Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:37, контрольная работа
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Теоретическое и практическое обоснование проекта.
Период вхождения начинающего
педагога в профессию отличается
напряженностью, важностью для его
личностного и
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Актуальность названной проблемы, которая, в свою очередь, и определила выбор темы проекта, целесообразно рассматривать в трех аспектах:
- педагогическом, предполагающем
выявление педагогических
- психологическом, связанном
с развитием у начинающего
педагога потребности в
- социальном, так как адаптация
молодого специалиста
Именно по этой причине мы считаем, что адаптация молодых педагогов к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении должна проводиться комплексно: заведующей, старшим воспитателем, психологом при участии всего педагогического коллектива.
Задача руководителя, старшего
воспитателя, педагога-психолога –
помочь молодым педагогам
В 2008-2009 учебном году в дошкольное учреждение поступило четыре молодых педагога: 2 педагога с высшим педагогическим образованием (учителя), 1 педагог со средним специальным образованием (воспитатель детского сада), 1 воспитатель с непедагогическим образованием. Из них 2 человека уволились, не проработав и года.
В 2009 – 2010 учебном году в дошкольное учреждение пришли работать два педагога с высшим педагогическим образованием (учителя) и один педагог с непедагогическим образованием.
В 2010- 2011 учебном году в дошкольное учреждение поступило два молодых педагога: один с высшим педагогическим образованием (дошкольная педагогика и психология), один педагог вернулся в дошкольное образование после перерыва (занятие другим видом деятельности).
Таким образом, за три неполных
учебных года в детский сад
поступило девять молодых специалистов.
Уволилось два молодых
В современных условиях выпускник
вуза, колледжа должен в максимально
короткие сроки адаптироваться в
новых для него условиях практической
деятельности. Сегодня процесс адаптации
начинающего воспитателя
В нашем детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто отработал много лет. В ДОУ работают и мастера педагогического труда, и молодые, неопытные педагоги, поэтому необходимо проводить разноуровневую, дифференцированную работу с каждым молодым педагогом.
Проблема адаптации человека привлекает внимание специалистов различных областей: социологии, философии, психологии, педагогики и др. Каждая из наук использует названное понятие, наполняя его своим смыслом, содержанием.
Обращаясь к проблеме профессиональной
адаптации молодого воспитателя, мы
полагаем, что необходим системный
подход в понимании сущности названного
вопроса. В связи с этим возникает
необходимость рассмотрения составных
самого понятия «адаптация», тем
более что адаптационные
Выбор профессии, которая
подходит под индивидуально-
Считается, что если правильно проведен этап подбора сотрудника, он сам будет эффективно выполнять свои функции в соответствии с требованиями рабочего места. И лишь в дальнейшем возникнет необходимость проводить мероприятия по мотивации сотрудника (тренинги, программы повышения квалификации и т. д.). Однако на практике оказывается, что наиболее высокий процент принятых на работу покидает орга низацию именно в течение первых трех месяцев. Причем, в некоторых случаях этот показатель достигает 70-80 %. Как указывает Т. Ю. Базаров, 90 % людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации.
Важность правильной адаптации
и введения в курс дела новых сотрудников
трудно переоценить. При поступлении
на работу кандидат лишь приблизительно
представляет себе, что ценит организация
в своих работниках и чего она
ожидает от них. У самих кандидатов
заранее формируются
Существуют два основных
подхода к трактовке понятия
«адаптация». В их основе лежит двойственность
природы адаптации. В рамках первого
подхода адаптация
Второй подход условно можно назвать процедурным – термин «адаптация» применяют для обозначения ряда организационных и управленческих мероприятий, цель которых состоит в облегчении вхождения новых сотрудников в жизнь организации. Здесь речь идет о спланированных усилиях отдела персонала, которые должны способствовать освоению новичком работы, сокращению периода адаптации в коллективе. В этом случае вместо понятия «адаптация» часто используется термин «введение в должность» или «введение в курс дела».
С. Г. Попов выделяет следующие преимущества, которые создает осуществление целенаправленных мероприятий по адаптации:
1) уменьшение начальных издержек при входе сотрудника в организацию. Это позволяет быстрее входить в курс дел и эффективно работать;
2) снижение напряженности у работника при входе в новую должность;
3) сокращение текучести
кадров за счет снижения
4) экономия рабочего времени
непосредственного начальника, затрачиваемого
на объяснения и обучение
5) реализм в ожиданиях и удовлетворенность работой (вводная беседа);
6) обучение (научение) поведению
в организации (введение в
Вступление работника в новую должность неизбежно сопровождается процессом адаптации. Как уже отмечалось, адаптация означает приспособление индивидуума к рабочему месту, работе и рабочему коллективу и отражает то состояние, которое испытывает каждый из нас, попадая в новую, неизвестную среду.
Адаптация работника –
это приспособление индивидуума
к рабочему месту и трудовому
коллективу. Таким образом, когда
в организацию приходит новый
сотрудник, наблюдаются два одновременно
происходящих процесса привыкания. Поэтому
процесс адаптации можно
Как и любой управленческий
феномен, адаптация имеет свои специфические
особенности, которые легли в
основу ее классификаций. Различают
несколько видов адаптации. Распространено
выделение первичной и
В основе следующей классификации лежит деление на виды адаптации в зависимости от объекта, к которому сотрудник адаптируется.
По отношению к объекту
виды адаптации можно разделить
на две основные группы: производственную
и внепроизводственную. В соответствии
с названием
Внепроизводственная адаптация включает:
1) адаптацию к новым бытовым условиям;
2) адаптацию к
3) адаптацию в период отдыха.
Производственная адаптация включает все аспекты приспособления сотрудников к работе в новой организации, а именно:
-профессиональную адаптацию;
-психофизиологическую;
-социально-психологическую;
-организационно-
-экономическую;
-санитарно-гигиеническую.
Профессиональная адаптация – это приспособление работника к выполняемой работе. Она заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.
Профессиональная адаптация
играет большую роль в ситуации вхождения
в организацию молодого специалиста,
так как у него имеется в
основном теоретическое представление
о том, как происходит рабочий
процесс. Профессиональная адаптация
оценивается как по объективным,
так и по субъективным показателям.
К объективным показателям
Психофизиологическая
Социально-психологическая адаптация – приспособление новичка к коллективу. Она состоит в освоении социально-психологических особенностей групп и индивидов в организации, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, позитивном взаимодействии с другими членами и привыкании к новому стилю руководства. Это означает включение работника в систему взаимоотношений в организации, в ее коллектив как равноправного, принимаемого всеми членами.