Работа с дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Работа содержит 1 файл

проект.docx

— 130.13 Кб (Скачать)

 

 

I. Репродуктивный уровень.

 

 

1. Кто из отечественных  психологов разработал учение  о «зоне ближайшего развития»  и «зоне актуального развития»  ребенка дошкольного возраста:

 

А) Гальперин П.Я.     Б) Эльконин Д.Б.   В) Выготский  Л.С.

 

 

2. Соотнесите стадию развития  ребенка с типом ведущей деятельности:

 

А) Младенец                                                         

 

Б) Ребенок раннего возраста                               

 

В) Ребенок дошкольного  возраста

 

Г) Ребенок младшего школьного  возраста   

а) орудийно-предметная деятельность

 

б) эмоционально-непосредственное общение

 

в) учебная деятельность

 

г) игра

 

 

 

3. Соотнесите ведущую  деятельность и тип складывающихся  в ней взаимоотношений взрослого  и ребенка:

 

А) Эмоционально-непосредственное общение

 

Б) Предметная деятельность

 

В) Игровая деятельность 

а) симбиоз, эмоциональная  синтония

 

б) кооперация и конкуренция

 

в) руководство и подчинение

 

 

 

4. Установите соответствие, классифицировав методы психологических  исследований:

 

А) Основные методы

 

Б) Частные (вспомогательные)

 

 

а) анализ продуктов детского творчества

 

б) беседа

 

в) эксперимент

 

г) наблюдение

 

д) анкетирование

 

 

 

II. Продуктивный уровень.

 

 

1. Дайте определение понятий

 

А) Социальная ситуация развития – это …

 

Б) Общение – это …

 

В) Межличностные отношения  – это … 

Г) Зона актуального развития – это …

 

Д) Зона ближайшего развития  - это …

 

 

 

 

 

2. Восстановите текст:

 

Ведущая деятельность –  деятельность, которая в главном  и основном определяет… развитие ребенка в … период. В период младенчества ведущей деятельностью  является …, в раннем детстве - …, в  дошкольном детстве - ….

 

В.д. определяет возникновение  и формирование основных … человека на каждой ступени его развития.

 

 

3. Соотнесите показатели  развития форм общения с показателями  основных параметров общения:

 

А) Ситуативно-личностная

 

Б) Ситуативно-деловая

 

В) Внеситуативно-познавательная

 

Г) Внеситуативно-личностная

 

 

а) Речь

 

б) экспрессивно-мимические реакции

 

в) предметно-действенные  операции

 

г) речевые операции

 

д) совместная деятельность

 

е) удовлетворение первичных  потребностей

 

ж) совместная и самостоятельная  деятельность ребенка

 

з) самостоятельная деятельность ребенка

 

 

 

4. Восстановите логическую  последовательность этапов становления  игры. Соотнесите с возрастом  детей (с помощью стрелок)

 

Возраст детей  

Этапы становления игры

 

От рождения до 1 года 

Отобразительная игра

 

От 1 до 2 лет 

Сюжетно-ролевая игра

 

От 2 до 3 лет 

Ознакомительная игра

 

От 3 до 4 лет 

Режиссерская игра

 

От 4 до 5 лет   

Сюжетно-отобразительная

 

От 5 до 6 лет 

Собственно ролевая игра

 

 

 

III. Конструктивный уровень.

 

 

1. Дайте обоснованную  оценку действиям воспитателя.

 

Когда дети впервые приходят в детский сад, педагог пытается привлечь их внимание, показать, что  есть интересного в саду. При этом он показывает сразу все игрушки, доказывает, что они лучше, чем  у ребенка дома, и, кроме того, в них здесь играть интереснее, потому, что в детском саду много  других ребят.

 

 

2. Дайте обоснованную  оценку действиям воспитателя.

 

Пятилетний ребенок заплакал из-за того, что ему запретили  бить в барабан, потому, что он мешал  другим. «Тебе хочется плакать? –  говорит воспитатель. – Иди-ка, милый, в раздевалку, закройся там и плачь. Ладно?» Ребенок направился в  раздевалку, но, не дойдя до нее, перестал плакать и повернул обратно.

 

 

3. Дайте обоснованную  оценку действиям воспитателя.

 

Педагог разделяет детей  на несколько подгрупп и предлагает составит рассказ по одной картине  от лица различных героев, изображенных на ней. Затем рассказы сравниваются. Детей подводят к выводу, что воспринимать одну и ту же ситуацию и действовать  в ней можно по-разному.

 

VI.  Творческий уровень.

 

 

1. Обоснуйте ваши предложения,  связанные с различными вариантами  решения предложенной психолого-педагогической  проблемы.

 

Нина (3 года 3 месяца) пятый  день в детском саду. Войдя в  группу, девочка облюбовала себе куклу, села на ковер, нежно взяла ее на руки. Смотрит кукле в глаза, мило улыбается, с трудом натягивает на ножки  куклы тапочки, приглаживает косички. В это время подходит Зина, начинает отбирать игрушку. Нина возмущается:

 

- Я сама хочу! Я ее  еще не одела!

 

Зина вырывает куклу. Вмешивается  воспитатель:

 

- Отдай Ниночка куклу!  Ведь ты ее уже подержала!

 

Нина – послушная девочка, поэтому кивает и молча отходит. Воспитательница довольна и по этому  поводу записывает в дневнике, что  дети научились уступать друг другу. В это время Нина, улучив момент, когда взрослого нет рядом, громко

 

- Какая ты плохая, противная!  – и демонстративно отворачивается  от нее. Потом подходит к  воспитателю и спрашивает:

 

- А когда моя мама  придет?

 

 

2.Обоснуйте ваши предложения,  связанные с различными вариантами  решения предложенной психолого-педагогической  проблемы.

 

В средней группе, куда привели  Сашу, был достаточно организованный, дружный детский коллектив, с  хорошей традицией: справедливо  распределять роли в игре, следить, чтобы всем по очереди доставались  главные.

 

С первых дней пребывания в  группе Саша проявил активность, богатую  фантазию, инициативу. Он любил мастерить  игрушки, строить, проявлял большой  интерес к коллективным играм, при  этом у него проявлялось выраженное стремление быть смелым, сильным.

 

Вместе с тем он мог  ударить не подчинившегося в игре товарища, грубо подавить инициативу сразу нескольких ребят. Были случаи, когда он выполнял в игре не одну роль, а несколько: он и капитан  корабля, и радист (ему эта роль особенно нравилась). Роли в игре он всегда стремился распределять сам, приводя такие аргументы: «Я так  хочу!», «Они ничего без меня не умеют!» 

 

 

3. Обоснуйте ваши предложения,  связанные с различными вариантами  решения предложенной психолого-педагогической  проблемы.

 

Придя из детского сада, Вадик (6 лет) сказал: «Мама, нам дали задание  сочинить сказку про любое дерево, снежинку или тучку».

 

Перед сном, уже в постели, мальчик придумал сказку: «Жила-была тучка.  В ней было много капелек, но одна, самая большая, не удержалась и оторвалась от тучки. По пути на землю  тяжелая капелька превратилась в  легкую, красивую снежинку.  Она кружилась, кружилась в воздухе, не зная, куда сесть. Увидела собачку, которая  сидела на дорожке. Та вскочила и побежала, а снежинка снова поднялась вверх. Потом снежинка села на рукавичку  мальчика. Он долго любовался нежными, красивыми иголочками, а потом  дунул – и снежинка снова превратилась в капельку». Довольный собой, Вадике быстро уснул. Вечером следующего дня  мама спросила: «Ну как, понравилась  Ольге Сергеевне твоя сказка?» Понурив голову, сын ответил: «Она сказала, что это не сказка: так и в жизни бывает. Кругомворот называется».

 

 

Ключ к  тесту по определению  психолого-педагогической  компетенции  воспитателя ДОУ

 

 

При обработке результатов  тестирования за каждый правильный ответ  присваивается 1 балл.

 

 

I. Репродуктивный уровень.

 

1. Выготский Л.С.

 

2. Соотношение стадий  развития ребенка с типом ведущей  деятельности

 

А – б; Б – а; В –  г; Г- в.

 

3. Соотношение типа ведущей  деятельности с типом скрадывающихся  в ней взаимоотношений взрослого  и ребенка.

 

А – а; Б – в; В - б.

 

4. Классификация методов  психологических исследований

 

А - б, в, г, д;  Б - а.

 

 

II. Продуктивный уровень.

 

 

1. Определения понятий.

 

А) Социальная ситуация развития - это система социальных условий, определяющих          психологическое развитие человека.

 

Б) Общение - это основное условие развитие ребенка важнейший  фактор формирования личности один из главных видов деятельности человека  устремленное на познание и оценку само себя посредством других людей.

 

В) Межличностные отношения - это взаимодействие двух и более  людей, состоящее из обмена информации рационального или эмоционального характера.

 

Г) Зона актуального развития ребенка -   характеризует успехи и итоги развития ребенка на сегодняшний  день.

 

Д) Зона ближайшего развития ребенка – это возможности  в психическом развитии ребенка,  которые открываются у него при  оказании ему минимальной помощи со стороны взрослого.

 

2.  Ведущая деятельность  – деятельность, которая в главном  и в основном определяет психическое  развитие ребенка в данный  период и ведущая развитие  за собой. В период младенчества  ведущей деятельностью является  – эмоционально-непосредственное  общение; в раннем детстве –  предметная деятельность; в дошкольном  детстве – игра. В.д. определяет  возникновение и  формирование  основных новообразований человека  на каждой ступени его развития.

 

 

3. Соотношение показателей  развития форм общения с показателями  основных параметров общения:

 

А) Ситуативно-личностная -2-4 (б, г, е)

 

Б) Ситуативно-деловая – 0,6-2  (в)

 

В) Внеситуативно-познавательная – 3-5 (а, ж)

 

Г) Внеситуативно-личностная 6-7 (з)

 

 

4. Этапы становления игры.

 

От рождения до года –  ознакомительная игра

 

От года до двух лет –  отобразительная игра

 

От двух до трех лет –  сюжетно-отобразительная игра

 

От трех до четырех  лет - сюжетно-ролевая игра

 

От четырех до пяти лет  – собственно ролевая игра

 

От пяти до шести лет  – режиссерская игра

 

Обработка результатов.

 

За каждое соответствие с  ключом присваивается 1 балл. Таким  образом, максимальное количество баллов за два  уровня соответствует 28 баллам.

 

 

Уровень 

Кол-во баллов

 

Низкий уровень 

1-9

 

Средний уровень 

10-24

 

Высокий уровень 

25-28

 

 

 

III. Конструктивный уровень  и  IY.  творческий уровень обрабатываются  на основе правильности выводов  педагогов соответствии с правильностью  выхода из этих ситуаций. По  каждому уровню делается вывод  о психолого-педагогической компетенции  воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10.

 

Психогимнастические упражнения для педагогов.

 

Психогимнастические упражнения направлены на дос тижение двух основных целей применительно к педагоги ческой деятельности. Во-первых, они  способствуют гармо низации внутреннего  мира учителя, ослаблению его психической  напряженности, снятию некоторых невротичес ких реакций, т. е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психи ческих сил педагога, расширение его профессионального  самосознания, формирование педагогической рефлексии в его деятельности. Регулярное выполнение воспитателями  психогимнастических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться  в собственных психических со стояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять ими для  сохранения, укрепления собственного психичес кого здоровья и, как следствие  этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно неболь ших затратах нервно-психической  энергии.

 

Представленные упражнения психолог может проводить как  при индивидуальной работе, так и  при работе с группой.

 

1) Упражнения, используемые  для снятия эмоциональ ного  напряжения.

 

В любой профессии, изобилующей  стрессогенными си туациями, а именно к этому разряду профессий  относится работа воспитателя дошкольного  учреждения, — важным условием сохране  ния и укрепления психического здоровья работника выс тупает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, сни  мать внутренние «зажимы» и расслабляться. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, педагог сможет снять усталость и обрести  состояние внутрен ней стабильности, свободы, уверенности в себе.

 

Психотехнические упражнения можно выполнять в игровой  или спальной комнате группы перед  занятием или сразу же после его  окончания. Релаксационной психотехникой  можно зани маться по мере необходимости.

 

 

Упражнение «Внутренний  луч»

 

Упражнение выполняется  индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

 

Для того чтобы выполнять  упражнение, надо принять удобную  позу, сидя или стоя в зависимости  от того, где оно будет выполняться.

 

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее час  ти, возникает светлый луч, который  медленно и последова тельно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляю щим светом. По мере движения луча разглаживаются мор щины, исчезает  напряжение в  области затылка, ослабляется складка  на лбу, опадают брови, «охлаждаются»  глаза, ослаб ляются зажимы в углах  губ, опускаются плечи, освобожда ются шея и грудь. Внутренний луч как  бы формирует новую внешность  спокойного, освобожденного человека, удовлетво ренного собой и  своей жизнью, профессией и учениками.

Информация о работе Работа с дошкольниками