Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:37, контрольная работа
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
-анкетирование (выявление
затруднений в работе на
- по возможности начинающий
педагог направляется в ту
группу, где работает опытный
воспитатель, который может
- дидактическая подготовка
к проведению занятий и
- оценка его педагогической
деятельности. Старший воспитатель
должен быть максимально
-закрепление педагога-
- заполнение информационной карты педагога;
- составление совместного плана молодого специалиста и наставника;
- выбор методической темы.
Молодым воспитателям предлагаются
примерные темы по
- организация взаимодействия
молодых педагогов разных
- создание условий для
легкой адаптации молодого
-знакомство с детским
садом, представление молодого
воспитателя коллективу (выбираются
те формы и методы, которые
в конечном итоге будут
- Работа психологического клуба «Молодой воспитатель».
Цель: Цель: обеспечить постепенное
вовлечение молодого воспитателя во
все сферы профессиональной деятельности;
а также формировать и
II этап
2-3- й годы
процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.
- изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ,
-повышение своего
- привлечение к показу занятий на уровне детского сада;
- приобщение педагогов
к подготовке и посильному
участию в проведение
- диспуты, ярмарки
- проведение семинаров- практикумов по темам.
консультирование по запросу
III этап
4-5-й год работы
- складывается система
работы, имеются собственные
- воспитатель внедряет
в свою работу новые
- оказание методической помощи.
консультирование по запросу
IV- этап
6-й год работы
- происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
- оказание методической помощи.
консультирование по запросу
Хочется отметить, что прохождение
определенного этапа для
Описание опыта работы
психолога по адаптации молодых
педагогов к воспитательно-
Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям и воспитателям.
Основными видами деятельности
детского психолога являются: психологическое
просвещение, психологическая профилактика,
психологическое
Под психологическим просвещением
понимается приобщение взрослых (в
том числе, воспитателей) к психологическим
знаниям. В обществе недостаточно распространены
психологические знания, не всегда
выражена психологическая культура,
предполагающая интерес к другому
человеку, уважение особенностей его
личности, умение и желание разобраться
в своих собственных
Психологическая профилактика
направлена на сохранение, укрепление
и развитие психологического здоровья
детей на всех этапах дошкольного
детства. Психологическая профилактика
предполагает ответственность за соблюдение
в детском саду психологических
условий, необходимых для полноценного
психологического развития и формирования
личности ребенка на каждом возрастном
этапе. Также психологическая
Основная сложность, с
которой может встретиться
Консультативная работа в детском саду имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или других консультациях. Специфика такого консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
Очевидно, что в современной науке и практике психологической помощи недостаточно разработана проблема психологического сопровождения процесса адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в ДОУ,
Исходя из этого, задачей
своей работы с молодыми специалистами
ДОУ я считаю психологическую
поддержку, направленную на психологическое
сопровождение молодых
Основные усилия психолога должны быть направлены на оказание психологической помощи воспитателю в первый год его педагогической деятельности. В первый год работы молодой специалист проходит адаптационный период - это период, когда педагог привыкает к новым условиям работы коллегам и детям. Для уменьшения адаптационного периода необходимо сопровождение молодого специалиста. Как правило, работа по сопровождению педагогов вновь поступивших на работу осуществляется в двух направлениях – методическом и психолого-педагогическом.
Методическая работа, описанная в предыдущем разделе, заключается, прежде всего, в оказании помощи педагогу в организации педагогического процесса.
Поскольку I этап является одним из самых важных и сложных, остановимся подробнее на работе с молодым специалистом в этот период.
Заведующая ДОУ при
приеме на работу молодого специалиста
беседует с ним, знакомит его с
должностной инструкцией, условиями
труда, правилами внутреннего
Молодой воспитатель несколько
дней под руководством старшего воспитателя
проходит стажировку у своего более
опытного коллеги, т.е. они работают
вместе с группой детей. За это
время он знакомится с воспитанниками,
родителями, помощником воспитателя, изучает
режим дня группы, документацию и
т.д. Все возникшие вопросы
Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке.
Затем наступают первые дни самостоятельной работы – самые трудные. И здесь очень важно оказать молодому специалисту помощь, сделать так, чтобы период поступления на работу и первые дни стали для него не серьезным испытанием, а радостным событием. Решение этой задачи мы считаем приоритетным для нашего педагогического коллектива. Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д.
В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.
Наряду с педагогическими,
профессиональными проблемами становятся
актуальными вопросы
Большое значение имеет психологическая
работа с молодыми специалистами, которая
проходит в три этапа. Апробация
программы психологического сопровождения
процесса адаптации молодых воспитателей
осуществлялась в 1009-2010 учебном году.
В работе принимало участие пять
молодых специалистов с высшим и
средним специальным
I этап - диагностический.
1. На этом этапе идет
изучение имеющихся
2. Далее уточняется степень
практической подготовленности (умений).
Для этого старший воспитатель
совместно с педагогом-
Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Заведующая, старший воспитатель, коллеги должны быть максимально тактичными в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".
Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей вежливыми, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Именно на это в первую очередь нужно обращать внимание, а, заметив педагогические успехи новичка, непременно отметить их вслух. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.