередование различных  видов деятельности

 

 

 

-подвижные сюжетно-ролевые  игры,

 

- игры на понимание  эмоционального состояния;

 

-психогимнастика;

 

- игры на мимическое  и пантомическое самовыражение

 

-обучение приемам саморасслабления

 

 

 

5-6,7 лет 

- эмоциональная неустойчивость

 

 

 

 

 

 

- проблема связанной речи

 

-фонематический слух

 

 

-м.б. разногласия в  требованиях семьи и детского  сада

 

-нарушение режима

 

- стресс, перегрузки

 

- неврологический статус

 

 

- педагогическая запущенность

 

- м.б. какие то органические  нарушения 

- выработка  единой  тактики поведения в семье  и детском саду

 

- соблюдение режима дня  в ДОУ и дома

 

-направление к специалисту

 

 

- индивидуальная работа  с ребенком;

 

- развитие мелкой моторики;

 

-направление к специалисту  (логопеду, дефектологу)

 

 

 

По сути коррекционно-развивающая  работа с педагогическим коллективом  заключается в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов и отработке  определенных приемов психолого-педагогической поддержки воспитанников с различными проблемами в различных видах  деятельности детей. Это можно осуществлять через проигрывание педагогических ситуаций, где отрабатываются модели поведения педагога в различных проблемных ситуациях, и где педагог встает на место ребенка, необходимо также проводить различные тренинги таких как: тренинг  профессиональных умений и навыков, тренинг коммуникативных умений, тренинг эффективного педагогического общения и т.д.

 

Таким образом, выстраивая систему  психолого-педагогического сопровождения  деятельности педагога дошкольного  образовательного учреждения, возможно добиться положительного результата как  в профессиональной удовлетворенности  воспитателя, так и в получении  качественного продукта, т.е. получение  той модели выпускника, которая была представлена выше.

 

 

Приложение 8.

 

Программа занятий психологического клуба «Молодой воспитатель»

 

 

Приложение 9.

 

Тест для определения  психолого-педагогической  компетенции  воспитателя ДОУ

Информация о работе Работа с дошкольниками