Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:37, контрольная работа
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Приложение 7
Психолого-педагогическое сопровождение педагога дошкольного образовательного учреждения в педагогической деятельности.
Одним из сложных и малоразработанных направлений деятельности психолога, работающего в образовании, является психолого-педагогическое сопровождение педагогов в их педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность
представляет собой воспитывающее
и обучающее воздействие
В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психическое здоровье), формировать начала личности (базис личностной культуры, развивать его индивидуальность).
Задача педагога – помочь ребенку адаптироваться в окружающей действительности (сверстники, воспитатели, родители, деятельность и т.д.). Результатом деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения должен стать ребенок, обладающий следующими характеристиками: представляем вам характеристику ребенка перед поступлением в школу
Вдержка из концепции 12-летнего образования.
Характерная черта старшего
дошкольника – устойчивое положительное
отношение к себе, уверенность
в своих силах, открытость внешнему
миру. Ребенок проявляет
Он активно взаимодействует
как со сверстниками, так и взрослыми,
участвует в совместных играх, организует
их. Способен договариваться, учитывать
интересы других, сдерживать свои эмоции.
Ребенок проявляет
Волевое начало в действиях
ребенка проявляется в
Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Детские движения приобретают произвольный характер.
В дошкольном детстве получают
развитие познавательные способности
ребенка. Он проявляет широкую
Для формирования таких качеств
ребенка необходимо наличие не только
педагогических, но и психолого-педагогических
компетенций у педагога. В связи
с этим педагогу-психологу необходимо
осуществлять просвещение педагогов
по вопросам психологического развития
детей дошкольного возраста на разных
возрастных этапах. А так же, о
возможных проблемах и причинах
задержек в развитии, с целью решения
задач превентивного характера,
предотвращающих наступление
Важными компонентами психолого-педагогической компетентности педагога являются не только психолого-педагогические знания, но и умения использовать эти знания на практике.
Для выявления затруднений педагога в педагогической деятельности психологу необходимо осуществлять диагностику затруднений (путем наблюдения, опроса, анкетирования), а также осуществлять анализ стиля педагогической деятельности и анализ занятия.
Для примера приводим тест
определения психолого-
I. Репродуктивный уровень
II. Продуктивный уровень
III. Конструктивный уровень
YI. Творческий уровень
На основе полученных результатов выстраивается дальнейшая коррекционно-развивающая работа с педагогами.
Что касается анализа стилей
педагогической деятельности и анализа
занятия психологом, то хочется отметить,
что большинство педагогов
Другая причина – ориентация на оценочную, а не аналитическую работу с педагогом. На наш взгляд взаимодействие психолога и педагога должно принимать форму диалога равноправных субъектов. Психолог должен использовать в качестве одного из основных способов познания – понимание, занять заинтересованную позицию, вживиться в реальность педагога.
При анализе занятия психолог должен продумать план, который он будет использовать при анализе занятия. В него могут быть включены следующие критерии анализа:
- стиль взаимоотношений с детьми;
- особенности организации
познавательной деятельности
- формы и методы обучения;
- соответствие способов
работы возрастным и
В раздаточном материале
приведена примерная схема
Обсуждение результатов желательно проводить сразу же после посещения занятия. В зависимости от выявленных проблем в дальнейшем выстраивается и реализуется психолого-педагогическое сопровождение педагога.
Каждому возрасту характерны те или иные проблемы. На наш взгляд важно увидеть не только проблему, выяснить ее причины, но и в соответствии с этим выстроить дальнейшую работу, как с детьми, так и с воспитателями.
Вашему вниманию представляем возможные проблемы характерные определенному возрасту, причины их возникновения, а так же вероятные способы решения этих проблем в работе с педагогическим коллективом.
Возможные проблемы на разных возрастных этапах развития.
Возраст
Возможные проблемы
Причины возникновения
Работа с пед. коллективом по
коррекции проблем
2-3 г.
- трудности адаптация к ДОУ;
- страх расставания;
-повышенная тревожность;
- капризы …
- неготовность ребенка к выходу из семьи;
- тип семейного воспитания (гиперопека);
- сильная эмоциональная привязанность к родителям
-обучение воспитателей
методам проведения групповых
занятий в адаптационный
- также воспитателям необходимо
беседовать с родителями, где
важно вывести их на понимание
тесной эмоциональной связи с
ребенком и последствий
3-4 г.
- негативизм
- упрямство
- строптивость
- протест
- своеволие
- проблема речевой активности
- возрастной кризис
-мало разговаривают с ребенком,
- ребенка понимают без слов;
- могут быть какие-либо органические нарушения
-здесь должна быть
правильная реакция взрослого,
чтобы эта черта не
- развитие мелкой моторики
- увеличение количества вербального общения с детьми
-переадресация
4-5 лет
- агрессивность
-гиперактивность
- тревожность
- снижение познавательной активности
- низкий уровень развития
коммуникативных и игровых
- недостаток двигательной активности;
-дефицит родительского внимания;
-усвоение эталонов
- косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушек)
- пренатальная патология
- осложнения при родах
- стиль воспитания в семье
- завышенные требования взрослых
- отсутствие единой системы требований
- наличие тревожности у самих родителей
- увеличение нагрузки
и неправильное чередование
-эмоциональная деривация
-изменение негативной
установки по отношению к
- изменение стиля
- расширение поведенческого репертуара
родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.
-при организации
- концентрировать внимание;
- доводить начатое дело до конца;
- контролировать свои движения;
- снимать мышечное напряжение;
- контролировать свои эмоциональные проявления;
- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
- обучение детей способам саморасслабления
- проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими (ситуация знакомства, публичное выступление)
- подвижные игры для
развития коммуникативных
-рисование для выявления и отработки страхов
- использование элементов сказкотерапии
- обучение диалоговому
общению в сюжетно-ролевых
- чередование различных видов деятельности
-подвижные сюжетно-ролевые игры,
- игры на понимание эмоционального состояния;
-психогимнастика;
- игры на мимическое и пантомическое самовыражение
-обучение приемам
5-6,7 лет
- эмоциональная неустойчивость
- проблема связанной речи
-фонематический слух
-м.б. разногласия в требованиях семьи и детского сада
-нарушение режима
- стресс, перегрузки
- неврологический статус
- педагогическая запущенность
- м.б. какие то органические нарушения
- выработка единой тактики поведения в семье и детском саду
- соблюдение режима дня в ДОУ и дома
-направление к специалисту
- индивидуальная работа с ребенком;
- развитие мелкой моторики;
-направление к специалисту (логопеду, дефектологу)
По сути коррекционно-развивающая
работа с педагогическим коллективом
заключается в повышении
Таким образом, выстраивая систему
психолого-педагогического
Приложение 8.
Программа занятий психологического клуба «Молодой воспитатель»
Приложение 9.
Тест для определения психолого-педагогической компетенции воспитателя ДОУ