Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:37, контрольная работа
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз.
Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком», «Я стал сильным, спокойным и ста бильным! Я все буду делать хорошо!».
Упражнение «Пресс»
Игровое упражнение нейтрализует
и подавляет отрица тельные эмоции
гнева, раздражения, повышенной тревож
ности, агрессии. Упражнение лучше делать
перед работой в «трудный»
день, или родителями, перед любой
психологически напряжен ной ситуацией,
требующей внутреннего
Суть упражнения состоит в следующем. Педагог пред ставляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, кото рый движется сверху вниз, подавляя возникающие отрица тельные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощу щения физической тяжести внутреннего пресса, подавляю щего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отри цательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.
Упражнение «Дерево»
Любое напряженное психологическое состояние харак теризуется суженностью сознания и сверх-концентрацией человека на своих переживаниях.
Ощутимое ослабление внутренней напряженности дос тигается в том случае, если человек сумел произвести дей ствие децентрации: «снял» центр ситуации с себя и пере нес его на какой-либо предмет или внешние обстоятель ства. Децентрация позволяет перенести, «выбросить» от рицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.
Существует несколько
форм децентрации. Ролевая де центрация
связана с перевоплощением
Упражнение вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.
Ведущий дает команды: Представьте
себя деревом (ка ким вам нравится,
с каким легче всего себя отождествить).
Детально проигрывайте в сознании образ
этого дерева: его мощный и гибкий
ствол, переплетающиеся ветви, колы
шущуюся на ветру листву, открытость
кроны навстречу солнечным
Упражнение «Голова»
Профессия педагога относится не только к разряду стрес совых, это профессия управленческого труда. Педагог вы нужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на воспитанников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсив ное управление воспитательной ситуацией вызывает у педагога пе ренапряжение, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб воспитателей — на головные боли, тяжесть в затылочной области головы. Это упражнение по может снять неприятные соматические ощущения.
Ведущий:
— Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мыс ленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмо ционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение «Руки»
Упражнение лучше проводить в конце рабочего дня, когда накопилась усталость, снизилась работоспособность. Упражнение снимает усталость, помогает установить пси хическое равновесие, баланс.
Ведущий:
— Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь.
Упражнение «Настроение»
Упражнение проводится для снятия эмоционального напряжения, улучшения настроения.
Ведущий:
— Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его.
Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбрось те в урну.
2) Адаптационные упражнения.
Данная группа упражнений предназначена в основном для проведения работы с молодыми учителями. Они ис пользуются для развития адаптации педагога к школьным условиям, способствуют развитию наблюдательности, кон центрации внимания, самоконтроля. Развивая эти каче ства, молодой учитель сможет быстрее и эффективнее прой ти адаптационный период.
Упражнение «Фокусировка»
Упражнение выполняется
за 10-15 минут до начала уро ка. Педагогу
предлагается удобно расположиться
на стуле и сосредоточить свое
внимание на том или ином участке
тела и почувствовать его теплоту.
Психолог при этом дает указа ния,
на каком участке тела сосредоточиться.
Например, по команде по команде
«Рука!» — нужно
Упражнение «Дыхание»
Упражнение желательно выполнять перед началом занятия. Педагогу предлагается устроиться в кресле или на стуле, расслабиться и закрыть глаза. По команде нужно постараться отключить свое внимание от внешней ситуа ции и сосредоточиться на своем дыхании. При этом не нужно специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполня ется в течение 5-10 минут.
Упражнение «Переключение внимания»
Воспитателю нужно уметь легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Упражнение желательно проводить
в перерывах между занятиями
в течение 15-20 минут. Ведущий предлагает:
«Зай митесь счетом (арифметическими
действиями с цифрами), затем, после
3-4 минут после начала счета без
перехода, сразу же, начните читать
сложный газетный текст в течение
5—7 минут. Остановитесь. Посмотрите, сколько
ошибок вы сделали при подсчетах,
а также попробуйте как можно
пол нее и детальнее
3) Упражнения для развития обучающих навыков
Эта группа упражнений используется для повышения педагогической компетенции педагогов, их способности ана лизировать, дискутировать, логично и доступно объяснять учебный материал. Упражнения могут проводиться на специально организованных учебно-методических семинарах, а также на педагогических советах.
Упражнение «Иллюстративное объяснение»
(реквизит: тема и план
проведения занятия, зритель
Ведущий:
— Уважаемые коллеги! Мы
собрались для того, чтобы провести
коллективное занятие по освоению иллюстративно-объяснительного
способа обучения. Желательно, чтобы
каж дый из участников игры выступил
с предложением о теме проводимого
совместно занятия, его плане
и используемом при этом аудиовизуальном
материале и учебно-наглядных
пособиях. В идеальном случае каждая
фраза, произносимая преподавателем, должна
сопровождаться, например, вклю чением
диапроектора, магнитофона или
Дается время на подготовку.
Ведущий:
— Дебютант, в течение одной-двух минут постарайтесь кратко рассказать о предлагаемой вами теме, используемом иллюстративном материале. Участники игры, выскажите свои пожелания перед началом занятия. Просим вас. А теперь, если все полностью готовы, давайте проведем это занятие. Все принимают активное участие, ведь в следующий раз на месте дебютанта можете быть Вы. Начинаем урок!
Все внимательно слушают выступающего.
Ведущий:
— Мы заканчиваем занятие. Просим всех высказать свои впечатления.
Упражнение «Дискуссия»
(Следует заранее подготовить темы дискуссии и роли)
Ведущий:
— Уважаемые коллеги! Это занятие мы проведем в форме дискуссии. Тем для дискуссий весьма много, но имеет смысл выбрать наиболее актуальные. Наверное, самое сложное в дискуссии — провести ее кратко, так, чтобы в результате образовались практические выводы. Итак, пусть один из вас возьмет на себя инициативу согласовать со всеми тему дискуссии и определить регламент ее проведения. Пожалуйста. (Дается время на обсуждение).
Ведущий:
— Итак, определены тема и
время. Остается распределить роли. Кто-то
должен на себя взять инициативу кратко
охарактеризовать предмет дискуссии.
Пожалуйста. Теперь заслушаем основополагающие
мнения, принципиально и с разных
сторон рассматривающие предмет
дискуссии. Ведущий, предоставьте слово
тем, кто хочет высказать
Ведущий:
— Если основные мнения высказаны,
предлагаем такую процедуру. Можно
пересесть таким образом, чтобы
за каждым из выступивших сели его
приверженцы. Таким образом, мы сможем
уже наглядно увидеть массовость
каж дой фракции и определить
силы сторонников и противни ков.
Просим пересесть. Сейчас мы предлагаем
от каждой оппозиции выступить по
одному стороннику своего лидера и
постараться развить
Ведущий:
— Теперь предлагаем цивилизованный интеллектуальный поединок между представителями оппозиций. Предлагаем выйти вперед двум представителям разных фракций и в цивилизованном споре перед всеми постараться убедить друг друга в своей правоте.
А теперь определим мнение большинства голосовани ем. Секретаря просим записывать мнения, принятые боль шинством. Пожалуйста.
Ведущий:
— Мы заканчиваем единоборство. Теперь можно развернуть дискуссию представителей от каждой фракции. Выделите по одному представителю от каждой фракции. Дискуссия начинается!
В заключение послушаем тех, кто пока не высказывался. Подведем итоги.
Упражнение «Проблемное обучение»
Ведущий:
— Проведем это занятие в виде проблемного. Подберем, из числа предложенных, учебный материал, наиболее отвечающий стилю проблемного обучения. Но для этого, каждый, возьмите учебный текст, постарайтесь его разбить на отдельные составляющие, каждая из которых может быть представлена в виде проблемы, и постарайтесь сформулировать каждую составляющую проблемного вопроса так, чтобы учащиеся могли как бы додуматься до этого текста, услышав только вопрос. Итак, пожалуйста, разбейте текст на фрагменты и на отдельном листочке сформулируйте ряд последовательных вопросов для каждой составляющей текста.
Ведущий:
— Если вы уже закончили, сообщите ведущему о своей готовности. Пожалуйста.
Ведущий может выбрать один из подготовленных про блемных вопросов и предоставить возможность автору воп росов провести проблемное занятие. Для этого ведущий сообщает тему занятия, задает проблемный вопрос и на водит всех присутствующих на коллективный ответ на него.