Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:37, контрольная работа
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Организационно-
Экономическая адаптация – привыкание к определенному уровню заработка и социального обеспечения. Она позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов.
Санитарно-гигиеническая адаптация – приспособление к распорядку работы, условиям труда, новым требованиям трудовой, производственной и технологической дисциплины.
Помимо этих компонентов
различают активную адаптацию, когда
индивид стремится
Еще один немаловажный аспект – обсуждение вопроса об успешности и эффективности адаптации. Существует ряд условий, которые необходимо выполнять для того, чтобы мероприятия по адаптации прошли успешно и принесли желаемый положительный эффект.
Успешность адаптации зависит от ряда следующих условий:
• качественный уровень работы по профессиональной ори ентации потенциальных сотрудников;
• объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
• отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
• престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
• особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;
• наличие отработанной системы внедрения новшеств;
• гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
• особенности социально-
• личностные свойства адаптируемого
сотрудника, связанные с его
Таким образом, под адаптацией
молодых специалистов к педагогической
деятельности в дошкольном образовательном
учреждении мы будем понимать процесс
активного осознанного
На основании анализа
теоретических положений и
Цель: создание в ДОУ условий
для профессионального роста
молодых специалистов, способствующих
снижению проблем адаптации и
успешному вхождению в
Задачи:
1. Обеспечить условия
наиболее лёгкой адаптации
2. Использовать эффективные
формы повышения
3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов;
4. Приобщать молодых
Гипотеза: Мы считаем, что
если в процессе адаптации начинающих
педагогов использовать системный
подход по повышению уверенности
в своих силах, профессиональной
компетентности молодых специалистов,
то это позволит начинающему воспитателю
быстро адаптироваться к работе в
детском саду, избежать момента неуверенности
в собственных силах, наладить успешную
коммуникацию со всеми участниками
педагогического процесса, формировать
мотивацию к дальнейшему
Те воспитатели, которые
в первый год своей работы не получат
поддержки от психолога, коллег и
администрации, чувствуют себя «брошенными
на произвол судьбы», от столкновения
с реальностью испытывают шок. Молодой
воспитатель боится собственной
несостоятельности во взаимодействии
с воспитанниками, их родителями, опасается
критики администрации и
Работа по проекту проводилась в три этапа:
I этап - аналитико-поисковый
- (2008-2009 уч. г.) - анализ психолого-
II этап - экспериментальный
- (2009-2010 уч. г.) - разработка и апробирование
программы профессиональной
III этап – оценочно-
Следует заметить, что работа по теме проекта не завершена, и в дальнейшем будет продолжаться с учётом выявленных проблем и сложностей молодых воспитателей.
Практическая значимость и результативность работы по проекту заключается в том, что внедрение разработанных мероприятий по адаптации молодых воспитателей позволит успешнее решать проблему удовлетворения потребности личности в профессиональном (как педагога) самоопределении и становлении, позволит всесторонне учитывать ее индивидуальные особенности, будет способствовать закреплению специалистов, формированию их ответственности и мобильности, что особо значимо в условиях рыночных отношений.
Разработка модели организации психолого-педагогической работы по адаптации молодых специалистов в дошкольном образовательном учреждении
Модель организации психолого-
Условно разделив молодых педагогов на группы, мы определили цель и основные задачи работы с данными группами воспитателей.
Таблица 1. Дифференциация начинающих воспитателей в зависимости от полученного образования
Начинающие воспитатели
Выпускники, имеющие специальное
образование в области
Выпускники педагогических высших учебных заведений (учителя различных профилей)
Выпускники высших и средних
учебных заведений
Свою работу с молодыми специалистами мы строим с учетом трех аспектов их деятельности.
Таблица 2. Психолого-педагогические аспекты адаптационного периода начинающих воспитателей
Старший воспитатель - молодой специалист
Молодой специалист – психолог
Молодой специалист – коллега
- создание условий для
легкой адаптации молодого
- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
- обеспечение методической
литературой, материалами
- создание условий для
легкой адаптации молодого
- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у педагогического коллектива, детей и их родителей
- оказание поддержки со стороны коллег, принятие начинающего воспитателя
Мы учитывали, что профессиональная
адаптация начинающего
-трудовая мотивация,
-профессиональная адаптация
воспитателя осуществляется в
неразрывной связи с процессом
его личностного и
-в организации
-материально-техническое
обеспечение образовательного
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строился с учётом следующих факторов:
- уровень базового образования, насколько хорошо теоретически подготовлены;
- индивидуальные особенности личности;
- уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться);
- наличие практического опыта общения с детьми.
Таблица 3. Формы и методы работы с молодыми специалистами
Работа психолога ДОУ
консультирование (индивидуальное, групповое);
работа психологического клуба «Молодой воспитатель»
Активные методы (совместно со старшим воспитателем)
теоретические семинары (доклады, сообщения);
семинары-практикумы;
ролевые игры, деловые игры;
дискуссии, диспуты;
обсуждение открытых мероприятий;
конкурсы педагогического мастерства;
педагогические советы;
обсуждение передового
педагогического опыта и
разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;
педагогические чтения,
научно-практические
творческие группы;
методические объединения,
индивидуальные консультации;
педагогический фестиваль;
стендовая защита и т. д.
Решать поставленные задачи
нужно с учетом того, что в своем
профессиональном становлении молодой
специалист проходит несколько этапов.
На основании содержательного
Таблица 4. Модель организации работы с молодыми специалистами
Этапы
Содержание работы молодого воспитателя
Содержание работы заведующей и старшего воспитателя
Содержание работы психолога
1й этап
1-й год работы
Период адаптации - самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
- молодой воспитатель
несколько дней под
- создание условий для
легкой адаптации молодого
- беседа заведующего ДОУ
при приеме на работу молодого
специалиста, знакомство его с
должностной инструкцией,
-изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
-знакомство с детским
садом, представление молодого
воспитателя коллективу (выбираются
те формы и методы, которые
в конечном итоге будут