Работа с дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Работа содержит 1 файл

проект.docx

— 130.13 Кб (Скачать)

 

-анкетирование (выявление  затруднений в работе на начало  года);

 

- по возможности начинающий  педагог направляется в ту  группу, где работает опытный  воспитатель, который может быть  его наставником, дать необходимые  консультации, продемонстрировать  занятия, организацию прогулки  детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут  так, как личный пример.

 

- дидактическая подготовка  к проведению занятий и совместной  деятельности с детьми 

 

- оценка его педагогической  деятельности. Старший воспитатель  должен быть максимально тактичным  в своих высказываниях, особенно  если они носят критический  характер. Молодой воспитатель испытывает  потребность в своевременной  положительной оценке своего  труда.

 

-закрепление педагога-наставника  за молодым специалистом; поддержка  просто необходима начинающему  воспитателю. Мало быть талантливым  и образованным. Если рядом не  окажется мудрых наставников,  то из начинающего педагога  никогда не получится ценный  специалист;

 

- заполнение информационной  карты педагога;

 

- составление совместного  плана молодого специалиста и  наставника;

 

- выбор методической темы. Молодым воспитателям  предлагаются  примерные темы по самообразованию,  проводится анализ того, как спланировать  работу над методической темой  на год, разработка  индивидуального  плана профессионального становления

 

- организация взаимодействия  молодых педагогов разных детских  садов и школ. 

- создание условий для  легкой адаптации молодого специалиста  на работе;

 

-знакомство с детским  садом, представление молодого  воспитателя  коллективу (выбираются  те формы и методы, которые  в конечном итоге будут содействовать  дальнейшему профессиональному  становлению молодого специалиста.  От того, как новичка встретит  коллектив во главе с руководителем,  будет зависеть последующая успешность  специалиста);

 

- Работа психологического  клуба «Молодой воспитатель».

 

Цель: Цель: обеспечить постепенное  вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать  у молодых воспитателей потребность  в непрерывном самообразовании; помочь молодым педагогам адаптироваться к работе в ДОУ приняв его внутренние правила, традиции, условия.

 

II этап 

 

 

2-3- й годы

 

процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с  детьми, формирования своего стиля  в работе, снискание авторитета среди  детей, родителей, коллег. 

- изучение опыта работы  коллег своего учреждения и  других ДОУ, 

 

-повышение своего профессионального  мастерства - посещение открытых  городских мероприятий: методические  объединения воспитателей, конкурсы  профессионального мастерства. 

- привлечение к показу  занятий на уровне детского  сада;

 

- приобщение педагогов  к подготовке и посильному  участию в проведение педагогических  часов, педагогических советов;

 

- диспуты, ярмарки педагогических  идей, деловые игры, мастер-классы, тренинги  и многое другое.

 

- проведение семинаров-  практикумов по темам. 

консультирование по запросу

 

III этап

 

 

4-5-й год работы 

- складывается система  работы, имеются собственные разработки.

 

- воспитатель внедряет  в свою работу новые технологии. 

- оказание методической  помощи. 

консультирование по запросу

 

IV- этап 

 

 

6-й год работы 

- происходят совершенствование,  саморазвитие, обобщение своего  опыта работы. 

- оказание методической  помощи. 

консультирование по запросу

 

 

 

Хочется отметить, что прохождение  определенного этапа для каждого  педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому заведующей, старшему воспитателю, психологу детского сада к каждому педагогу надо подходить  дифференцированно. Разнообразные  формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного  интереса к профессии, активному  освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное  влияние на рост его профессиональной значимости. Особенно важной нам представляется работа с молодыми педагогами на первом и втором этапах его профессиональной деятельности. Именно психологическое  сопровождение первого этапа  адаптации молодых педагогов  был нами апробирован в течение 2009-2010 учебного года.

 

Описание опыта работы психолога по адаптации молодых  педагогов к воспитательно-образовательной  деятельности в дошкольном образовательном  учреждении

 

 

Основной целью как  детского психолога, работающего в  детском саду, так и в целом  психологической службы образования  является обеспечение психологического здоровья детей. В соответствии с  поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности  развития каждого возраста, развивает  индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и  пр. От психолога требуется создать  благоприятный для развития ребенка  климат в детском саду, а также  необходимо оказывать своевременную  психологическую помощь, как детям, так и их родителям и воспитателям.

 

Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое  просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая  коррекция. Не умаляя значения всех видов  деятельности психолога, в работе с  молодыми педагогами дошкольного образовательного учреждения, я остановила внимание на психологическом просвещении, психопрофилактике  и психологическом консультировании.

 

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (в  том числе, воспитателей) к психологическим  знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому  человеку, уважение особенностей его  личности, умение и желание разобраться  в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая  глухота взрослых людей, неумение и  нежелание прислушиваться друг к  другу, понять, простить, уступить и  пр. Поэтому практическому психологу  важно повышать уровень психологической  культуры тех людей, которые работают с детьми. Психологическое просвещение  может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

 

Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного  детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических  условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление  таких особенностей ребенка, которые  могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его  поведении и отношениях.

 

Основная сложность, с  которой может встретиться психолог - это непонимание педагогическим коллективом важности психологической  профилактики. Психолог должен стараться  прогнозировать возможность появления  проблем и проводить работу в  направлении их предупреждения. В  психопрофилактике инициатива целиком  исходит от психолога, в этом проявляется  творчество его как специалиста.

 

Консультативная работа в  детском саду имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или других консультациях. Специфика такого консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается  на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается  только то, что имеет отношение  к решению главной задачи психологической  службы образования - максимально содействовать  психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к  ребенку. Их проблемы рассматриваются  только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.

 

Очевидно, что в современной  науке и практике психологической  помощи недостаточно разработана проблема психологического сопровождения процесса адаптации молодого специалиста  к педагогической деятельности в  ДОУ,

 

Исходя из этого, задачей  своей работы с молодыми специалистами  ДОУ я считаю психологическую  поддержку, направленную на психологическое  сопровождение молодых специалистов.

 

Основные усилия психолога  должны быть направлены на оказание психологической  помощи воспитателю в первый год  его педагогической деятельности. В  первый год работы молодой специалист проходит адаптационный период - это  период, когда педагог привыкает  к новым условиям работы коллегам и детям. Для уменьшения адаптационного периода необходимо сопровождение  молодого специалиста. Как правило, работа по сопровождению педагогов  вновь поступивших на работу осуществляется в двух направлениях – методическом и психолого-педагогическом.

 

Методическая работа, описанная  в предыдущем разделе, заключается, прежде всего, в оказании помощи педагогу в организации педагогического  процесса.

 

Поскольку I этап является одним  из самых важных и сложных, остановимся  подробнее на работе с молодым  специалистом в этот период.

 

Заведующая ДОУ при  приеме на работу молодого специалиста  беседует с ним, знакомит его с  должностной инструкцией, условиями  труда, правилами внутреннего трудового  распорядка, уставом ДОУ, традициями, определяет рабочее место. Воспитатель  заполняет анкету с общими данными  о себе (Приложение 1). По возможности  начинающий педагог направляется в  ту группу, где работает опытный  воспитатель, который может оказать  ему методическую помощь, дать необходимые  консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и  т.д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

 

Молодой воспитатель несколько  дней под руководством старшего воспитателя  проходит стажировку у своего более  опытного коллеги, т.е. они работают вместе с группой детей. За это  время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает  режим дня группы, документацию и  т.д. Все возникшие вопросы обсуждаются  после рабочей смены в присутствии  старшего воспитателя и психолога

 

Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического  идеала молодого специалиста, а порой  и в его корректировке.

 

Затем наступают первые дни  самостоятельной работы – самые  трудные. И здесь очень важно  оказать молодому специалисту помощь, сделать так, чтобы период поступления  на работу и первые дни стали для  него не серьезным испытанием, а  радостным событием. Решение этой задачи мы считаем приоритетным для  нашего педагогического коллектива. Адаптация молодого воспитателя  во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда  и т. д.

 

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые  в конечном итоге будут содействовать  дальнейшему профессиональному  становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив  во главе с руководителем, будет  зависеть последующая успешность специалиста.

 

Наряду с педагогическими, профессиональными проблемами становятся актуальными вопросы психологического сопровождения молодых педагогов  в период их адаптации к профессии.

 

Большое значение имеет психологическая  работа с молодыми специалистами, которая  проходит в три этапа. Апробация  программы психологического сопровождения  процесса адаптации молодых воспитателей осуществлялась в 1009-2010 учебном году. В работе принимало участие пять молодых специалистов с высшим и  средним специальным образованием, не имеющие опыта работы в дошкольном образовательном учреждении.

 

 

I этап - диагностический.

 

1. На этом этапе идет  изучение имеющихся педагогических  и психолого-педагогических знаний. Для этого старший воспитатель  и педагог-психолог проводят собеседование,  в процессе беседы выясняется  знаком ли специалист с программой, которая реализуется в дошкольном  образовательном учреждении, а так  же вероятность возможных затруднений  в организации учебно-воспитательного  процесса.

 

2. Далее уточняется степень  практической подготовленности (умений). Для этого старший воспитатель  совместно с педагогом-психологом  посещает занятия, а так же  присутствует во время режимных  моментов и игровой деятельности, наблюдая и анализируя тем  самым организацию воспитательно-образовательного  процесса 

 

Помощь молодому специалисту  неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Заведующая, старший воспитатель, коллеги должны быть максимально тактичными в своих  высказываниях, особенно если они носят  критический характер. Важно руководствоваться  принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться –  бойтесь повторять ошибки".

 

Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной  положительной оценке своего труда. Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все  в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать  детей вежливыми, научил ли с уважением  относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто  в ней нуждается. Именно на это  в первую очередь нужно обращать внимание, а, заметив педагогические успехи новичка, непременно отметить их вслух. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.

Информация о работе Работа с дошкольниками