Работа с дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Работа содержит 1 файл

проект.docx

— 130.13 Кб (Скачать)

 

Мы считаем, что в  коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой  требовательностью к нему, живут  хорошие традиции, дух высокой  ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, начинающий воспитатель  быстро и безболезненно входит в  педагогический коллектив.

 

Кроме того, молодому специалисту  предлагаются для заполнения анкеты (Приложение 2), диагностические таблицы (например, «Диагностика определения  модели взаимодействия воспитателя  с детьми» М.В. Крулехт и др.).

 

Результаты фиксируются  в тетради наблюдений, а затем  вносятся в Карту профессионального  роста педагога, разработанную методической службой МДОУ № 50 «Алёнушка».

 

3. Еще одной важной  составляющей, влияющей на эффективность  деятельности педагога, являются  личностные особенности (характер, темперамент, внешняя или внутренняя  ориентация: интроверт, экстраверт, самооценка и др.), которые откладывают  свой отпечаток на работу специалиста  в целом. Особенно это касается  взаимодействия с членами коллектива, детьми и родителями. Воспитатели  получают памятку для молодых  педагогов «Правила поведения  и общения воспитателя в ДОУ» (Приложение 3).

 

Для изучения личностной сферы  молодого педагога используются следующие  методики.

 

1. Определение педагогической  позиции педагога, основанное на  самостоятельной оценке черт  характера (Приложение 4).

 

2. Тест для молодого  воспитателя (Н.В. Микляева, Ю.В.  Микляева) на определение его  педагогической стрессоустойчивости  (Приложение 5).

 

3. Тест для молодого  воспитателя (Н.В. Микляева, Ю.В.  Микляева) на определение эффективности  работы педагога стажника (Приложение 6).

 

4. Тест Г. Айзенка (Шайгородский  Ю.Ж. «Точка отсчета», Омск, 1992) используется  с целью определения совместимости  педагогов для кадрового подбора  в группу.

 

5. Тест фигур (Рогов  Е.И. «Настольная книга практического  психолога в образовании», М., 1996) - предназначен для выявления  типологии личности. Результаты  диагностики заносятся в психологический  профиль педагога, который закладывается  на первом этапе и затем  пополняется.

 

II этап работы с молодыми  специалистами -коррекционно-развивающий.

 

Цель коррекционно-развивающей  работы заключается в оказании помощи в профессиональном совершенствовании  и коррекции затруднений, которые  так же затрагивает знание, умение и личностные компоненты.

 

На этом этапе применяются  разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции. Данный этап длится в течение всего  учебного года.

 

Более подробно остановимся  на содержании деятельности педагога-психолога  по сопровождению адаптации молодых  специалистов. Педагог-психолог планирует  и осуществляет работу по повышению  психолого-педагогической компетентности, а так же осуществляет профилактическую работу, направленную на предупреждение эмоционального выгорания.

 

Данная работа осуществляется через организацию консультирования, просвещение с использованием активных методов работы с педагогическим коллективом, а так же проведение тренинговых занятий в рамках работы психологического клуба «Молодой воспитатель».

 

М.Р. Битянова рекомендует  использовать следующий принцип  просвещения педагогов - «органическое  вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности. Просветительская работа должна быть «вкраплена» (причем очень дозированно, с тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-педагогических консилиумов».

 

И.В. Дубровина отмечает: «Важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом  уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного  детского сада, данной школы, данного  контингента детей, т.е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют  непосредственное отношение к решению  конкретных проблем обучения и воспитания детей».

 

При планировании деятельности по просвещению психологу необходимо хорошо изучить педагогический коллектив  – это станет основой создания методической работы с педагогами и  в дальнейшем учитывать  два основных условия:

Состав слушателей;

Интересы слушателей

 

Основание для формирования категорий слушателей может быть различным:

молодые специалисты –  стажисты;

воспитатели с опытом работы;

возрастная категория  слушателей и.т.д.

 

Вопросы, интересующие воспитателей дошкольных учреждений:

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?

Как построить режим дня  ребенка, чтобы он не переутомлялся?

Почему ребенок часто  болеет (плохо спит, кушает без аппетита)?

Какие программы обучения и воспитания дошкольников наиболее эффективны?

Каким образом воспитатель  может помочь «трудному» ребенку (замкнутому и скованному; гиперактивному и агрессивному, не умеющему контролировать свое поведение; ребенку, часто плачущему, отказывающемуся  от общения и т.п.)?

 

Выбирая форму работы с  педагогом, необходимо учитывать коэффициент  полезного действия: лекции позволяют  усвоить только 5% информации, чтение - 10%, аудиовизуальные средства - 20%, наглядный  материал - 30%, обсуждение вопроса в  группах- 50%, выступление в роли обучающего - 90%.

 

Если говорить о формах работы по повышению психолого-педагогической компетентности, то их большое количество:

 теоретические семинары (доклады, сообщения);

 семинары-практикумы;

 ролевые игры, деловые  игры;

 дискуссии, диспуты;

обсуждение открытых мероприятий;

 конкурсы педагогического  мастерства;

 педагогические советы;

 обсуждение передового  педагогического опыта и рекомендации  по его распространению и внедрению;

 разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;

 педагогические чтения, научно-практические конференции;

творческие группы;

методические объединения,

индивидуальные консультации;

педагогический фестиваль;

 стендовая защита и  т. д.

 

Главная задача психолога  состоит в том, чтобы помочь начинающему  педагогу организовать педагогический процесс как процесс свободного личностного развития каждого воспитанника в меру его индивидуальных способностей, интересов и склонностей, так  как результатом должно явиться  становление индивидуальной, авторской, высоко эффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог  овладевает умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

 

Темы для групповых  и индивидуальных консультаций подбираются  на основе выявленных проблем в работе педагогов (Приложение 7).

 

Наиболее востребованными  в нашем ДОУ являются темы, касающиеся:

адаптации ребенка к детскому саду,

работа с «трудными» детьми,

профилактика эмоционального «выгорания»,

формы работы с родителями и т.д.

 

Начинающие воспитатели  ДОУ узнают об основах психологии дошкольников, педагогических приемах  развития речи и интеллекта детей. Основной акцент делается на то, чтобы сформировать у них осознание приоритета игры в работе с детьми на фоне всех остальных  задач. Иначе говоря, игра поможет  достичь любой цели — от создания мотивации до формирования интеллектуальной каждый взрослый человек, занимающийся в клубе «Молодой воспитатель», должен понять, что готовности детей к  школе, от разучивания стихов до сохранения здоровья малышей!

 

Большой популярностью пользуются у молодых педагогов деловые  игры и тренинги. Их тематика также  разнообразна:

игры, направленные на рефлексию  профессиональных качеств;

тренинги личностного  роста,

тренинги на развитие невербальных форм общения.

 

Когда возникают затруднения  в работе молодого педагога, с которыми он не может справиться самостоятельно, собираются Балинтовские группы. В  них возникшая проблема обсуждается  молодыми и опытными педагогами.

 

При возникновении психологического и эмоционального «истощения», проводятся сеансы аромо- и музыкотерапии. Как  правило, проблемы такого характера  возникают к концу учебного года.

 

Кроме того, на II этапе опытные  педагоги продолжают посещать занятия  начинающего педагога и наблюдать  за его взаимодействием с детьми. Здесь важно отмечать положительные  моменты в его работе, чтобы  сделать их опорой для дальнейшего  движения вперед. После каждого посещения  проводится детальный анализ.

 

Однако основной акцент в  своей работе психолога с молодыми педагогами по их адаптации я делаю  на организации работы психологического клуба «Молодой воспитатель». Работа проводилась в течение 2009-2010 учебного года, разработано и проведено 9 занятий  клуба (Приложение 8.). В работе участвовало 5 молодых педагогов.

 

При составлении плана  работы клуба я учитывала загруженность  воспитателей и отсутствие у некоторых  из них педагогического образования. Поэтому содержание «занятий для  взрослых» основано на следующих  принципах.

Доступность материала. При  подборе рекомендаций и изложении  информации не используются сложные  термины из области педагогики и  психологии. «Житейский» язык плюс актуальность вопроса обеспечивают результат - наши коллеги получают необходимый  минимум педагогических знаний.

Индивидуальный подход. При  составлении плана работы клуба  «Молодой воспитатель» всегда учитываются  пожелания самих участников клуба, в процессе бесед обязательно  выясняются вопросы, которые воспитатели  считают для себя наиболее актуальными.

Практико-ориентированный  подход, который эффективен в работе с взрослыми людьми не меньше, чем  с воспитанниками детского сада. Занятия  организуются в форме увлекательных  тренингов или деловых игр, в  процессе которых воспитатели выступают  как в роли детей, так и в  роли взрослых. Теоретическая информация дается в виде беседы-диалога с  равноправными партнерами, которым  предлагаются для обдумывания проблемные ситуации.

Системность. Содержание работы клуба логически и тематически  связано с годовым планом работы ДОУ.

 

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по адаптации молодого специалиста  в психологическом клубе «Молодой воспитатель» позволяет решать следующие  задачи:

 

-отработать усвоенные  в период обучения в вузе  или колледже содержание и  методы педагогического сопровождения  развития детей, взаимодействия  родителей и педагогов ДОУ  на практике;

 

-освоить приемы, направленные  на сплочение педагогического  коллектива и передачу педагогического  опыта от одного поколения  другому.

 

 

Перспективный план работы психологического клуба «Молодой воспитатель» МДОУ № 50 «Алёнушка»

 

Цель: Цель: обеспечить постепенное  вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать  у молодых воспитателей потребность  в самообразовании; помочь молодым  педагогам адаптироваться к работе в ДОУ приняв его внутренние правила, традиции, условия.

 

Задачи: 1. Помочь педагогам  наладить профессиональный контакт  с опытными педагогами.

 

2. Помочь преодолеть стеснение  при взаимодействии с родителями, детьми, коллегами.

 

3. Помочь приобрести уверенность  при публичных выступлениях.

 

4. Вселить педагогический  оптимизм в период профессиональной  деятельности.

 

 

сентябрь 

 

 

 

 

1-я встреча 

Девиз «Тебя здесь любят  и ждут» «Снежный ком» - давайте познакомимся

«Анкета молодого педагога»

Ассоциативный рисунок «1й  день в ДОУ» 

Цель: Помочь педагогам устанавливать  и поддерживать эмоциональный контакт  с коллегами.

 

Выявить уровень притязаний молодых педагогов к педагогической деятельности к ДОУ.

 

Способствовать созданию положительного эмоционального фона через  ассоциативный рисунок.

 

октябрь 

 

 

 

 

2-я встреча 

Девиз «Моё первое впечатление» Заполни таблицу. Какие геометрические фигуры ассоциируются с педагогами, администрацией, родителями.

Продолжи предложение  «за этот месяц мне удалось………»;

 

«В этом месяце я не знаю как….»

 

«Я боюсь представить  себе, что…..»

 

«Если бы у меня была волшебная  палочка…..»

Используя музыкальные инструменты  наиграть мелодию состояния «Я в  работе»

Психологическая игра

 

Цель: развивать творческие способности, фантазию.

 

Умение проводить фрагменты  самоанализа

 

Раскрепостить педагогов  через творческие задания.  

 

 

ноябрь 

 

 

 

 

3-я встреча 

Девиз «Я не воспитатель, я  только учусь» Комплименты.

Поделиться педагогическими  случаями (опытом)

Моя первая удача.

Педагоги получают индивидуальные конверты «Комплимент психолога» 

Цель: Научить педагогов  публично выражать своё восприятие коллег.

 

Развивать литературный стиль  речи.

 

Создать ситуацию успеха.

 

Способствовать повышению  уверенности в себе.

 

декабрь 

 

 

 

 

4-я встреча 

Девиз «Ура, Новый год!» Театральные этюды

Чтение четверостишья  с разными эмоциями.

Публичное выступление на тему «вам интересно…….»

Составление педагогического  кредо о педагогической деятельности.

Информация о работе Работа с дошкольниками