Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:37, контрольная работа
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
I. Репродуктивный уровень.
1. Кто из отечественных психологов разработал учение о «зоне ближайшего развития» и «зоне актуального развития» ребенка дошкольного возраста:
А) Гальперин П.Я. Б) Эльконин Д.Б. В) Выготский Л.С.
2. Соотнесите стадию развития
ребенка с типом ведущей
А) Младенец
Б) Ребенок раннего возраста
В) Ребенок дошкольного возраста
Г) Ребенок младшего школьного возраста
а) орудийно-предметная деятельность
б) эмоционально-непосредственное общение
в) учебная деятельность
г) игра
3. Соотнесите ведущую
деятельность и тип
А) Эмоционально-непосредственное общение
Б) Предметная деятельность
В) Игровая деятельность
а) симбиоз, эмоциональная синтония
б) кооперация и конкуренция
в) руководство и подчинение
4. Установите соответствие,
классифицировав методы
А) Основные методы
Б) Частные (вспомогательные)
а) анализ продуктов детского творчества
б) беседа
в) эксперимент
г) наблюдение
д) анкетирование
II. Продуктивный уровень.
1. Дайте определение понятий
А) Социальная ситуация развития – это …
Б) Общение – это …
В) Межличностные отношения – это …
Г) Зона актуального развития – это …
Д) Зона ближайшего развития - это …
2. Восстановите текст:
Ведущая деятельность – деятельность, которая в главном и основном определяет… развитие ребенка в … период. В период младенчества ведущей деятельностью является …, в раннем детстве - …, в дошкольном детстве - ….
В.д. определяет возникновение и формирование основных … человека на каждой ступени его развития.
3. Соотнесите показатели
развития форм общения с
А) Ситуативно-личностная
Б) Ситуативно-деловая
В) Внеситуативно-познавательная
Г) Внеситуативно-личностная
а) Речь
б) экспрессивно-мимические реакции
в) предметно-действенные операции
г) речевые операции
д) совместная деятельность
е) удовлетворение первичных потребностей
ж) совместная и самостоятельная деятельность ребенка
з) самостоятельная деятельность ребенка
4. Восстановите логическую
последовательность этапов
Возраст детей
Этапы становления игры
От рождения до 1 года
Отобразительная игра
От 1 до 2 лет
Сюжетно-ролевая игра
От 2 до 3 лет
Ознакомительная игра
От 3 до 4 лет
Режиссерская игра
От 4 до 5 лет
Сюжетно-отобразительная
От 5 до 6 лет
Собственно ролевая игра
III. Конструктивный уровень.
1. Дайте обоснованную оценку действиям воспитателя.
Когда дети впервые приходят в детский сад, педагог пытается привлечь их внимание, показать, что есть интересного в саду. При этом он показывает сразу все игрушки, доказывает, что они лучше, чем у ребенка дома, и, кроме того, в них здесь играть интереснее, потому, что в детском саду много других ребят.
2. Дайте обоснованную оценку действиям воспитателя.
Пятилетний ребенок заплакал из-за того, что ему запретили бить в барабан, потому, что он мешал другим. «Тебе хочется плакать? – говорит воспитатель. – Иди-ка, милый, в раздевалку, закройся там и плачь. Ладно?» Ребенок направился в раздевалку, но, не дойдя до нее, перестал плакать и повернул обратно.
3. Дайте обоснованную оценку действиям воспитателя.
Педагог разделяет детей на несколько подгрупп и предлагает составит рассказ по одной картине от лица различных героев, изображенных на ней. Затем рассказы сравниваются. Детей подводят к выводу, что воспринимать одну и ту же ситуацию и действовать в ней можно по-разному.
VI. Творческий уровень.
1. Обоснуйте ваши предложения,
связанные с различными
Нина (3 года 3 месяца) пятый день в детском саду. Войдя в группу, девочка облюбовала себе куклу, села на ковер, нежно взяла ее на руки. Смотрит кукле в глаза, мило улыбается, с трудом натягивает на ножки куклы тапочки, приглаживает косички. В это время подходит Зина, начинает отбирать игрушку. Нина возмущается:
- Я сама хочу! Я ее еще не одела!
Зина вырывает куклу. Вмешивается воспитатель:
- Отдай Ниночка куклу! Ведь ты ее уже подержала!
Нина – послушная девочка, поэтому кивает и молча отходит. Воспитательница довольна и по этому поводу записывает в дневнике, что дети научились уступать друг другу. В это время Нина, улучив момент, когда взрослого нет рядом, громко
- Какая ты плохая, противная!
– и демонстративно
- А когда моя мама придет?
2.Обоснуйте ваши предложения,
связанные с различными
В средней группе, куда привели Сашу, был достаточно организованный, дружный детский коллектив, с хорошей традицией: справедливо распределять роли в игре, следить, чтобы всем по очереди доставались главные.
С первых дней пребывания в группе Саша проявил активность, богатую фантазию, инициативу. Он любил мастерить игрушки, строить, проявлял большой интерес к коллективным играм, при этом у него проявлялось выраженное стремление быть смелым, сильным.
Вместе с тем он мог ударить не подчинившегося в игре товарища, грубо подавить инициативу сразу нескольких ребят. Были случаи, когда он выполнял в игре не одну роль, а несколько: он и капитан корабля, и радист (ему эта роль особенно нравилась). Роли в игре он всегда стремился распределять сам, приводя такие аргументы: «Я так хочу!», «Они ничего без меня не умеют!»
3. Обоснуйте ваши предложения,
связанные с различными
Придя из детского сада, Вадик (6 лет) сказал: «Мама, нам дали задание сочинить сказку про любое дерево, снежинку или тучку».
Перед сном, уже в постели, мальчик придумал сказку: «Жила-была тучка. В ней было много капелек, но одна, самая большая, не удержалась и оторвалась от тучки. По пути на землю тяжелая капелька превратилась в легкую, красивую снежинку. Она кружилась, кружилась в воздухе, не зная, куда сесть. Увидела собачку, которая сидела на дорожке. Та вскочила и побежала, а снежинка снова поднялась вверх. Потом снежинка села на рукавичку мальчика. Он долго любовался нежными, красивыми иголочками, а потом дунул – и снежинка снова превратилась в капельку». Довольный собой, Вадике быстро уснул. Вечером следующего дня мама спросила: «Ну как, понравилась Ольге Сергеевне твоя сказка?» Понурив голову, сын ответил: «Она сказала, что это не сказка: так и в жизни бывает. Кругомворот называется».
Ключ к тесту по определению психолого-педагогической компетенции воспитателя ДОУ
При обработке результатов тестирования за каждый правильный ответ присваивается 1 балл.
I. Репродуктивный уровень.
1. Выготский Л.С.
2. Соотношение стадий
развития ребенка с типом
А – б; Б – а; В – г; Г- в.
3. Соотношение типа ведущей
деятельности с типом
А – а; Б – в; В - б.
4. Классификация методов психологических исследований
А - б, в, г, д; Б - а.
II. Продуктивный уровень.
1. Определения понятий.
А) Социальная ситуация развития - это система социальных условий, определяющих психологическое развитие человека.
Б) Общение - это основное условие развитие ребенка важнейший фактор формирования личности один из главных видов деятельности человека устремленное на познание и оценку само себя посредством других людей.
В) Межличностные отношения
- это взаимодействие двух и более
людей, состоящее из обмена информации
рационального или
Г) Зона актуального развития ребенка - характеризует успехи и итоги развития ребенка на сегодняшний день.
Д) Зона ближайшего развития ребенка – это возможности в психическом развитии ребенка, которые открываются у него при оказании ему минимальной помощи со стороны взрослого.
2. Ведущая деятельность
– деятельность, которая в главном
и в основном определяет
3. Соотношение показателей
развития форм общения с
А) Ситуативно-личностная -2-4 (б, г, е)
Б) Ситуативно-деловая – 0,6-2 (в)
В) Внеситуативно-познавательная – 3-5 (а, ж)
Г) Внеситуативно-личностная 6-7 (з)
4. Этапы становления игры.
От рождения до года – ознакомительная игра
От года до двух лет – отобразительная игра
От двух до трех лет – сюжетно-отобразительная игра
От трех до четырех лет - сюжетно-ролевая игра
От четырех до пяти лет – собственно ролевая игра
От пяти до шести лет – режиссерская игра
Обработка результатов.
За каждое соответствие с ключом присваивается 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов за два уровня соответствует 28 баллам.
Уровень
Кол-во баллов
Низкий уровень
1-9
Средний уровень
10-24
Высокий уровень
25-28
III. Конструктивный уровень
и IY. творческий уровень
Приложение 10.
Психогимнастические упражнения для педагогов.
Психогимнастические упражнения
направлены на дос тижение двух основных
целей применительно к педагоги
ческой деятельности. Во-первых, они
способствуют гармо низации внутреннего
мира учителя, ослаблению его психической
напряженности, снятию некоторых невротичес
ких реакций, т. е. имеют сугубо психотерапевтические
цели. Во-вторых, они нацелены на развитие
внутренних психи ческих сил педагога,
расширение его профессионального
самосознания, формирование педагогической
рефлексии в его деятельности.
Регулярное выполнение воспитателями
психогимнастических игровых
Представленные упражнения психолог может проводить как при индивидуальной работе, так и при работе с группой.
1) Упражнения, используемые для снятия эмоциональ ного напряжения.
В любой профессии, изобилующей
стрессогенными си туациями, а именно
к этому разряду профессий
относится работа воспитателя дошкольного
учреждения, — важным условием сохране
ния и укрепления психического здоровья
работника выс тупает его умение
вовремя «сбрасывать» напряжение, сни
мать внутренние «зажимы» и расслабляться.
В течение 3-5 минут, затраченных на
выполнение упражнений, педагог сможет
снять усталость и обрести
состояние внутрен ней
Психотехнические упражнения можно выполнять в игровой или спальной комнате группы перед занятием или сразу же после его окончания. Релаксационной психотехникой можно зани маться по мере необходимости.
Упражнение «Внутренний луч»
Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.
Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться.
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее час ти, возникает светлый луч, который медленно и последова тельно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляю щим светом. По мере движения луча разглаживаются мор щины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослаб ляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобожда ются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетво ренного собой и своей жизнью, профессией и учениками.